Мой сын, как и все дети, любит задавать вопросы. Вопросы рождаются ежеминутно, каждый день.
(Почему то у ровесников ничего не спрашивает.)
Я давно перестал обращать внимание на его вопросы, так как у меня были заготовлены дежурные ответы: «Не знаю», «Подумай сам» и «А как ты думаешь?». Последняя заготовка срабатывала как мне нужно, почти всегда, а именно(!), сын задавал свой вопрос, я ему «А как ты думаешь?», и он начинал сам отвечать на свой вопрос!
Так продолжалось до того момента пока ребенок не спросил меня:
– Пап, а дождь состоит из капелек?
– Да, – ответил я.
– А откуда капельки берутся?
- Из облака.
– А облако откуда берется, – продолжал сын.
Тут я и вставил свою «заготовку»:
– А как ты думаешь?
То, что произошло дальше полностью перевернуло мое отношение к детям, к нашим детям, не только к своим родным, а к Нашим, задающим вопросы, детям! Мне стало ясно, почему дети задают вопросы, мне стало понятно, как они мыслят, как и где они живут и для чего они нам (взрослым) даны! Но об этом в конце рассказа. Не моего рассказа, а рассказа моего сына!
Рассказ сына про капельку.
– А откуда капельки берутся? – спросил я сына, надеясь, что сын сам себе в очередной раз ответит на свой вопрос, а я буду спокойно думать о своем.
– Капельки берутся из облака, – начал свой рассказ сын, – облако берется из Океана или из моря.
– Океан, – продолжал сын, – знает о том, что на Земле растут деревья, растут цветы, растут бананы, киви и апельсины, яблоки и груши. Океан знает, что всем им нужно пить, чтобы оставаться живыми. Океан знает, что и людям, и собачкам, и птичкам, и мне нужно кушать и пить. Вот поэтому он и посылает капельки воды мне и всем живым. Океану не жалко капелек, потому что он знает, что все капельки вернуться обратно к нему.
С этого момента мое сознание вернулось «на землю», я стал слушать, что рассказывает сын.
– А еще, – продолжал сын, – из капелек получается минеральная вода, капельки попадают в землю, опускаются под землю, там встречаются с другими капельками, и опять выходят из земли, и текут как ручеек. Ручеек становится большим и превращается в реку. Река впадает в Океан, и все капельки, – с восторгом продолжал сын, – возвращаются Домой!
Я посмотрел на сына, его глаза горели и смеялись. В моей голове, что-то зазвенело, заиграла далекая мелодия, что-то еле уловимое... Следующий вопрос сына изменил мое отношение не только к сыну, но ко всем детям.
– Папа, а где Дом всех людей?
Глаза у меня стали, наверное, размером с футбольный мяч.
– Папа, люди ведь появляются на Земле, так же как и капельки воды, у капелек есть дом, это Океан, а у людей, где Дом?
Дальнейший наш разговор это отдельный рассказ. Я ему стал рассказывать, что мы сейчас придем домой, это и есть наш дом. Он мне говорит, что капельки попадают в землю, а из земли в дерево и дерево становится им домом, но потом они все равно возвращаются в Океан…
Ну а теперь о том, чем хотел поделиться. Вы, наверное, замечали, с какой частотой дети задают вопросы, один за другим. Вы, наверное, замечали, что, не успев получить ответ на предыдущий вопрос, они задают следующий. Вы только начинаете отвечать, они задают третий, пятый. Они могут не вникать в суть ответа. Они ПРОСТО задают вопросы. Они задают вопросы о том, что видят в данную минуту, о том, что их окружает. О деревьях и птицах, о погоде, о еде, об игрушках, о мультиках. Их интересует, из чего что сделано.
Все это от того, что дети живут в настоящем моменте! Они живут здесь и сейчас! Они живут каждым моментом! Когда они видят дерево, они становятся деревом, когда птичку – птичкой! Их интересует настоящая жизнь! Не та, которая будет завтра, и не та, которая была вчера, а сегодняшняя!
Сын мне дал понять, что я нужен в настоящем! Не только ему нужен, но и себе нужен! Не только себе нужен, но и деревьям, и птицам, и собакам, Природе…
Я НУЖЕН ЭТОЙ ЖИЗНИ!