Минобороны окончательно определилось с закупками итальянских броневиков IVECO LMV M65 для российской армии, отказавшись, таким образом, от российского аналога - "Тигра", принятого на снабжение ВС три года назад. Кроме того, новыми итальянскими броневиками планируется в перспективе снабдить МВД и ФСБ.
В ОАО "Ростехнологии", где будет организована сборка машин, подтвердили информацию о том, что компания ведет переговоры с IVECO. По словам представителя компании, в этом году будет создана пробная партия, а со следующего начнется серийное производство. Предполагается, что минимальный годовой оборот составит 500 машин в год.
"Тигр" усовершенствовали до "Волка"
Объем поставок для Минобороны уже согласован, пишет газета "Коммерсант". В ближайшие пять лет оборонное ведомство хочет приобрести 1775 машин IVECO LMV M65. В 2011-2012 годах планируется закупать по 278 машин в год, на протяжении следующих двух лет - по 458 единиц в год, в 2015 году - 228, а в 2016 году - 75 броневиков.
При этом сообщается, что в общей сложности Минобороны выделяет на это 30 млрд рублей. В "Ростехнологиях" уточнили, что каждая единица техники будет стоить не больше 300 тысяч евро.
Между тем на Арзамасском машиностроительном заводе, подконтрольном "Русским машинам" Олега Дерипаски, где производят российский аналог итальянской бронетехники - "Тигр", до сих пор недоумевают по поводу этого решения, так как не видят существенных преимуществ IVECO LMV M65. По словам источника из компании, "Тигры" превосходят IVECO по показателям защиты экипажа и проходимости, а стоят в три раза дешевле.
Напомним, что испытания на проходимость бронемашины проходили зимой, однако только летом видеозапись попала в прессу. Выяснилось, что IVECO остановился уже через 10-15 минут хода, тогда как "Тигр" продолжал движение.
Касаясь некоторых недостатков "Тигров", эксперты отмечают, что за те деньги, которые тратятся на покупку итальянских броневиков, можно было бы усовершенствовать отечественные бронемашины и поддержать таким образом отечественную оборонную промышленность.
В этом году планируется создать модернизированную модель "Тигра", в котором будет стоять новый двигатель, а также бронь 6-го класса защиты. И все же отказа от закупок итальянской техники ждать не приходится.
Специалисты выдвигают несколько версий. Некоторые считают, что таким образом Россия хочет поощрить западных партнеров. Другие предполагают, что все дело в стоимости, так как за LMV в 300 тысяч евро дадут большой откат.
Высказываются также версии, согласно которым военные просто пытаются подтолкнуть отечественных производителей к развитию и производству конкурентоспособной продукции. Некоторые заявляют, что покупка LMV - это результат внутренней войны производителей, когда один пытается лишить другого крупного госзаказа.
Отсутствие вложений в науку привело к увеличению импорта вооружений
Между тем эксперты отмечают, что Минобороны в целом стремится ориентироваться, скорее, на импорт военных технологий, нежели на закупку отечественной. Необходимость в закупках иностранных образцов возникает из-за неготовности вкладывать миллиарды в науку, испытания и создание новых технологий, заявил недавно первый замминистра обороны Владимир Поповкин, пишет "Независимая газета".
По словам Владимира Поповкина, специально созданное управление Гособоронзаказа "собирает отовсюду все конкурсные заявки и проводит сам конкурс (аукцион). Провели конкурс, протокол подписали, определили, кто головной исполнитель. Цена уже измениться никак не может. Остается контролировать исполнение".
Другое подразделение курирует контракты. А ценовую политику определяет Департамент ценообразования. Между тем за всем этим как раз и скрывается отсутствие единой государственной научно-технической политики в области вооружений, отмечает газета.
По оценкам наблюдателей, Россия попросту "подсела" на иностранное оружие. Не исключено, что Министерство обороны РФ в ближайшие 5-6 лет закупит вооружений у европейских стран и Израиля на 10 млрд евро. Одним из самых масштабных и обсуждаемых заказов станет покупка вертолетоносцев Mistral у Франции. Сейчас рассматривается схема "2+2", которая подразумевает, что 2 корабля Россия купит в готовом виде, а еще 2 соберет на своей территории.
Кроме того, идет работа над заключением контракта с израильской компанией "Израильская авиационная промышленность" (IAI) о лицензионном производстве в России беспилотных летательных аппаратов. Наряду с этим, РФ ведет переговоры с французскими группами Thales и Safran о поставках дополнительных партий для сборки в России тепловизионных систем и авиационных контейнеров целеуказания. Сообщалось также, что Минобороны РФ хочет купить у корпорации Safran ограниченную партию экипировки "солдата будущего" FELIN для спецназа ГРУ.