«Когда лечу в самолёте, меня охватывает паника. Чувствую себя беспомощной, трудно дышать…» — немного стеснительно признаётся невысокая бойкая девушка 27 лет — «Я вообще-то не пугливая, но тут не могу. Всё время вслушиваюсь, сердце ухает от любого скрежета…»
Некогда психологи пытались разложить фобии по полочкам классификации. Но фобий оказалось настолько много, что стало ясно — дело не в предмете страха, фобия может быть от чего угодно, это реакция человека, порождение его субъективной реальности.
После непродолжительного опроса-корректировки углубляемся в эмоциональные переживания. Среди крикливой «панической симфонии» доминирует… беспомощность. Да, она оказывается сильнее страха, тревоги, неуверенности, нервозности – как и во многих схожих фобиях, причина не в самой опасности, а в отсутствии ощущения контроля за происходящим – пассажир в самолёте беспомощен как багаж, управляют процессом другие силы, и эта очевидность пугает аэрофобика. Попутно всплывает ещё одна фобия – паника когда в помещении пахнет дымом. Корень тот же — отсутствие контроля, но это означает так же, что через этот корень можно снять и старую фобию и эту новоявленную.
Откуда же выросла наша беспокойная пара «беспомощность-контроль»? Ныряем глубже. В детских воспоминаниях ничего не просматривается, а значит будем общаться напрямую с глубинным бессознательным. Оно не говорит словами. У него особый язык — эмоционально накачанные образы, картинки, сюжеты.
И мы, как водолазы вдоль троса, спускаемся в смутную глубину психики по натянутой струне «беспомощности-контроля»… Сосредотачивается… Мысли убираем… Голова пустая… Эмоции на максимум… Беспомощность… Сосредотачиваемся… Беспомощность… перед лицом смерти… Угроза смерти и беспомощность… Сосредотачиваемся…
Это животное. Огромное. Опасное. Очень сильное. Совсем рядом. Огромная, колышащаяся масса, грязная шерсть, резкий запах, шумное мощное дыхание сотрясает воздух. Свирепый взгляд. Бык. Огромный дикий бык напротив. Он видит, и он готовится убить. Не убежать. В животе судорожно скручивается ледяной комок, в горле пересохло, мышцы перенапряжены, ноги чужие, всё тело застыло как камень. Не двинуться, не шевельнуться…
Ага, вот он. Инстинкт «Застыть», один из базовых выживательных инстинктов человека, и не только. Как кролик перед удавом. Замереть, не двигаться. Кролику этот инстинкт многократно спасает жизнь – вопреки расхожему мнению, удав не гипнотизирует кролика (он не умеет это делать, т.к. примитивная рептилия), млекопитающий кролик стоит гораздо выше удава по нервной организации. Именно это позволяет ему обманывать удава – рептилии плохо различают неподвижные объекты (а вот на подвижные часто рефлекторно бросаются). Неподвижный кролик повышает свои шансы выжить, обманывая удава своей неподвижностью. И хотя внутри себя он скорее всего чувствует тот самый сковывающий ужас – но он гипнотизирует себя сам.
Так бывает не только с кроликами и удавами – любое животное хуже видит неподвижный объект, чем пользуются и чутко замирающие олени, и затаившаяся в засаде рысь, и двигающиеся перебежками насекомые. Инстинкт «замереть» много раз помогал выжить и человеку, недаром он один из базовых.
Но инстинкт — крайне примитивный психический инструмент, и у него проблемы с адекватностью срабатывания, особенно в быстро меняющейся человеческой жизни. И человек может с перепугу «замереть», впасть в ступор, если на него напали преступники, страх может сковать его перед надвигающимся поездом (как замирает и олень, выскочивший на дорогу перед машиной). Инстинкт «Застыть» может сковать и перед приближающимся опасным животным.
Мы эмоционально закрепляемся в нашей ситуации — образе со смертельно опасным огромным быком и застывшим перед ним беспомощным человеком, сосредотачиваемся и начинаем осторожный тактичный диалог с подсознанием, обрисовывая инстинкт «Застыть», его пользу и вред, склоняя глубинные структуры психики расслабить хватку и выключить пережатый инстинкт «Застыть»…
Сознание, как луч прожектора, сосредоточено на ситуации, и постепенно психика начинает «оттаивать». Ощущения меняются, и вот уже тело теплеет, ноги «возвращаются», дыхание раскрывается, и у человека в нашем образе проступает способность к резкому движению. К рывку. Глаза внимательно следят за быком. Заметить когда он приготовится броситься, быть готовым отскочить. Тело лёгкое и пружинистое. Рука твёрдо ощутила древко оружия. У меня есть шанс. Бык силён, но неповоротлив. Он всего лишь животное. Мощь нервной системы человека сосредоточилась в анализе поведения быка и подготовке своих движений. Да. Я уверен. Я знаю что делать. Я чувствую контроль ситуации. Есть ресурс!
Закрепляем ресурсное состояние. Всплываем на уровень выше. И вот мы уже в самолёте, и самолёт идёт на взлёт. Древко копья в руке превращается в поручень кресла, глубокий вдох – дыхание вернулось. Тело оттаивает. Мышцы наливаются пружинящей силой. Проверка… Беспомощность? Нету!.. Отлично. Закрепляем ресурс. Закрепляем идентичность. Вдох!
Возвращаемся в настоящий момент. Вдох… Пожалуй, на сегодня хватит.
Мы встречались ещё несколько раз. Ситуация была «многослойная», из-под одних проблем всплывали другие. Постепенно всё основное, что было затронуто в аэрофобии, было снято или ослаблено, психика утвердилась в новом состоянии. Движение жизни, как течение реки, разгладило следы былых возмущений.
Недавно в помещениях, где работает моя подопечная, произошёл пожар. Запах гари был сильный, но паники не было. На самолёте пока не летала, но воспоминания и воображение взлёта на самолёте не вызывает паники, как раньше. Пара сопутствующих изменений позитивны, в целом получилось хорошо.
Что это было с диким быком? Причём тут аэрофобия? Их связывал инстинкт «Застыть». Для её бессознательного, в её субъективной реальности, перед ней стоял тот огромный бык и готовился убить.
Откуда, из каких глубин всплыл этот образ с быком, была ли та ситуация в объективной реальности? Спроси чего полегче, дорогой читатель! Это психология, а она очень своеобразная штука))
Возможно, в будущем удастся создать новую науку — психоархеологию, и понять откуда всё это берётся; а пока эти образы, картинки, сюжеты — по меньшей мере язык глубинного бессознательного, на нём можно говорить, снимать зажатые инстинкты, исцелять психологические травмы, дружить человека с самим собой и повышать качество его жизни.