В современном мире человек ежедневно сталкивается с огромной информационной лавиной, которая ставит его перед выбором – спасаться в уединении и отстранённости или учиться обрабатывать эти масштабные нарастающие потоки информации и оставаться на передовой позиции развивающегося семимильными шагами общества. Информация поступает к нам из СМИ, телевидения, радио, интернета. 15-20% сведений и фактов мы узнаем в ходе прослушивания или просмотра передач, но львиная доля данных, так или иначе, поступает к нам благодаря умению читать. Отсюда произрастает вывод – чем выше скорость чтения, тем больше шансов найти верное решение, понять суть, перенять опыт? Говорят, что скорочтение развивает не только молниеносную способность обрабатывать информацию, но и воспитывает образность мышления, дает навык вычленять главное и отсеивать второстепенное и ненужное не только в тексте, но и при постановке иных информационных задач. Однако существует и мнение о том, что скорочтение – это прямой путь к прекращению связи с чувственной и душевной частью литературы, источник рождения отстранённости к своему родному языку.
О вреде и пользе скорочтения написано очень много. Поэтому, стоит отметить, что скорочтение – это особенный инструмент, позволяющий извлекать полезную информацию из многочисленной словесной руды, но, как и любой другой инструмент, он будет приносить пользу лишь тогда, когда использование его будет мудрым и осознанным.
В школах учителя с первых классов настраивают родителей учеников: дети должны научиться быстро и с понимаем читать. Только так в дальнейшем они смогут осилить тот объем информации, который предполагает современная школьная программа.
В целом, без навыков скорочтения в нашем мире трудно ощущать себя так сказать «в курсе событий». Поэтому навыки скорочтения определенно стоит потренировать. Существуют техники скорочтения, которые сможет освоить каждый.
Способность состоит в том, что человек одним взглядом умеет определить, что является главным в тексте, ухватить основную мысль. Для этого он не читает все дословно, а вычленяет лишь несколько ключевых фраз.
Чтобы научиться читать методом «пристрелки», придется потренироваться.
Проделайте такое упражнение: посмотрите на какой-то предмет несколько секунд. Затем закройте глаза и попытайтесь представить этот предмет, акцентируя внимание на мелочах. Когда научитесь выделять главное в предметах, переходите к текстам.
Возьмите небольшой отрывок и просмотрите его за 30 секунд. Взглядом выделите 3 основные мысли. Затем закройте глаза и повторите про себя, о чем вы прочитали. Повторите упражнение 4-5 раз, каждый раз выбирая новые тексты.
Еще один довольно эффективный метод, которым непременно стоит воспользоваться. С его помощью можно не только быстро определять главную мысль, но и запоминать отдельные предложения.
Суть методики заключается в том, чтобы читать тематические слова. Это означает, что, воспринимая смысл текстового отрывка, вы обращаете внимание только на лексику, непосредственно относящуюся к теме.
Потренируйтесь самостоятельно и вот увидите, у вас обязательно получится!
Наверное, вы нередко замечали за собой такую особенность: во время чтения вы двигаете губами, проговаривая про себя текст. Даже мысленно мы стремимся артикулировать, но эти попытки занимают наше драгоценное время!
Чтобы научиться быстро читать, артикуляцию нужно подавить. Для этого мысленно производите счет или стучите пальцами, если вам непременно требуется физическое движение для лучшего усвоения материала.
Если у вас хорошо развита зрительная память, вы быстро запоминаете то, что видите, попробуйте этот метод. Чтобы научиться скорочтению, проделайте следующее упражнение:
Этого будет вполне достаточно, чтобы научиться быстро читать и охватывать взглядом слова целиком, а не отдельные буквы или слоги.
Методика весьма эффективна для начальной школы. Именно так методисты стремятся развить навыки скорочтения у детей. Но если дети могут схватывать взглядом слово из 5-6 букв, то взрослым доступны 9-10 символов. Способность можно развивать до бесконечности, было бы упорство.
Студентам и школьникам приходится читать большие объемы текстов, поэтому в среде молодежи нередко можно услышать такое выражение: «читать по вертикали». Это не шутка, а условное обозначение эффективного метода скорочтения.
Суть его заключается в том, чтобы научиться охватывать взглядом и запоминать смысл не отдельных слов, а целой строки.
Для тренировки используется метод Шульте. Пособием для тренировок служит разлинованная таблица с цифрами:
Читая таким способом, вы научитесь определять общий смысл текста.
Ученые установили, что человек читает не буквы, а слово целиком. Если ему предложить слово с переставленными буквами внутри, но правильно выстроенными по бокам, то чтение не вызовет затруднений.
Эта особенность легла в основу еще одной методики скорочтения. Наберите больше таких неправильно написанных слов. Попытайтесь как можно быстрее, глядя на них, определить, какое слово зашифровано.
Упражнение работает не только с переставленными буквами, но и с пропущенными. Только во втором случае вам придется их мысленно доставлять. Можно тренироваться с секундомером или товарищем: он станет для вас дополнительным стимулом.
Суть метода состоит в том, чтобы научиться читать через слово. Для тренировки навыка подберите текстовый отрывок и вычеркните в нем каждое второе слово. Пробегитесь взглядом и попробуйте уловить смысл, воспринимая только оставшуюся лексику.
Постепенно ускоряйте выполнение упражнения, следя за своими успехами с помощью секундомера. Когда навык будет освоен, учитесь удалять слова через одно не с помощью карандаша, а в своем восприятии, словно проскальзывая взглядом по тексту. Вскоре скорочтение покажется вам не таким уж сложным.
Привычка быстрого чтения обязательно пригодится школьникам старших классов, студентам, журналистам, офисным работникам и всем людям, которым часто приходится иметь дело с документацией и большими объемами текстов. Тем более что научиться этому не так сложно. Дерзайте!