Читая публикации СМИ можно заметить некоторые странные упоминания на ту или иную тему. Заявления от космонавтов, от государственных учреждений, от крупных компаний и даже от самого президента, кажутся на первый взгляд абсурдными. В текущей небольшой работе кратко разберём упоминание в информационном поле холодильников, постараемся описать холодильник как предмет культуры, который определённым образом влияет на поведение людей, их образ жизни, привычки.
Приведем несколько цитат интернет изданий, в которых упоминается холодильник.
8 апреля 2020 Командир корабля «Союз МС-16» Анатолий Иванишин заявил, что космонавты на МКС всегда имеют возможность поесть, но существуют ограничения.
«В холодильнике всегда можно порыться, но есть два ограничения», — цитирует Интерфакс Иванишина.
21 апреля 2020 Специалисты Роскачества дали рекомендации по хранению продуктов в холодильнике:
27 апреля 2020 Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совещание о мерах по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера в субъектах Российской Федерации.
14 май 2020 Аналитики «AliExpress Россия» выяснили, что во время карантина выросли продажи бытовой техники. Россияне стали чаще покупать крупную бытовую технику: её общие продажи увеличились на 200%. Самые популярные категории — холодильники (+350%) и электроплиты (+80%).
Крупные СМИ по чуть-чуть поддерживают цитируемость холодильников и это неудивительно, этот класс бытовой техники крепко вошёл в повседневную жизнь.
«Хлеба и зрелищ» — древняя фраза, которая актуальна и по сей день. Также в современных реалиях есть фраза со схожим смыслом: «Есть, молиться, любить» [5] И если зрелища предоставляет телевизор, то «товарищем» ему по этому принципу, безусловно, выступит холодильник. Для футбольного болельщика, завсегдатая сериальных баталий и т.п. еда не должна быть утолением голода, она должна быть сакральным действом, ради которого люди готовы отказаться от многих, более интересных вещей. Запас еды позволяет ощущать «готовность» к этому процессу, поэтому холодильник здесь — одно из ключевых звеньев, без которого всё распадётся.
Не стоит забывать, что примерно с января 2020 года в России (как и в других странах) «обостряется» ситуация с вирусными заболеваниями. Не будем вдаваться в детали, ибо это не является разбираемой темой. Обратим внимание на некоторые факты:
Такое положение дел во внешней среде давит на психику россиян. В итоге в людях начинают усиливаться страхи.
Пандемия, отсутствие корректной информации, попытки дестабилизировать положение в стране порождает неуверенность в завтрашнем дне, следовательно страх перед неопределённым будущем. Такой страх является иррациональным. Потому что нет объективных причин его появления, а причины которые его вызывают являются информационными (или виртуальными).
«Последний день Помпеи»Поясним на примере:
Способность создавать в воображении преувеличенный образ страха стала основой для целой стратегии манипуляций.
Иррациональный страх — очень действенное средство «отключения» здравого смысла и защитных психологических механизмов. Потрясённый страхом человек легко поддается внушению и верит в любое предлагаемое ему «спасительное» средство. Массовый (и часто подсознательный) страх как предпосылка для программирования поведения проверен психологами рекламных агентств в ходе крупных кампаний. Одной из них было создание в США массового рынка холодильников.
Психологи, изучавшие скрытые страхи в период Второй мировой войны, пришли к выводу, что американцы испытывают большую потребность в вещах, служащих символом безопасности и стабильности, предсказуемости будущего. У многих был обнаружен комплекс «желания вернуться в детство», символом которого была мать, надежно оберегавшая своё дитя от голода. Эксперты посчитали, что вещью, которая может взять на себя функции такого символа, мог бы стать холодильник:
«Для многих людей холодильник представляет гарантию, что дома всегда будет еда, а еда в доме обозначает покой, тепло и безопасность».
Исследования показали также, что еда символизирует нечто гораздо большее, чем просто питание. Люди, испытывающие страх перед будущим (страх, никак не связанный с проблемой питания), склонны создавать дома запасы еды, гораздо больше, чем они способны съесть. Запасы еды снимают беспокойство.
История массового спроса на холодильники в США тем более красноречива, что экономическими расчетами и здравым смыслом этот спрос не подкреплялся. В США не было перебоев с продуктами питания.
Согласно анализу специалистов, стоимость холодильника, потребляемой энергии и тех продуктов, которые залеживались в холодильниках и выбрасывались на помойку, была такова, что с прагматической точки зрения покупка холодильника была абсолютно бессмысленной.
Тем не менее психологи предвидели массовый спрос, было создано массовое производство, реклама исходила из наличия подавленного страха, и расчеты подтвердились.
Вернёмся к российским реалиям и обзору прессы.
Исследования американцев можно применять как на получение прибыли (как они это и сделали), так и на достижение других целей. Например, в целях успокоения психики людей, через бесструктурное распространение информации.
Космос — отрасль, которая впитывает в себя все достижения других отраслей. Для бытового уровня, проблема накормить семью совсем иная нежели накормить космонавта. Эти два полюса связывают информационно через «холодильник». С «этих высот» идёт заявление: «с холодильником всё в порядке, но надо думать о других».
Далее. Роскачество дает рекомендации, при этом в умолчание остаётся факт: «в холодильнике еда есть». Еду нужно правильно хранить.
Президент России не отрицает важность холодильника, при этом делает акцент на объемлющей заботе — о доме.
Далее растут продажи бытовой техники, холодильников в том числе. По некоторым причинам мы не можем быть уверены в достоверности этой информации:
Если происходит второй сценарий развития ситуации, тогда уровень страха у населения снижается. Это значит люди обезопасили себя и свою веру в будущее приобретением нового, (возможно большего по размеру) холодильника, в котором всегда есть что хорошее.
В текущей работе показали на очень маленьком примере, как проявляется бесструктурный способ управления.
Управление процесс информационный. Передавать информацию — значит управлять.
А управление большими массами людей требует качественных знаний о людях, их желаниях, потребностях, проблемах, страхах и радостях. А ещё предлагаем задуматься над тем, какой была бы жизнь без холодильника в доме. Каков был бы режим питания, ритм закупки продуктов, список блюд. Возможно, это многих натолкнёт на довольно неожиданные выводы. И уж точно, нужно воспринять холодильник как предмет который определённым образом выстраивает ритм нашей жизни. Главное здесь усвоить, что не холодильник управляет вашей жизнью, а вы сами её выстраиваете, а холодильник лишь безропотный помощник и не более того.