21 марта во время обсуждения со студентами факультета телевидения МГУскандала с выступлением панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя Глава синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, как утверждает информационный портал Газета.ру, заявил следующее:
«Я на самом деле считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков. Нравственное дело, достойное поведения христианина, – уничтожить как можно больше большевиков, чтобы отстоять вещи, которые для христианина являются святыми, и свергнуть большевистскую власть … Вся православная традиция и Евангелие Христово в данном случае заповедует людям защищаться, в том числе силой оружия, против беззакония псевдовласти, которая была узурпаторской и никогда не была, по большому счету, законной».
Не буду широко касаться темы молебна Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Хочу лишь только озвучить свою позицию по этому вопросу, после чего продолжим разговор на заданную Чаплиным тему.
Считаю, что девушкам после задержания нужно было дать максимум пятнадцать суток ареста за нарушение общественного порядка или мелкое хулиганство, после чего отпустить восвояси, а обществу сообщить, что РПЦ считает этот поступок недостойным христианина, но она прощает эту выходку девушкам, считая её незрелой, и пусть далее эти девушки живут со своей совестью сами, что лучшее наказание для них - стыд за содеянное, который когда-нибудь должен будет у них возникнуть.
К слову. Как считает один из блогеров, установлен еще один участник Pussy Riot. Им, по его мнению, является Вера Кичанова, которая была избрана на прошедших муниципальных выборах в муниципальные депутаты по Южному Тушино.
Чтобы понять, что за девушка эта Вера посмотрите заметку «Умные и дураки» о её «избирательной кампании».
Наверное, это объясняет, почему четвёртая участница до сих пор не поймана. Видно серьёзные у неё покровители. «Перед законом все равны», но кое-кто, судя по всему, равнее. Но продолжим.
То, что члены Межрелигиозного совета считают, что: "Поступок этих людей является не просто хулиганством, их цель - разжечь рознь в обществе на религиозной почве", на мой взгляд, беспочвенное утверждение. Это внутреннее дело РПЦ и своих прихожан.
Судя по тексту панк-молебна, девушки протестуют против В.Путина, вмешательства РПЦ в светскую жизнь и роскоши яхт, лимузинов, дворцов церковнослужителей, что, по мнению участниц Pussy Riot, является ярчайшим показателем отсутствия не только веры Богу, но и неисполнением заповедей Христа: «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Божие!».
На мой взгляд, служители культа в РПЦ и «верующие» прихожане не имеют права судить девушек за то, что они изобличают общественные пороки безверия, захлестнувшего страну, начиная с её руководства и первоиерархов. Уже даже не смешно, когда «верующие» предлагают целый комплекс карательных мер по отношению к хулиганкам, начиная от изнасилований охранниками храма и заканчивая избиением лопатами. Правда глаза колет?
Помните, как Иисус сказал книжникам и фарисеям, которые, искушая его, привели к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Бросил ли кто? Нет. Так, что же это получается, - те книжники и фарисеи были честнее, устыдившись своих намерений или хотя бы реакции людей на их желание побить женщину камнями?
Спрашиваю себя, а что бы я сделал, будь я на месте патриарха ВСЕЙ Руси?
Наверное, вот что.
Первое. Все денежные потоки (в т.ч. и исходящие от государства) направил бы на помощь сирым и убогим, а все «подарки» (яхты, дворцы и пр.) продал бы и средства пустил на те же цели. Естественно, позаботился бы о том, чтобы помощь не попала в руки тех, кто не нуждается. Патриарх – лицо церкви. И если он заботится о внешнем лоске (золотые украшения, одежды, лимузин, охрана, яхта, дворец и пр.), то и отношение граждан к этому соответствующее. Не имеет даже морального права патриарх выставлять на показ всю эту мирскую роскошь, когда в обществе много нищих, больных, убогих и пр. Раз уж выбрал для себя служить Богу, то отдай ему богово, а нуждающимся мирянам – мирское.
Просто удивительно, когда РПЦ строит церкви (в одной Москве только по проекту будет возведено 200 церквей), а в обществе нищета, безработица, цветут социальные пороки, молодые обречены на бомжевание потому, что многие даже за всю жизнь не способны заработать на жильё. Естественно церкви строятся на деньги государства, которое вместо того, чтобы создать рабочие места, решить жилищные и социальные проблемы, соучаствует в церковном строительстве, по существу взамен предлагая «опиум для народа».
Сколько нуждающихся и больных просят о помощи, и общество им собирает деньги на высокотехнологичную медпомощь, дорогие операции и прочее. А что же РПЦ? Насколько я понимаю, она лишь организует сбор помощи и пожертвований нуждающимся. А должна быть главным действующим лицом, жертвуя более прихожан и сочувствующих всех вместе взятых.
Второе. Обеспечил бы полную прозрачность бюджета РПЦ. Расходы, доходы – всё должно быть задокументировано и выставлено на всеобщее обозрение на созданном специально для этого Интернет-портале. Люди должны знать кому, что, на какие цели и т.д. была оказана помощь. Сколько тратится на зарплаты церковным служителям. На содержание имущества (церквей, храмов и пр.) и на церковные принадлежности. Расписано должно быть всё в мельчайших подробностях.
Третье. Наверное, самое главное. Не проповедовал бы то, что не доказал на личном примере. Для всех служителей, прихожан церкви, а также всего народа патриарх во всех смыслах должен быть примером утверждения на Земле Русской праведных поведения и мысли.
Но вернёмся к Всеволоду Чаплину. Приведу ещё одно высказывание протоиерея, сделанное им в 2007 году в редакции «И» в споре с Леонидом Гозманом:
«В.Ч.: Закон может быть основан на разных ценностях. Для кого-то важнее всего человек, и на этом он строит свой закон. Для кого-то более важна святыня или территория государства, или страна, и он на этом строит свою общественную систему. По-вашему, самое ужасное, что может произойти - уничтожение людей. Я согласен, это плохо, но для меня есть вещи, которые более важны, чем уничтожение того или иного количества людей, или даже жизни всего человечества.
Л.Г.: Что же это?
В.Ч.: Святыни и вера. Жизнь человечества менее важна для меня».
Как видно, Чаплин - носитель вполне определённых взглядов, а потому слова, произнесённые на встрече со студентами, не случайность.
Возникает вопрос, не только о том, насколько соответствует это мировоззрение христианскому вероучению, но и более значимый вопрос об исторической адекватности сказанного Чаплиным на встрече со студентами.
Попробуем разобраться. Сначала предъистория. «25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении занятий Думы до апреля того же года. Дума отказалась подчиниться, собираясь в частных совещаниях. … Видные члены Думы, включая руководителей объединённой оппозиции, приняли решение не подчиняться указу царя и организовали Временный комитет Государственной думы».
Отмечу, что Временный комитет Государственной думы (Исполнительный комитет) – нелегитимен, т.к. деятельность Думы прекращена. Начались волнения. Князь Жевахов предлагает Священному Синоду выступить с поддержкой монархии:
«О необходимости поддержать монархию говорил и товарищ обер-прокурора Н.Д. Жевахов. В разгар забастовок, 26 февраля, он предложил председателю синода, митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому), выпустить воззвание к населению – «вразумляющее, грозное предупреждение Церкви, влекущее, в случае ослушания, церковную кару». Митрополит Владимир, таивший обиду на императора Николая II за «вмешательство» того в дела церкви, а именно за свой перевод с Петроградской на Киевскую кафедру и нашедший повод для сведения личных счётов, отказался помочь падающей монархии, невзирая на настоятельные просьбы Жевахова. С аналогичным предложением осудить революционное движение 27 февраля выступил и обер-прокурор Н.П. Раев, но синод отклонил и это предложение. …
Это свидетельствует о том, что члены Св. синода смотрели на процесс крушения монархии хладнокровно и безучастно, не предпринимая каких-либо попыток её поддержать, не сказав ничего в защиту императора.
2 марта синодальные архиереи частным образом собирались в покоях Московского митрополита. Ими было заслушано поданное митрополитом Петроградским Питиримом прошение об увольнении на покой. Управление столичной епархией временно было возложено на епископа Гдовского Вениамина. Тогда же члены синода признали необходимым немедленно войти в сношение с Исполнительным комитетом Государственной Думы. На основании чего можно утверждать, что Св. синод РПЦ признал Временное правительство ещё до отречения Николая II от престола. (Следующее совещание синодальных членов происходило 3 марта в покоях Киевского митрополита. В тот же день о резолюциях синода было доложено новому правительству).
Первое после государственного переворота официально-торжественное заседание Св. синода состоялось 4 марта. На нём председательствовал митрополит Киевский Владимир и присутствовал новый синодальный обер-прокурор В.Н. Львов, накануне назначенный Временным правительством. Митрополит Владимир и члены синода выражали искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви. Тогда же из зала заседаний синода по инициативе обер-прокурора было вынесено в архив царское кресло, которое в глазах иерархов РПЦ являлось «символом цезарепапизма в Церкви Русской», то есть символом порабощения церкви государством».
Дальше следуют известные события: октябрьская социалистическая революция, расстрел царской семьи и проч.
Но ещё до расстрела избранный патриархом Тихон 19 января 1918 года предал анафеме новую власть, возникшую в результате октябрьской революции.
Далее советское правительство 23 января принимает декрет об отделении церкви от государства (т.е. прекращает платить зарплату церковнослужителям, выделять деньги на содержание храмов и пр.). Что естественно было не по нраву церковникам.
Поэтому 25 января церковный Собор принимает постановление о непризнании декрета и необходимости сопротивляться его претворению в жизнь. А 27 января церковный Собор выпустил воззвание «К православному населению России», в котором призывал: «Показывайте, что вы вняли голосу отца и вождя своего духовного, Святейшего патриарха Тихона, в особом послании он зовёт вас последовать за собою идти на подвиг страдания, в защиту святынь... Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание...».
Возникает вопрос: кто первый развязал гражданскую войну?
Дальше передаю слово А.Г.Купцову и приведу цитаты из его книги «Миф о гонении церкви в СССР» (очень советую прочитать данную книгу не только простым гражданам, но и считающим себя воцерковленными):
««Церковные ведомости» 1918 года. Воззвание Собора: «Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, и мужчины и женщины, и старые и малые, составляйте союзы для защиты наших заветных святынь... Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание. Мужайся же, Русь святая! Иди на свою Голгофу!»
Тихон в послании Н. Троицкому от 30 января 1918 года, которое обошло всю печать, дает указания:
«Не теряйте времени, собирайте вокруг себя стадо своё, наставляйте его благовременно и безвременно... По одному, по два созывайте их на пастырские беседы, читайте им слово Божие, особенно пророческие послания, где много найдёте указаний на смуту и лихолетье, подобных настоящему. Отбирайте сначала лучших людей, не пренебрегайте беседами с благочестивыми женщинами, которые часто удерживают своих мужей и братьев от беззаконных поступков и защищают церковь Божию.
Составляйте из благонамеренных прихожан братства, союзы, советы, - что найдёте полезным по местным условиям - и добрый труд ваш благословит господь успехом, и вы спасёте вверенное вам стадо от расхищения и погибели».
«Церковность», 1918, № 349. Восторгов: «Во исполнение призыва власти церковной мы обязаны не исполнять повелений и распоряжений власти гражданской. Так и будем делать, хотя бы нам за это грозили всеми видами гонений и страданий. Не обманывайтесь лёгкостью борьбы. Она будет тяжёлою и длительною... Тут надо сознать, что не одним крестным ходом ограничивается борьба, а напряжённою жизненною работою, и работою организованною».
Из листовки, напечатанной в типографии Рябушинского: «Скорее, скорее, без всякого промедления! Последние времена! На святую церковь открыто гонение. Неужели это потерпим, неужели станем сообщниками служителей сатаны?.. Прочь страх, прочь равнодушие!.. Разве не знаете, что из Руси святой хотят сделать Русь сатанинскую?.. Пора, пора! Объединяйтесь без промедления! Объединяйтесь, как зовёт нас всех наш святейший патриарх! Не медля ни одной минуты, записывайтесь около своих храмов в свои приходские общины, записывайтесь в братства, в православные союзы... Умрём за Христа!.. Со Христом и во Христе объединившись, всё сделаем для церкви - если надо, и умрём!»
Таких цитат можно выписать на том в «Три мушкетёра» весом.
Главное, надо было сорганизоваться, а что делать - скажут...
По стране начались погромы, саботаж, кровавые стычки с милицией и представителями власти, поджоги, диверсии... Жертвы с нападающей стороны тут же записывались в мученики. Их канонизировали и организовывали прославления. Церковные власти послали циркуляр попам на местах с требованием усилить выступления и при этом посылать сведения об арестованных, раненых и убитых в редакцию «Церковных ведомостей».
При Соборе была создана специальная «Комиссия о гонениях на церковь», которая предложила назначить особый день для «Соборной молитвы об убиенных за веру и церковь православную». И пошло, и поехало: крестные ходы, поминальные литургии, анафемствования и т.п.
Позже Тихон, который стал духовным вождём контрреволюции, докатился то того, что, после заключения 3 марта 1918 года Брестского мира, 18 марта выпустил проклинающее послание супротив оного: «Церковь не может благословить заключённый ныне от имени России позорный мир... Не может теперь иначе, как с глубокой скорбью, взирать на эту видимость мира, который не лучше войны».
26 октября Тихон выпустил послание с призывом к борьбе с новой властью. Начиналось это послание так: «Все взявшие мечь, мечом погибнут».
В это время Тихон ведёт переговоры с представителями контрреволюционных организаций «Тактический Центр» и «Национальный Центр».
Тихон выступает против 1 мая, против обращения «товарищ».
Тихон начал выпускать серию посланий, где в числе прочего предложил большевикам примириться и прекратить вооружённую борьбу против белогвардейцев, признав их братьями (Церковные ведомости, № 23-24, 1918).
Епископ Гермоген был послан окормлять садиста-убийцу генерала Краснова. Митрополит Евлогий одухотворял Деникина, который, проникнувшись «благой вестью», даже собрал карательно-пыточную дружину, состоявшую из 700 церковнослужителей...
К 1919 году у Деникина была вообще треть епископата РПЦ. Ну это отдельная тема.
В конце концов Тихон впрямую вошёл в контакт с официальными представителями Антанты и благословил их на интервенцию. Его посещали английский консул Оливер и представитель французского правительства Моршан вместе шефом отдела пропаганды графом Шевальи. Они обсуждали координацию контрреволюционной деятельности, намерение восстановить восточный фронт при помощи чехословаков, сроки высадки на севере войск союзников...
Кстати, уже 16 марта 1918 года патриарху Тихону за активную антисоветскую деятельность был торжественно преподнесён «Благодарственный адрес», подписанный бароном Рейнгольдом, Мирбахом - послом Германии (Данилов С. Чёрное воинство. Отделение церкви от государства. Борьба монахов против народа. М., 1918). ».
И вот теперь возникает справедливый вопрос: Всеволод Чаплин всего этого не знает? Или он сознательно вводит людей в заблуждение? Или он хочет сказать, что церковь не виновата, пусть даже частично, в свержении монархии, расстреле царской семьи, развязывании гражданской войны 1918-1923 гг. и физическом уничтожении представителями церкви, а также военными с её благословения некоторой части русского народа, выступившего на стороне Красной Армии? Я уж не говорю о революции 1905 года, когда в результате гапоновской провокации русские люди расстреливались из пулемётов, установленных на куполах храмов и колоколен, что повторилось и в гражданскую. Отчего впоследствии Сергей Есенин писал похабные частушки на стенах Страстного монастыря? А может быть Чаплин намерен объявить новую войну на уничтожение потомкам большевиков, большинством голосов – 89% - однозначно сказавших НЕТ десталинизации и десоветизации?
Пусть каждый сам для себя решит.
Конечно, в тех сложных взаимоотношениях церкви и государства неискушённому читателю разобраться трудно, но очень важно и сделать это нужно непременно. Не утверждаю, что сказанное мной – истина в последней инстанции, возможно, всё было несколько иначе, а цитаты, приведённые мной, не раскрывают целостно картину происходящего в то время.
Но какую бы историю мы не имели, стоит признать, что все наши (церкви, власти, граждан РФ) сегодняшние беды только оттого, что «Путь Промысла Его неведом потому, что вера есть в Него, но веры нет Ему!» Ф.И. Тютчев.