Россия находится в процессе смены экономической модели развития.
«Старая модель экономического роста исчерпала себя. Старая модель, основанная на не просто высоких, а на постоянно растущих ценах на нефть, и на росте потребления, росте потребительских кредитов. Новая модель должна быть инвестиционной.»
Председатель Банка России – Э.С. Набиуллина (Источник)
Если у кого-то сейчас нет чёткого понимания, в чём заключается суть новой модели, и о чём ведут речь высшие государственные чиновники, то ознакомление с определениями инвестиционной экономики и инвестиций должно прояснить дело:
«Инвестиционная экономика – особый тип экономики, фундаментальной основой которой является приоритет инвестиций перед текущим потреблением. Инвестиционная экономика подразумевает такое эффективное распределение доходов в обществе, которое предполагает сокращение необоснованного потребления и опережающий рост инвестиций (как прямых, так и портфельных) и снижение долговой нагрузки.» (Источник)
Под словом «инвестиции» государство понимает «средства, вкладываемые в экономику, в экономические объекты и проекты, предназначенные для обеспечения производства экономическими ресурсами в будущем», «долгосрочное вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт, технологии, науку и др.».
В какой период в прошлом экономическая модель в нашей стране была инвестиционной?
В сталинский период. Сталинская экономика полностью соответствовала определению инвестиционной экономики.
Если это так, то Россия сейчас начала перестроение экономики на сталинские принципы? Да, и не на словах, а на деле – есть конкретные признаки этого.
- Государство уходит от долговой экономики и ограничивает эмиссию. При Сталине эмиссия строго регулировалась и использовалась в редких случаях, система никогда не создавала невозвратных долгов.
- Воссоздана система государственных облигаций – фундамент сталинской экономической системы.
- Начат процесс снижения необоснованных трат. При Сталине в этот процесс на системной основе вовлекалось всё общество - рационализация была важнейшим элементом экономики. В России наглядным доказательством начала процесса снижения необоснованных трат является запуск пенсионной реформы.
На теме пенсионной реформы следует остановиться отдельно, так как многие до сих пор считают её ошибкой государственного управления и не понимают, что она является естественным этапом перехода на инвестиционную модель развития страны.
Очень многие левые в нашей стране крайне негативно относятся к Хрущёву и остальным троцкистам, которые разрушили экономическую систему Сталина. Но с начала реализации пенсионной реформы, все они молчат о том, что российская власть сегодня устраняет в пенсионной системе последствия работы над ней команды Хрущёва, которая в своё время разрушила сталинскую пенсионную систему. “Чудесным” образом Хрущёв сегодня стал главным союзником всем левым, помогая им из прошлого лишний раз пнуть “угнетателей” во власти в настоящем. Это так по-“коммунистически”!
Вспомним, что же такого сделал Хрущёв в двадцатом веке с пенсиями, чтобы потомки содрогались от плодов его деятельности в веке двадцать первом.
«Действовавшие до середины 1950х годов правила пенсионного обеспечения рабочих, служащих и членов их семей в основном были установлены в 1928-1932 годах. Согласно этим правилам, заработок, из которого исчислялись пенсии основной массе пенсионеров, был ограничен установленным еще в 1932 г. условным максимумом в 300 руб., хотя в 1954 г. средняя заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве составляла уже 699 руб. в месяц. Вследствие этого ежемесячные пенсии по старости по общим нормам обычно не превышали 150 руб. для работающих пенсионеров и 210 руб. для неработающих пенсионеров. Такие низкие размеры пенсий имели примерно 70% всех рабочих и служащих.»(Источник - здесь и далее по тексту)
Главной отличительной чертой сталинской модели всегда было то, что в ней отсутствовала стимуляция халявы и паразитизма. Система сподвигала человека и общество жить тем, чем они сами себя смогли обеспечить, мотивировав тем самым к развитию и улучшению. Размер социального обеспечения, достигнутого к середине 50-х годов, был обусловлен реальной производительностью общества, которая систематически наращивалась от года к году. После смерти Сталина и развенчания культа личности Вождя, команде троцкистов для того, чтобы удержаться во власти, необходимо было каким-то образом заработать доверие населения – Хрущёв начал зарабатывать очки на пенсиях.
«Партийный руководитель прямо называл существовавшую в СССР пенсионную систему «порочной» и открыто признавал, что «для многих категорий пенсионеров установлен очень низкий размер пенсии». Он не предлагал какого-то особого оригинального пути для решения данной социальной проблемы. По мнению Хрущёва, требовалось, прежде всего, «изменить законодательство о пенсиях, повысить размер пенсий для рабочих и служащих и снизить для некоторых категорий работников, которые получают слишком большие пенсии».
«Эти вопросы, - признавался Хрущёв, - очень волнуют широкие массы трудящихся, они ждут их разрешения. Когда приходится бывать на предприятиях и в учреждениях, то везде рабочие и служащие задают вопросы - когда же будут увеличены пенсии, когда будет упорядочена оплата труда. Партийные работники сообщают, что не проходит почти ни одной беседы, где бы не задавали этих вопросов. В Центральный Комитет партии идет огромный поток писем по этому поводу».
«В качестве дополнительного аргумента выдвигался и такой довод: у иностранных делегаций, посещающих СССР, складывается неблагоприятное мнение о советской социальной политике, что наносит ущерб престижу социализма. «Вы также знаете, - обращался к членам Президиума Хрущёв, - что многие иностранные делегации, приезжающие в Советский Союз, обращают пристальное внимание на то, как у нас разрешены вопросы зарплаты, пенсионного обеспечения, и некоторые по возвращении в свои страны выступают в печати с неблагоприятными для нас статьями. На конкретных фактах они доказывают, что в ряде буржуазных государств пенсионное обеспечение поставлено лучше, чем в Советском Союзе».
С таким обоснованием троцкисты протолкнули принятие нового закона о пенсиях в 1956 году, согласно которому всё резко изменилось.
«За период с 1 октября 1956 г. по 1 июля 1958 г. средние размеры пенсий возросли по РСФСР:
- пенсии по старости с 221 руб. до 470 руб. (213%);
- пенсии инвалидов труда от трудового увечья или профессионального заболевания с 241 руб. до 358 руб. (148,5%);
- пенсии инвалидов труда от общих заболеваний с 169 руб. до 263 руб. (156%);
- пенсии инвалидов войны с 156 руб. до 270 руб. (173%);
- пенсии семьям умерших кормильцев, из числа рабочих и служащих с 149 руб. до 244 руб. (164%);
- семьям умерших кормильцев из числа военнослужащих с 99 руб. До 191 руб. (193%).»
«Доля расходов на выплату пенсий в общей сумме расходов государственного бюджета увеличилась с 4,3% в 1955 г. До 8,1% в 1957 г.»
«До принятия Закона о государственных пенсиях советское пенсионное обеспечение регулировалось более чем 960 законодательными актами, разобраться в которых трудящимся массам было не под силу. Закон устанавливал единый порядок государственного пенсионного обеспечения».
Таким образом, экономика в СССР одномоментно перестала быть инвестиционной.
«Инвестиционная экономика – особый тип экономики, фундаментальной основой которой является приоритет инвестиций перед текущим потреблением. Инвестиционная экономика подразумевает такое эффективное распределение доходов в обществе, которое предполагает сокращение необоснованного потребления и опережающий рост инвестиций (как прямых, так и портфельных) и снижение долговой нагрузки.»
Ресурсы, которые общество Советского Союза могло направить на прирост производительности в будущем, оно начало потреблять сиюминутно. Более того, оно сразу же начало потреблять их чрезмерно, из-за чего уже в 1964 году стало необходимым запускать печатный станок на полную силу, чтобы покрыть дефицит бюджета. Так экономика СССР стала долговой. (Подробно об этом – материал Ивана Данилова).
В последующем, ситуация только усугублялась.
«Общая численность пенсионеров, на которых распространялось действие нового закона, составляла на начало 1956 г. 13,4 миллиона человек».
«В 1974 численность пенсионеров превысила 40 миллионов человек». (Источник)
Всё это закономерным образом привело к разрушению страны. В настоящее время уже российская власть вынуждена работать с пенсионной системой, оставшейся от троцкистов и она это делает хорошо, если учесть размер накопленной ошибки в системе и в государстве в целом.
К сожалению, не удалось найти данные по средней пенсии по всему СССР к середине 50-х годов, но даже если воспользоваться цифрами уже имеющимися в этой статье и сопоставить их с данными по средним зарплатам того периода, то получается, что сегодня, даже при возросшем в несколько раз количестве пенсионеров, соотношение средней пенсии и зарплаты примерно равно таковому на конец сталинского периода.
210р.(примерно) / 700р. – 30% в середине 50-х годов
13360р. / 43400р. – 30,7% в 2018 году (Источник)
Если реальные статданные подтвердят это соотношение – это станет свидетельством того, что качество государственного управления в современной России, как минимум, не хуже сталинского.
Есть ещё один интересный момент в пенсионной истории.
В 1954 году, судя по всему, ещё сталинские кадры представили проект модернизации пенсионной системы, согласно которому пенсионное обеспечение по стране вырастало на небольшую, в сравнении с хрущёвской, сумму.
«Общий дополнительный расход (за вычетом экономии) составлял 3275,6 миллиона рублей, или 14,9% от всех расходов на пенсионное обеспечение, принятых по проекту государственного бюджета на 1955 г. В среднем каждый пенсионер мог получить по «маленковскому» проекту дополнительно 20 рублей».
И важно то, что согласно этому проекту, предлагалось создать накопительную пенсионную систему, аналогичную той, которую сейчас создают российские власти.
«Статья 22. Установить, что наряду с дальнейшим повышением государственного обеспечения рабочих и служащих пенсиями по старости и по инвалидности создается при помощи государства фонд личных сбережений рабочих и служащих, который не входит в состав фонда государственного социального страхования и социального обеспечения. Этот фонд образуется путем ежемесячных отчислений одного процента заработной платы рабочего и служащего с добавлением к ним за счет государства одной десятой суммы, внесенной рабочим и служащим. Средства, образовавшиеся в этом фонде, выдаются рабочим и служащим по достижении или престарелого возраста, или в случае инвалидности независимо от размера пенсии. В случае смерти рабочего или служащего эти средства в полной сумме выдаются его семье».
Этот проект не был принят.
Подводя итог, можно смело утверждать, что недопущение российским государством необоснованных трат путём повышения пенсионного возраста, недопущение увеличения в ближайшие годы количества пенсионеров – это объективно необходимый шаг, который:
- во-первых, был запрограммирован событиями произошедшими в 1956 году;
- во-вторых, необходим для того, чтобы затормозить деструктивную инерцию хрущёвских реформ;
- в-третьих, требуется для ускорения развития общества и обеспечения ему максимальной стабильности в будущем – ресурсы не потраченные на не вышедших в ближайшие годы на пенсии людей, будут направлены на увеличение производительности всего общества. Это – вернейшее доказательство того, что Россия перешла на инвестиционную модель развития.
В прошлой статье мы писали о том, что у России в качестве источника инвестиций остались:
- бюджет,
- система государственных займов,
- институты развития,
- пенсионные фонды,
- частный капитал.
Выделенные инструменты являются основой инвестиционной экономики. Обеспечение их полноценной работы строго необходимо стране для нормального и устойчивого развития на долгие годы вперёд. Все они уже начали свою работу.
На текущий момент не работает только один элемент – система индивидуального пенсионного капитала(ИПК). Одна из причин, по которой система не внедряется в жизнь – страсти по пенсионной реформе.
«Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов в конце прошлого года говорил, что вопрос внедрения ИПК «подвис из-за того, что очень тяжело шли пенсионные изменения» (Источник)
Обществу сегодня нужно начать осознавать смысл процессов происходящих в экономике. Пока люди не понимают того, что такое инвестиционная модель, в чём её смысл и суть, к чему она ведёт – в стране будет господствовать вредное для неё упадническое настроение, которое активно подогревается многими антироссийскими силами. Это мешает развитию и движению вперёд.
В России сегодня нет никаких реальных оснований к тому, чтобы опускать руки. Проблемы есть и были всегда, но сегодня они не имеют стратегического характера. Стратегически наша страна идёт верным курсом. Россия имеет уникальный шанс качественно и очень сильно продвинуться в своём развитии и нельзя упустить его. Сегодня каждый гражданин нужен своей стране. Ей нужен наш ум, задор, смекалка, талант, героизм и самоотдача, и надо проявлять их. Сейчас нет никаких ограничений для этого, есть только возможности, которые нужно брать в свои руки. От каждого из нас сегодня зависит очень многое и мы сами можем определять каким будет наше будущее, какими будут даже самые глобальные процессы в мире и это не пустые слова.
Авторы этой статьи - обычные люди, живущие в обычной российской провинции, на практике сумели реализовать модель нового уникального инвестиционного инструмента, который по целому набору свойств превосходит уже существующие государственные инструменты, перечисленные выше. Есть веские основания полагать, что финансовый механизм, который мы реализовали как прототип, через определённое время станет обязательным элементом любой крупнейшей экономики мира и будет внедряться с уровня государств. Это реально может быть, но над этим надо безустанно работать. И мы работаем. Но об этом позже.