Немногие сегодня знают, что стало стало настоящим праздником для москвичей 15 мая 1935 года. В этот день открылся долгожданный метрополитен. Первая его линия стала удачным экспериментом, завершенным в кратчайшие сроки. В первый день пассажирами метро стали 370 тысяч человек.
Почти 76 лет назад состоялся пуск первых тринадцати станций московского метрополитена. Первая линия была закончена в рекордно короткие сроки — решение о начале строительства было принято в 1931 году.
Наряду с первой линией от «Сокольников до Парка» 15 мая 1935 года был открыт «Арбатский радиус» — станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская», который был построен ударными темпами к ноябрю 1934 года, всего за 8 месяцев. Однако линия — это не только тоннель, но и станции. На этом участке их построили три.
Одна из самых близких к Кремлю станций — «Александровский сад». Тогда она называлась «Улица Коминтерна». Это одна из самых необычных станций. Решение о сооружении ее было принято уже после утверждения трассы и начала строительства Арбатского радиуса. По этой причине, а также из-за близости множества подземных коммуникаций и фундаментов Манежа и Кутафьей башни, пришлось соорудить единственную в составе первой очереди станцию на дуге (других станций «на кривой» в метрополитене до сих пор не появилось) и с боковыми платформами.
Под одним из участков станции «Улица Коминтерна» находилась огромная канализационная магистраль. Сточные воды текли по глиняной трубе, и малейшее нарушение грунтов могло вызвать аварию. Постройка тоннеля проходила всего в 1,5–2 метрах от канализации. Отключать эту магистраль и направлять нечистоты в Москва-реку было недопустимо. Другой вариант— разрыть улицу и заменять трубу на металлическую — был менее катастрофичным, но тогда пришлось бы перекрыть уличное движение как минимум на две недели. Моссовет, естественно, не разрешил делать ни того, ни другого. Метростроевцам пришлось придумывать третий вариант. Перекладку канализации в металлические трубы осуществили в тех же траншеях, которые предназначались для сооружения стен тоннеля. В итоге ни канализация, ни Москва-река, ни улица не пострадали.
В 1938 году станцию соединили с построенной линией от «Площади Революции» до «Курской». Однако в 1953 после постройки глубокого участка «Арбатская» — «Смоленская» — «Киевская» всю старую линию от Калининской до «Киевской» закрыли и открыли заново лишь в 1958 году, когда построили продолжение этого радиуса до «Кутузовской».
Стоит сказать, что кроме станций Арбатского радиуса в те годы шло активное строительство станций Московского метрополитена второй очереди. Так 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») была открыта станция метро «Белорусская». А сегодня у её входа можно встретить сотни объявлений о сдаче внаём квартиры посуточно белорусская. Так распорядилось время.
Но продолжим о строительстве далее. Строители «Арбатской» также столкнулись с трудностями. Станция начиналась под Арбатским рынком, пересекала оживленную Арбатскую площадь, проходила под угловым (ныне не существующим) домом и в конце пересекала уже саму улицу Арбат.
Что из себя представлял Арбатский рынок? Он стоял на месте нынешнего здания Министерства обороны. Это было большое арочное деревянное сооружение со стеклянной крышей. При малейшей просадке грунта стеклянная крыша обрушилась бы на посетителей рынка. Администрация рынка предлагала закрыть его на два-три месяца, однако ни Моссовет, ни Метрострой этого делать не собирались. Метростроевцы укрепили дополнительными бетонными балками основание деревянных арок, заключив их в жесткий корсет, и, вероятно, была натянута проволочная сетка, чтобы ловить стекла. На этом участке стояла церковь Святителя Тихона Амафунтского, которая предназначалась под снос. Но ее не просто снесли, а «переработали». Церковь превратилась в станцию «Арбатская».
Следующий сложный участок — пересечение с Гоголевским бульваром. Здесь предстояло сохранить трамвайное движение и избежать встречи с ручьем Черторый.
С трамваями поступили просто: когда вскрывался грунт для бетонирования крыши станции, рельсы за одну ночь перекладывали на другое место. Утром пассажиры уже ехали на трамваях, удивляясь, почему рельсы «перекочевали» на другое место. Как только бетон застывал, трамвайные пути возвращали на прежнее место.
А вот с ручьем пришлось повозиться. В целях безопасности его переложили из кирпичной трубы в металлическую. Но в июле 1934 года прошел сильный ливень, и на стыке старой кирпичной трубы и новой металлической произошел прорыв ручья. Хлынувшая вода (глубина потока достигала 50 см) грозила не только полностью затопить котлован, но и подмыть временные крепления жилого дома, под которым проходил тоннель. Под проливным дождем, по грудь в воде рабочие создали перемычку из бочек и мешков с песком, которая перехватила поток.
Работы затрагивали подземелье дома номер 1/3 по Арбатской площади. Во время строительства стены перекреплялись со старого фундамента на бетонные столбы. Из-под строения, с трудом маневрируя в маленьком дворе, вынули 15 тысяч кубометров грунта. А потом прямо из подвала дома началось строительство. Сложность заключалась и в том, что забетонировать потолок станции на этом участке не представлялось возможным. На полное отвердевание бетону нужно было около двух недель, но сроки поджимали. На этом участке положили потолок из железных балок, которые сразу же приняли всю тяжесть дома на себя. Таким образом, метростроевцы сохранили старинное строение времен наполеоновского нашествия.
Наземный вестибюль по форме напоминает пятиконечную звезду неслучайно: рядом находился Наркомат обороны. Форма звезды сыграла злую шутку: во время одного из налетов в него попала бомба — вполне вероятно, что летчик специально целился в этот объект.
Вот мы и добрались до конца Арбатского радиуса — станции «Смоленская». Процесс сооружения последней станции проходил иначе. Дело в том, что на тот момент планировалась постройка еще одной станции, на которую должен был вести переход. Поэтому пол в середине станции был сделан из железобетонных плит, а не бетонировался, как везде. Но время внесло свои коррективы, и Кольцевая линия прошла стороной.
С появлением глубокого Арбатского радиуса, имеющего больше пересадок с другими линиями, одноименная станция Арбатско-Покровской линии стала более удобна для пассажиров. Однако с постройкой Москва-сити пассажиропоток на мелком Арбатском радиусе значительно увеличится, так как это будет один из самых простых и быстрых способов добраться до нового делового центра столицы.