Вход

Двигатель

Феномен справедливости от Сократа и Талера до общей концепции справедливости будущего (Часть 3)

23 марта 2019 в 15:41 | Сергей Новосадов |Новосадов Сергей Александрович | 1316 | 0

Феномен справедливости от Сократа и Талера до общей концепции справедливости будущего (Часть 3)

[Для более целостного понимания содержания данной статьи рекомендуется обратиться к Части 1, опубликованной 13.01.2019 г. и Части 2, публикованной 17.03.2019].

В связи с изложенными выше выводами (в Части 2),  представляется интересным  рассмотреть некоторые аспекты по изучению феномена справедливость и других психологических свойств потребителя Ричарда Талера, одного из основателей бихевиористской (поведенческой) экономики и профессора Бутской школы бизнеса в Чикагском университете. Как  известно, он выиграл Нобелевскую премию в области экономики в 2017 году.

Как нам представляется заслуга его в том, что он на высоком академическом уровне, начал разговаривать и убеждать экономистов классических теории обратить внимание на человека как потребителя не с позиции классического Homo oeconomicus, действующего исключительно рационально, который имея полный доступ к информации, стремится максимально увеличить собственную выгоду. Он предлагает посмотреть на это, с точки зрения человека живого, реально принимающего решения, опираясь помимо прочего, на свою психофизиологию.

В рамках данной статьи, проведен анализ тех основные выводов и предложений, которые были изложены в статье  Ханенковой Е., под названием «Лауреат Нобелевской премии по экономике: тратить иррационально»[2]. По ходу изложения материала будут даваться комментарии автора.

 В частности пишется. «Талер — один из тех, кто пытается «втиснуть» в относительно строгие экономические теории сложность и непредсказуемость человеческого опыта. Больше всего он известен работами по трем психологическим свойствам: ограниченной рациональности, представлениям о справедливости и недостатку самоконтроля.

«Разные» деньги. Было бы наивно считать, что люди, принимая решения, рассматривают все возможные последствия каждого варианта, хотя бы потому, что они не знают, что случится в будущем. Экономисты давно оперируют концепцией «ограниченной рациональности». Один из вариантов такой рациональности и описал Талер с помощью теории «ментальной бухгалтерии». Он заметил, что люди упрощают процесс принятия финансовых решений, деля в своем сознании деньги на отдельные счета. Например, в семейном бюджете одна сумма выделена на отпуск, другая - на оплату счетов, третья - на покупку продуктов, и трата денег с одного счета на расходы другого не приветствуется. В результате это приводит к лишним расходам, когда вместо того, чтобы снять деньги на срочные расходы с «отпускного» счета, человек берет краткосрочный кредит под большой процент» [2].

Если рассматривать конкретный пример то распределение дохода домашнего хозяйства на отдельные счета, это не плохая модель формирования семейного бюджета. Главный принцип здесь кроется в рассудочно-психологической способности лица принимающего решения правильно  ранжировать по приоритетам предметы (услуги) потребления. Плюс ко всему,  как и у любого банка, в семье должен быть резерв денежных средств, который будет способен перекрыть финансовые издержки в случае, например, потери работы или других жизненных обстоятельства, требующих большие затраты. Вопрос заключается в определении важности для выделения средств на срочные расходы или отложенные счета. Особенно это важно, когда нет семейного резерва. Если срочные расходы важнее какого-то отложенного счета, то деньги «снимаются» с него. Если нет, то необходимо отказаться от этих расходов, даже если вам очень хочется, применяя для этого силу воли человека, как эффективный инструмент для решения проблем не демографически обусловленных, а паразитических потребностей. Такой феномен упрощения процесса принятия финансовых решений, который описывает Таер, в современном капиталистическом обществе уже по идее не должен проявляться. Однако, по все видимости, уровень финансовой и потребительской грамотности населения Запада не повышается, а под давлением агрессивной рекламы, и пропагандистским лозунгам уменьшается,  что конечно на руку корпорациям и, в первую очередь, банковскому сектору.

Далее - «В том же русле располагается описанный Талером в 1970-е годы эффект обладания - психологический феномен, заключающийся в том, что человек больше ценит те вещи, которыми уже владеет, нежели те, которыми может овладеть. Ученый объясняет этот эффект отвращением к утрате: люди воспринимают потерю вещи более эмоционально, чем приобретение аналогичного объекта. Однако при этом человек легче теряет и расстается с деньгами, если при этом накопления на его счетах растут (Талер называет это эффектом игры на деньги заведения)».

Данный феномен эффект обладания вполне оправдан с позиции потребительского поведения участников рыночных отношений. Покупатели, особенно Европейского конгломерата, в частности немцы, исходя из принципа цена-качество, стараются выбирать товар, досконально подходя к его функциональному назначению. Это показывает два стимула при совершении покупки: желание использовать качественный и приемлемы по цене товар как можно дольше; получение морально-психологического удовлетворения от совершения покупки.

Отсюда, вполне естественно, и появление данного феномена. Плюс ко всему и понимание того, что рост рыночной экономики, всегда неизбежно связан с ростом цен на появляющиеся более качественные и инновационные товары. С позиции предлагаемой будущей концепции общей справедливости повседневная деятельность человека будет больше всего связана с реализации его генетических возможностей и творческого потенциала.  Желание сделать свой личностный вклад в общий ход вещей, будет намного порядков преобладать над частной, мещанской потребностью комфортно-личностного существования.    При том, что в новой экономике – человекономике будет отсутствовать подход стратификации потребителей по доходам, а распределение товарной массы и услуг, будет осуществляться на ином принципе [1]. Отношение к вещам будет  иметь иной психоэмоциональный характер и данный эффект пропадет эволюционно.

Далее по тексту – «Принимая решения, люди обращают внимание не только на фактор выгоды (как считалось в ортодоксальных концепциях Homo oeconomicus), не менее важными для них оказываются представления о справедливости. Последние действуют как конструктивно (солидарность и сотрудничество), так и негативно (через зависть и злой умысел). Как показали эксперименты Талера и его коллег, люди готовы пойти даже на убытки себе, чтобы поддержать справедливое распределение материальных благ и наказать тех, кто ведет себя «неправедно».

Например, неожиданный дождь в городе создает ажиотажный спрос на зонтики, но, если торговец слишком сильно вздует цены на них, возмущенные граждане не купят у него товар (и будут мокнуть) или же в дальнейшем будут проходить мимо его магазина. Бойкот компаний, которые нарушают общепризнанные нормы (например, эксплуатируют детский труд или допускают расистские и сексистские образы в рекламе), потребителями — это факт экономики.

На более тонком уровне этот психологический эффект работает на рынке труда: работники легче смирятся с небольшой индексацией зарплаты (ниже уровня инфляции), чем с ее урезанием».

С данными выводами можно согласиться. Единственное, что настораживает в результатах исследования, но одновременно и подтверждает иное качество понимание справедливости в западном обществе, так это возможность добиваться справедливости помимо конструктивных методов, и негативными способами. В позиции общей концепции справедливости этого не должно быть в принципе, поскольку будут отсутствовать для этого предпосылки. Поясним на примере. При проведении политики борьбы с курение и алкоголизмом, данная группа людей, может сплотиться, как это сейчас происходит, и проводить митинги в свою пользу, говоря при этом о свободе выбора. И это с их позиции справедливо, поскольку попираются их права. В обществе опирающейся на концепцию общей справедливости, человеки уже с детства будут понимать, и знать всю пагубность влияния табака и алкоголя на спихофизиологию человека, губящего их организм, а самое главное оказывающие влияние на демографическое здоровье будущих поколений.

Описание психологического эффекта на рынке труда это, скорее всего, относится к манипулированию сознанием работников компании, в виду того, что и мероприятия с «урезанием» зарплаты и небольшой индексацией (ниже уровня инфляции), в итоге все равно приведут к ее уменьшению. На это есть русская поговорка «менять шило на мыло». Данный эффект  можно назвать дьявольской психологией и больше похожа, на талмудистику, нежели на научную психологию. 

«Наверное, самым влиятельным из исследований Талера последних лет была работа о внутренней дилемме, которая затрагивает каждого человека: каким бы он ни был рациональным, соблазны немедленно потратить деньги, время и здоровье (на развлечения, шопинг, выпивку, курение и так далее) оказываются сильнее долгосрочных расчетов (сохранить здоровье и деньги до старости). Ричард Талер объяснил эту дилемму, предложив модель двух «я» (планирующего и действующего), между которыми всегда есть внутреннее напряжение. Планирующее «я» ориентируется на долгосрочные цели, действующее — на сиюминутные возможности. Считается, что эта модель находит подтверждение не только в психологии, но и в нейрофизиологии…

... Иногда люди способны противостоять соблазну потратить все свои деньги сразу (помогают этому и описанные выше «отдельные кошельки»), но в других случаях, по мнению Талера, общество должно подталкивать граждан в сторону разумных решений» 

По нашему мнению, в данном контексте под внутренней дилеммой следует понимать психоэмоциональное состояние потребителя, полностью подмятого под рыночно-капиталистическую концепцию потребления, направленную на получение максимальной выгоды товаропроизводителей. Но и это не главное. Над этим выстроена более иерархичная система управления, выраженная в потребительской культуре мышления, основанная ка принципе – «Бери от жизни все и сейчас!», «Я этого достойна!», «После нас хоть потоп!».  Это напрямую указывает на античеловеческую концепцию управления обществом н основанную, на материалистическом и идеалистическом атеизме.

В будущей концепции общей справедливости такой феномен «напряжение» будет отсутствовать, так как для этого не будет сопутствующих факторов, влияющих на данное поведение. Человек, опираясь на свое психоэмоциональное состояние сознательно и целенаправленно, будет формировать свои жизненные поведенческие установки исходя из своих возрастных характеристик и необходимой поддержке и помощи семьи и окружающих.  

Все же не все так плохо у Талера, и он пытается привлечь к проблеме управления и манипулирования обществом потребителей. «Талер и его коллеги привлекают внимание общественности к тому, как часто бизнес специально извлекает выгоду из иррационального и импульсивного поведения людей. Реклама типа «покупай три, плати за два» создает ложное ощущение выгоды; лотереи и онлайн-казино «раскручивают» случаи выигрыша и скрывают реальные шансы на победу; банки умелой рекламой навязывают потребителям кредиты на покупку предметов, которые те не могут себе позволить…  

…Наконец, Талер выступает за то, чтобы государство не просто запрещало продажу сигарет или алкоголя, а более вдумчиво разрабатывало стратегии по стимулированию рационального поведения граждан, опираясь на закономерности поведенческой экономики. Специальные подразделения по nudge’у уже создаются в США и Великобритании».

Не менее интересным представляется предложенная им теория «подталкивание» для описания дешевых и легких вмешательств, которые меняют процесс принятия решений людьми.

В частности указывается – «Есть такая либертарианская концепция, согласно которой помогать человеку принимать решения не нужно, он сам за все отвечать должен. И не должно быть никого, кто над этим человеком стоит и говорит ему, какие решения он должен принимать. А вот подход Талера другой. Он считает, что есть ситуации, когда люди принимают нехорошие решения, не самые правильные. И вот для нас как людей, изучающих поведение человека и понимающих изнутри, что правильно или неправильно для него, есть задача подтолкнуть человека к принятию правильного решения.

Например, вот горная дорога, по которой ездят машины, под ней пропасть. Если туда сорваться, можно погибнуть. Как убедить водителей на этой дороге снизить скорость? Чтобы они ехали не просто чуть медленнее, а как положено: если написано 40 км/ч, так пусть и едут не 50 и не 60, потому что 50 уже могут быть смертельными. Можно знаки развесить, можно написать, что в прошлом году тут погибло столько-то людей, но это вызывает только негативную реакцию. Лежачими полицейскими всю дорогу тоже не покроешь, они сбивают водителя и дорого стоят. У Талера в книжке описан выход: надо взять ведро краски и сузить полосу движения. Когда вы едете по дороге, вы инстинктивно стараетесь вписаться в полосу, для вас неестественно ехать поперек полосы, а если полоса узкая, а дорога извилистая, вы будете снижать скорость, даже невольно. И такие нетривиальные решения помогают придумывать ученые».

С нашей тоски зрения данный пример представляет собой, не способ подталкивания к принятию правильного решения, а метод психологического воздействия на реакцию мозга, на основе его обработки образного (визуального) информационного потока, основанного на подсознательной функции целесообразности, опирающуюся на бессознательные рефлексы. Здесь нет осознанного принятия решения водителем,  а присутствует  элемент  манипуляции.

Далее цитируем – «Как и любая академическая концепция, которая врывается в мейнстрим, «подталкивание» сомнительно с этической точки зрения, и у него, конечно, есть свои скептики.

- Либертарианцы говорят, что подталкивание может оказывать инфантилизирующий (внушение что бездействие и отстраненность от окружающих событий, это благо) эффект.

- Либералы утверждают, что они иногда жертвуют эффективностью ради правильности. Например, если правительство хочет увеличить объем сбережений, возможно, эффективнее было бы сэкономить средства с помощью программ социального обеспечения, чем полагаться на компании, которые «подталкивают» своих сотрудников к каким-то планам…

…К его чести, Талер признал, что подталкивание - это оружие, которое может использоваться как для хороших, так и для плохих целей».

Можно сделать промежуточный вывод, что результаты исследований Талера лишь вскрывают утвердившийся и управляемый культурный стереотип поведения созданного потребительского западного общества, и вскрывает механизм манипулирования психоэмоциональным настроением индивидуума, путем его «подталкивания» для принятия «правильного» решения.

Вопросов  здесь много.  Как понимается теми, кто изучает поведение человека  изнутри, что правильно или неправильно? Какой концепции  и понятием справедливости вы руководствуетесь при осуществлении процесса «подталкивания»? Ведь недаром он признал, это оружие, которое может использоваться как для хороших, так и для плохих целей. А если это так, то при наличии схожих методов управления, выигрывает та сторона, которая лучше технологически и информационно оснащена и имеет более эффективную управленческую структуру. Если сравнивать общество и институт капиталистической экономики срощенный с институтом государственного управления, то выбор по нашему, мнению очевиден.

Далее по тексту – «Некоторые из наиболее интересных работ Талера изучали предсказуемо иррациональные последствия владения собственностью, чувства уверенности и чувства справедливости.

Собственность: Согласно классической экономической теории, ценность продукта не должна зависеть от собственности. В одном из своих самых известных экспериментов (который он провел с нобелевским лауреатом психологом Даниэлем Канеманом) Талер раздал кружки ученикам в классе и попросил учащихся присвоить им стоимость. Студенты, которые уже владели этими кружками ранее, посчитали их в два раза дороже тех, у кого кружек до этого не было. Таким образом Талер открыл, что люди присваивают большую ценность тому, что у них уже есть, — так называемый «Эффект владения (обладания)».

С нашей позиции вопрос спорный, в виду того, что увеличение стоимости может быть продиктовано не влиянием собственности, как таковой, а возможностью при назначении стоимости сравнить с их прежним функционированием. В случае со студентами, которые впервые получили эти кружки, практики их использовании у них не было, и поэтому ценность для них стала наименьшей.

«Уверенность: Теоретически, дополнительная информация должна привести к правильному и лучшему принятию решений. Но в исследовании в рамках проекта NFL Талер обнаружил, что профессиональные команды уделяют слишком много внимания преждевременному отбору - во многом потому, что «умные» скауты-стартаперы заблуждаются, думая, что они могут спрогнозировать, кто будет следующей суперзвездой. «Чем больше информации команда приобретает об игроках, тем более самоуверенными они будут чувствовать себя в способности делать тонкие различия», — писал Талер. Это говорит о том, что недостатком стратегий «Moneyball» [стратегия эффективного использования ограниченных финансовых ресурсов] и передовой аналитики является то, что спортивные команды слишком переоценивают свои способности к прогнозированию.

С  этим выводом можно согласиться, исходя из того, что для принятия качественного управленческого решения при процессе прогнозирования, а также при  наличии времени, необходимо собирать по возможности больше информации, согласуя ее с требованиями по объективности, достоверности, своевременности, в нужном объеме и т.д. И не следует пренебрегать дополнительной информации, если еще есть время на ее сбор. Особенно если у ЛПР мало практического опыта и компетенции в данной сфере.

«Справедливость: исследования Талера показали, что люди имеют твердые стандарты справедливости. Поскольку большинство потребителей понятия не имеют, сколько товары стоят на самом деле, они определяют ценность, основываясь на том, что им кажется справедливым. Возможно, 5 долларов за зонтик справедливо, но что, если цена была повышена на 1 доллар во время ливня? Это чувство может вредить продажам, при этом это не будет иметь ничего общего с реальной полезностью зонтика.

Во время рецессии работодатели, как правило, увольняют рабочих, а не сокращают заработную плату, возможно, из-за того, что работники сочтут снижение зарплаты более несправедливым».

По нашим представлениям твердые стандарты справедливости это, прежде всего, установки сделанные индивидуумом, исходя из своих внутренних чувственных мировоззренческих установок, основанных на генетике и его мироощущениях. Это так сказать внутренние стандарты процессуальной справедливости, которые выявил Талер в ходе изучения референтных групп. В данном случае решение вопроса справедливости цены на зонтик, может быть основано на мотивационной теории справедливости путем сравнения с аналогичным товаром у другого продавца.

Проблемы западного менеджмента предприятий по время рецессии, сводящиеся к увольнению рабочих в надежде, что работники сочтут снижение зарплаты более несправедливым», с позиции общей концепции справедливости не выдерживает ни какой критики. Здесь надо исходить из возможности уволенных рабочих найти работу с заработной платой не хуже предыдущей. Если этой возможности нет, а при капитализме всегда есть рынок безработных, причем нынешний условиях кризиса уровень, как правило, выше необходимого для плавного решения проблем увольнения персонала, то работодатель исходит, прежде всего, из своей выгоды путем сокращения издержек на зарплату и отчисления налогов ФОТ.

В целом можно резюмировать, что рассмотренные научные результаты,  Р. Талера в области психологии и социологии поведения, по своей  сути не меняют основы и общей направленности развития либерально-рыночной экономики, действуют в ее парадигме и установленных рамках.  При этом, разворачивая ее «лицом» к человеку не как Homo oeconomicus, а  человеку живого, реально принимающего решения, опираясь, на свою психофизиологию. Его теория подталкивания скорее усугубляет, а не улучшает право выбора любого потребителя, принимать решение самостоятельно, а не под действием «соответствующих» факторов.

Список литературы

1. Новосадов С.А. Социально-экономическая трансформация глобального развития общества при переходе к новому концептуальному состоянию: предпосылки, тенденции, прогностика: монография.- М.: Креативная экономика, 2016.

2.Ханенкова Е. Лауреат Нобелевской премии по экономике: тратить иррационально [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://regnum.ru/news/2334075.html (дата обращения 24.05.2018).

Источник

12345  0 / гол.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Нет комментариев

 

СССР

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Наша команда

Двигатель

Комментарии

Каиргали
позавчера в 11:34 6
Аким Сокол
17 ноября в 16:08 3
Ярас
14 ноября в 12:25 2
Олег
4 ноября в 08:15 1
СБ СССР
26 октября в 13:26 1
Аким Сокол
25 октября в 04:22 7
Олег
23 октября в 07:57 1
Александр Вершинин
6 октября в 05:10 1
СБ СССР
3 октября в 20:40 2

Лента

Чем бабахнула "Аврора"?
Статья| вчера в 09:35
Боевая философия 2025
Видео| 18 ноября в 10:19
Слава и религия бесчестья
Статья| 15 ноября в 10:13
Забудь себя и будешь сытый
Статья| 14 ноября в 12:59
В ранге русского историка
Статья| 1 ноября в 09:28
Безинфляционная валюта БРИКС
Видео| 29 октября в 23:57
Через тернии
Статья| 24 октября в 09:40
Рабы управляемые рабами
Аналитика| 21 октября в 13:49
Главное о суверенитете
Видео| 20 октября в 15:53
Прорва в погоне за радостью
Статья| 19 октября в 13:15
Критическая масса и некросфера
Статья| 10 октября в 23:49

Двигатель

Опрос

Остановит ли Трамп войну на Украине?

Информация

На банных процедурах
Сейчас на сайте

Популярное

 


© 2010-2024 'Емеля'    © Первая концептуальная сеть 'Планета-КОБ'. При перепечатке материалов сайта активная ссылка на planet-kob.ru обязательна
Текущий момент с позиции Концепции общественной безопасности (КОБ) и Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Книги и аналитика Внутреннего предиктора (ВП СССР). Лекции и интервью: В.М.Зазнобин, В.А.Ефимов, М.В.Величко.