На днях в «Российской газете» прошла презентация книги ученого, дипломата и государственного деятеля, патриарха-интернационалиста и одного из самых ярких личностей современной России Евгения Примакова. «Мысли вслух», так назвал он свою книгу. Отвечая на вопросы автора этих строк о причине создания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и ее нынешнем месте в мире, Евгений Максимович сказал:
- Вспоминаю, что, будучи министром иностранных дел, после поездки в Индию я выдвинул идею «треугольника» - Россия, Китай и Индия. Она заключалась не в создании формального союза, тем более военного, а в сближении углов этой «геометрической фигуры». Существование ее было призвано сохранить стабильную обстановку в обширном регионе. Идея получила развитие.
В самой книге автор уточняет складывающуюся сейчас ситуацию вокруг ШОС, говоря о том, что многополярность 21 века резко отличается от многополярности, существовавшей в прошлом столетии. Она сама по себе не подталкивает к конфронтации между государствами, созданию враждебных друг другу военных союзов, значение которых имеет явную тенденцию к снижению. Как говорится, мысль привлекательная и благая во всех отношениях. Но такова ли повседневная практика жизни?
Она, практика эта в наши дни очень далека все же от идиллической картины. Лишнее подтверждение тому – закончившийся недавно в казахской столице Астане саммит стран-членов ШОС и государств-наблюдателей. В докладе председательствующего и сдающего свои годовые полномочия в организации президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и в выступлениях его коллег из стран Центральной Азии тревог звучало гораздо больше, чем победных рапортов о славных делах первого десятилетия жизни организации. Дело в том, что по этим странам сегодня проходит уже не Великий шелковый, а Великий героиновый путь из Афганистана. За десять лет количество преступно экспортируемых наркотиков из этой страны, где присутствуют войска США и НАТО, увеличилось ровно в десять раз. Назарбаев предложил даже создать спецтрибунал при ООН для расследования такой угрожающей ситуации и привлечения к ответственности виновных.
Безоблачным положение нельзя назвать и потому, что Центральная Азия остается реально взрывоопасным регионом. Здесь с большим трудом удается гасить возникающие время от времени кровавые конфликты – и в узбекском Андижане, и в Киргизии в 2005 и 2010 годах. При этом ни ШОС, ни ОДКБ никак реально не повлияли на их предотвращение и ликвидацию.
Сегодня, отмечалось с тревогой на саммите в Астане, региону потенциально угрожают события, сходные с теми, что развернулись в арабских странах и начавшиеся там, как известно, с кибератак. Они были предвестниками мощных волнений и революций, сметающих режимы в, казалось бы, стабильных и внешне благополучных государствах. Интернет становится оружием. Отметим, что военные и разведывательные ведомства США с октября прошлого года запустили практические программы ведения оборонительных и наступательных электронных операций и создали даже специальный род войск. Аналогичные действия, уже в пропагандистских целях, с февраля нынешнего года предпринимает Госдеп США. В связи с этим, оценивая непростую ситуацию, в Астане прозвучали предложения о создании некой киберполиции и в целом принятию превентивных мер против кибератак.
Вообще, хотя на саммите и было сказано немало слов о развитии ШОС как уникальной международной структуры, набирающей все больший вес и авторитет, однако, повторим, тревожный рефрен очень часто перекрывал победные и радужные реляции.
Причин этому, как видим, немало. Если мысленно окинуть взором десятилетний путь ШОС, то обнаруживается довольно странная ситуация. Созданная по замыслу организаторов как некая площадка для диалога цивилизаций, структура эта чуть ли ни с момента своего образования в 2001 году превратилась в арену столкновения ведущих мировых сил. У России стояла и стоит задача удерживать былое влияние на своих южных рубежах в важнейшем геостратегическом регионе. У Китая, наоборот, не скрывается цель проникновения, прежде всего, экономического в Центральную Азию. У глав Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана появилась уникальная возможность, при необходимости, опираться то на Россию, то на Китай. Но подобная «разводка» двух игроков закончилась очень скоро – уже в октябре 2001 года здесь появились военные базы США, а с ними и третий мощный мировой игрок. Стало возможным задействовать троичную схему извлечения оперативных и долговременных интересов, играя на противоречиях сторон. Иногда такие игры заканчивались трагически. Как, допустим, у главы Киргизии Курманбека Бакиева в прошлом году. «Кидать» по очереди Россию, США и Китай – искусство весьма сложное, и далеко не всякому оно под силу.
А между тем незримое соперничество в ШОС не только не прекращается, но даже усиливается. Ситуация глобальной экономической нестабильности заставляет центры ведущих мировых сил «метить» на сегодня и на завтра территорию центральноазиатского треугольника в качестве своей. Да, ШОС реально существует, но вот, выступая с речью в Институте государственной политики имени Дж. Бейкера III при университете Хьюстона, штат Техас заместитель госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк, назвал в начале нынешнего года именно Центральную Азию жизненно важным для США регионом. Главная мысль его доклада заключалась в том, что он не просто граничит с Афганистаном, Китаем, Россией и Ираном, а должен быть взят под свой контроль Соединенными Штатами. Это воспрепятствует, по мнению высокопоставленного чиновника, сотрудничеству между данными странами. Или оно будет осуществляться только при посредничестве Вашингтона и только в той мере, в какой будет полезно США. В целом же наиболее продвинутые международные наблюдатели и влиятельные СМИ отмечают, что Соединенные Штаты неутомимо работают над тем, чтобы воспрепятствовать усилению китайского, российского и иранского влияния в Центральной Азии.
После выступления Р. Блейка прошло почти полгода, но, судя по всему, свои стратегические планы в Белом Доме собираются реализовывать методично и неукоснительно. Так, 22 июня, «Независимая газета» вынесла на первую полосу сенсационный заголовок «НАТО готовит интервенцию в Центральную Азию. США берут под контроль местные элиты в регионе всеми доступными способами». В статье говорится, что США и НАТО реализуют план не по выводу войск с территории Афганистана, а по переброске военных в северные провинции страны и дальше в страны Центральной Азии. В публикации приведены довольно убедительные факты, да и без них известно, что Вашингтон не собирается здесь ликвидировать свои военные базы, а наоборот, стремится усилить присутствие.
Значит, России, Китаю и государствам Центральной Азии надо готовиться к возможным форс-мажорным ситуациям. Такова, как ни крути, реальность. И чтобы не потерять регион, не допустить здесь кровавых столкнивений и большой войны, необходимо идти на более плотное взаимодействие в экономике, финансах и оборонной политике. Международные блоки, как видно из складывающейся ситуации, еще сыграют свою роль. Даже в 21 веке.