«Российская газета» недавно опубликовала статью «Новая Lada Granta или подержанная иномарка: что купить за 500 тысяч», в которой делается заставляющий обратить на себя внимание вывод.
«Тот случай, когда наш выбор полностью на стороне подержанных вариантов. За стоимость новой Granta, которая несмотря на все доработки и новый очень удачный рестайлинг, на ходу все еще остается типичным отечественным автомобилем. То есть машиной, к которой нужно регулярно прикладывать руки.
Учитывая популярность всех участников обзора, их относительную дешевизну обслуживания и тот факт, что за 500-600 тысяч рублей можно купить фактически годовалые экземпляры, мы однозначно советуем не лениться и отдать время на подбор иномарки, даже если вы живете вдали от региональных центров.»
Напомним, что эта позиция изложена на сайте официальной государственной газеты. Судя по всему, редакция захотела угодить среднему обывателю, который считает, что лучше покупать машины иностранного производства, а наши производители пускай делают танки и ракеты. И всё бы ничего, но такая позиция кардинально расходится с позицией руководства страны.
Напомним, что в России на фоне западных санкций полным ходом идёт импортозамещение. И одна из отраслей, в которой активно устраняется импорт – автомобилестроение.
Для максимальной локализации производства и перехода от «отвёрточной» сборки к полноценному выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, руководством страны была проделана колоссальная работа. Но взгляду обычного обывателя вся эта работа видится абсолютно бессмысленной, так как в его понимании: «отечественный автопром делает вёдра с болтами» и потому нет никакого смысла вкладываться в него. Если же посмотреть с государственного уровня, то смысл в этом есть и он очень большой.
В своём послании к федеральному собранию в 2019 году президент России В.В.Путин сделал следующее заявление: «Россия была и будет суверенным, независимым государством. Это просто аксиома. Она будет либо такой, либо вообще её не будет. Для всех нас это должно быть понятно, мы должны это понимать и осознавать. Россия не может быть государством, если она не будет суверенной. Некоторые страны могут, Россия - нет».
Суверенитет любой страны определяется тем, насколько она способна проводить управление в собственных интересах на всех 6 приоритетах. Развитие собственной автомобильной промышленности напрямую затрагивает два из них: 3-й приоритет – технологический и 4-й приоритет – экономический.
Современное автомобильное производство – это высокотехнологическая отрасль промышленности, являющаяся концом технологической цепочки высокого передела. Для её развития требуется задействовать широкий научно-технический потенциал страны, включающий в себя также все ступени системы образования. Поэтому, страна, не обладающая полной производственной цепочкой в автомобилестроении, не может считаться суверенной с точки зрения технологий. Западные санкции показали, как можно манипулировать страной, у которой нет технологического суверенитета, и сейчас Россия в авральном порядке вынуждена с нуля создавать целые отрасли промышленности.
С точки зрения экономики, производство автомобилей является мультипликатором, так как, даёт заказы десяткам смежных отраслей. Соответственно в них задействуется большое число людей, которые получают заработную плату, тем самым обеспечивая платёжеспособный спрос. В среднем, на одного работающего в автопроме приходится 10-15 работников смежных отраслей. Страны Запада используют это в целях стимулирования своих экономик. Постоянное введение ими всё более ужесточающихся экологических норм делается точно не в погоне за чистотой окружающей среды. Цель этого – принудить население чаще обновлять автопарк и тем самым поддерживать экономику через мультипликатор автопрома. Локализованное внутри страны производство автомобилей заставляет работать всю экономику и на Западе это прекрасно понимают, всячески поддерживая собственных автопроизводителей.
Если смотреть в хронологии, то на рубеже 90-х годов Запад постарался сделать всё, чтобы убить отечественную автомобильную промышленность России. После того, как рынок был открыт, в страну огромным потоком хлынул различный автохлам в виде подержанных автомобилей, предназначенных за рубежом к утилизации. И только грамотные действия руководства страны, которое ввело заградительные пошлины и последовательно добивается максимальной локализации производства, спасли отечественную отрасль от полного исчезновения. Результатом этого стало появление конкурентоспособных отечественных моделей автомобилей, с которыми страна уже вышла на внешние рынки.
Государство всячески старается стимулировать автомобильную отрасль, вводя всевозможные меры поддержки, такие как программа утилизации, «первый автомобиль», «семейный автомобиль». Это говорит о том, что для страны имеет большое значение то, какие автомобили будет покупать население, каждый отдельно взятый гражданин: новый отечественный или подержанный импортный.
«По данным Минпромторга, с помощью госпрограмм стимулирования спроса на автомобили в 2018 году было реализовано 134,8 тыс. автомобилей. В частности, 99,5 тыс. по программе льготного кредитования ("Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль"), по программе льготного лизинга было реализовано 24,15 тыс. автомобилей, и еще 11,2 тыс. машин - по различным программам закупок, в том числе школьных автобусов (2,7 тыс. штук), машин скорой помощи (1780 штук), газомоторной техники (6,1 тыс. штук). В целом на различные программы поддержки спроса в автопроме в 2018 году Минпромторгом было направлено 31,9 млрд рублей.»
Минпромторг активно подталкивает локализацию, также и со стороны производителей, введя правила господдержки и регулярно ужесточая их. «Чтобы получить минимальный доступ к господдержке (2 тыс. баллов), необходимо делать в РФ, например, сварку, окраску, штамповку кузова (включая использование 70% российского металла), а также производить двигатель и коробку передач.» Для доступа к льготным автокредитам и лизингу, а также госзакупкам автопроизводителям необходимо набрать 6 тыс. баллов, что пока невозможно сделать иностранному производителю - таким образом, поощряется отечественное производство.
В целом, все меры поддержки российского автомобилестроения имеют целью развитие страны. Подъём автопрома в конечном итоге, как напрямую так и опосредованно, скажется на благополучии каждого гражданина, поэтому все мы должны быть заинтересованы судьбой отечественного автомобилестроения. Позицию рядового обывателя, который не понимает всего этого, ещё можно понять – он, как правило, не способен осознать собственную выгоду, если она находится чуть дальше его носа, распределена на длительных временных отрезках и не пахнет лёгкими деньгами. Больше вопросов вызывает позиция редакции официального государственного органа печати. На чьи интересы работает «Российская газета»?