Кризис 3 лет был благополучно оставлен позади. Впереди у малыша следующая ступень становления - переосмысление собственного «Я», первые самостоятельные шаги в школе, построение социальных отношений на новом уровне. Эта ступень также сопровождается так называемым кризисом 7-ми лет.
Если кризис 3 лет и кризис подросткового периода у детей проходят особенно тяжело, то 7-ми летний период чаще всего теряется на фоне ярких новых впечатлений и волнений по поводу поступления в первый класс, сложностей с учебой и других текущих проблем. Но это не означает, что для малыша это время протекает гладко, без «подводных камней». Если папа с мамой внимательно приглядятся к поведению своего ребенка, то смогут заметить признаки кризиса 7 лет.
Если в 3 года малыш старается переориентироваться на осознание себя как отдельного субъекта, личности и начинает обращаться к себе - «Я», то в 7 лет приходит пора для рождения социального «Я» ребенка. Малыш старается примерить на себя различные социальные роли, пытается дифференцировать внешнее и внутреннее проявление своей личности.
Возникает понятие внутренней жизни. Малыш начинает осмысливать собственные чувства и переживания. Например, он осознает, что значит «я грущу», «я веселюсь», «я сержусь». Развивается понимание собственной значимости, самооценка, появляется логика чувств, между которыми теперь возможна борьба.
Однако полностью контролировать свои внешние и внутренние проявления ребенок еще не умеет. Если кризисный период проходит бурно, родители могут заметить основные его признаки в поведении крохи:
В организме тоже происходят возрастные изменения:
7 лет – время не только физического и социального самоопределения. Ребенок переходит на очередную ступень взросления и самостоятельности, что подкрепляется и родительскими увещеваниями: «Ты пошел в школу, значит, ты уже взрослый».
В сознании школьника формируется понимание: с наступлением нового этапа в жизни должны измениться и правила поведения. Ребенок начинает активно подражать взрослым: повторять некоторые выражения из их речи (не всегда удачные), экспериментировать со своей внешностью, походкой, не слушаться и даже грубить. Может полностью измениться характер: ранее жизнерадостный и подвижный малыш вдруг становится замкнутым, необщительным и наоборот.
Если в 3 года кроха заявлял: «Я хочу!» и упрямо требовал желаемого, то теперь ребенок начинает задумываться о последствиях своих поступков. Он учится просчитывать и анализировать свои шаги, прогнозировать, как совершенные действия отразятся на его жизни.
Поскольку малыши чувствуют себя взрослыми, у них появляются свои секреты. Таким поведением дети демонстрируют: у них есть собственные интересы, своя жизнь, отдельная от взрослых и не менее важная.
Накапливая жизненный опыт, ребенок обретает большую уверенность в себе, осознает свое место и роль в обществе, учится управлять своими чувствами. Родители должны приложить усилия, чтобы помочь своему ребенку справится с этим жизненным этапом.
К 7 годам количество требований, которые предъявляются малышу, значительно возрастает. Указания звучат и со стороны родителей, и со стороны учителей. После первого звонка в школе многие желания ребенка начинают переформатироваться из разряда «хочу» в разряд «надо». Это создает дополнительное давление на психику малыша». На регулярные требования школьник все чаще начинает отвечать: «не буду».
В этом случае родителям придется проявлять хитрость и формулировать свои требования так, чтобы у малыша возникло собственное желание их выполнить. Например, вы собираетесь на улицу зимой, а ребенок хочет надеть легкую куртку. Напомните, как недавно он легко оделся и заболел или что в прошлый раз пришлось раньше вернуться домой с прогулки, так как он был недостаточно тепло одет и замерз. Этот урок даст понять малышу, что стоит отдать предпочтение теплой одежде.
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. (В.А.Сухомлинский)
Обязательное табу для родителей 7-летнего школьника – физические наказания и повелительный тон. Малыш считает себя уже достаточно взрослым, чтобы говорить с вами на равных. Если взрослым нужно отстоять свою позицию, запаситесь весомыми аргументами, которые в глазах ребенка будут непогрешимыми, а также проявите мудрость и терпение.
Большим подспорьем для школьника и одним из важных факторов формирования личности является хорошая дошкольная подготовка и умение выполнять учебные задания самостоятельно. Выполнение посильных заданий с незначительной помощью взрослых, работа в рамках зоны ближайшего развития (по Выготскому) создает у детей ситуацию успеха и формирует адекватную самооценку.
Некоторые родители полагают, что домашние задания малышам не по силам и начинают все делать за них. Это неверная позиция.
Школьника можно направить, указать шаги, которые приведут к решению задачи, но не делать все за него. Это правило относится ко всем сферам жизни. Если родители с детства приучат ребенка к самостоятельности, им не придется в 11 классе решать за школьника задания, контролировать выполнение домашней работы и посещение школы.
Психологи говорят еще об одном важном правиле воспитания малышей в 7-ми летнем возрасте: воспринимайте ребенка как личность, а не как собственность. У малыша должно быть личное время, которое он может потратить на игры или общение с друзьями.
Если нужно ввести какие-то запреты, их необходимость должна объясняться и аргументироваться. Папа и мама должны внимательно слушать ребенка, не критикуя его утверждения, даже если в них присутствует элемент фантазии. Психологи утверждают: страх публичных выступлений закладывается в детском возрасте, если взрослые не умели выслушивать детские рассуждения.
И, конечно, с малышом нужно советоваться. У детей в 7 лет уже формируется собственное мнение, и оно требует уважения. Не нужно лишать ребенка значимости: пусть он чувствует свою важность в вашей семье.
Кризис 7 лет – тяжелый период, но и он проходит. Если родители помогут правильно его пережить, то смогут насладиться плодами правильного воспитания.