В последнее время в риторике российских экономических и денежных властей появилась новая тема: высокая вероятность роста инфляции во второй половине нынешнего и уж точно в начале будущего года. Отсюда делается вывод о необходимости перехода от мягкой кредитно-денежной политики к ее ужесточению.
Уже в апреле министр финансов А.Кудрин намекал, что Центральному Банку следовало бы приостановить процесс снижения учетной ставки. В этот раз Центральный Банк не послушался и в последние дни апреля ставку все-таки снизил. Однако сделанные по этому поводу комментарии свидетельствовали о том, что и сам Центральный Банк рассматривает возобновление роста цен как серьезную угрозу, а потому произошедшее снижение ставки, по-видимому, последнее. В дальнейшем следует скорее ожидать ее повышения.
В обоснование своих рассуждений чиновники приводят график следующего вида:
Согласно этому рисунку увеличение денежной массы спустя приблизительно 15 месяцев приводит к росту инфляции. Сейчас темпы инфляции снижаются, поскольку 15 месяцев назад (в феврале 2009 года) денежная масса резко сокращалась. Начиная с весны прошлого года она стабилизировалась, а осенью начала быстро расти благодаря щедрым денежным вливаниям из резервного фонда. Вывод, мол, напрашивается сам собой.
На сам деле никакой вывод сам собой не напрашивается. Как известно, все экономические выводы относительно соотношения тех или иных величин делаются исходя из предпосылки «прочих равных условий». Впрочем, даже профессиональные экономисты об этом часто забывают, а уж экономисты, ставшие чиновниками, и тем более чиновники, вынужденные волей высокого начальства заняться экономическими вопросами, и подавно.
Правильным рассуждением по поводу данного графика было бы следующее: если все остальные экономические процессы, как те, о которых мы знаем, так и те, о которых мы не знаем, будут идти так же, как они шли все предыдущие годы, то с большой долей вероятности можно ожидать роста инфляции в конце 2010 - начале 2011 годов.
Но будут ли эти самые прочие экономические процессы идти так, как они шли с 2001 по середину 2008 года? Не будем обсуждать проблему тех процессов, про которые мы не знаем, а также тех, про которые мы знаем, но не знаем, следует ли их принимать во внимание. Возьмем то, что лежит на поверхности.
До середины 2008 года банки не знали, где взять деньги. Спрос на кредиты был огромен и рос темпом, явно опережавшим темпы роста ресурсной базы. В результате банки назанимали денег за рубежом, что впоследствии им аукнулось.
А что сейчас? На прошлой же неделе на сайте Финам.ru была организована он-лайн конференция на интригующую тему «Российские банки: ликвидности много, кредитов мало», из которой мы узнали, что кредитов, по-видимому, и дальше много не будет.
То есть денежная масса, конечно, есть. Но она не работает. Она лежит на счетах банков, которые не знают куда ее приткнуть. Нет очереди желающих взять кредит, а многим из тех, кто такое желание проявляет, сами банки, наученные горьким кризисным опытом, кредиты выдавать не будут.
Если взять предприятия, то можно было бы выдать им кредит под хороший залог. Но что такое «хороший» залог, никто не знает. Да и не так уж много у предприятий осталось, что заложить. Все либо уже заложено, а полученные кредиты постоянно реструктуризируются, либо уже давно перешло банкам, которые не знают, что с этим богатством делать.
Но если деньги просто лежат, то откуда, скажите на милость, может взяться инфляция. Ответ на этот вопрос есть, но только он к приведенному графику не имеет прямого отношения. Инфляция может взяться оттуда, откуда она бралась все время кризиса – из роста тарифов естественных монополий.
Смотрите, как удачно все поучается. Нас уже предупредили, что инфляция может начать расти, и даже график нам нарисовали, из которого следует, что расти она начнет аккурат с начала 2011 года. Теперь осталось уговорить тех, кто принимает бюджет, что естественным монополиям надо будет компенсировать возможный скачок инфляции (их и уговаривать долго не надо будет). Тарифы повысятся, вместе с ними подскочит и инфляция. Что и требовалось доказать. Очень удобно!
А про рост банковских кредитов надо забыть. Откуда этот рост возьмется, если все участники процесса уже предупреждены, что ставки вскоре опять начнут подыматься. Впрочем, кому оно нужно, это банковское кредитование, раз естественные монополии свое так и так получат.?