Ребенок – это вечный двигатель, энергию которого нужно направлять в созидательное русло. Осознавая это, любящие родители стараются определить малышей в секции и кружки, где они смогут не только реализовать свой энергетический потенциал, но и научится чему-то новому, развить имеющиеся способности и таланты.
Но так было не всегда. Система внешкольного образования прошла длительный путь. В СССР она выполняла иные функции, нежели в современной России.
В дореволюционное время понятия внешкольного образования не существовало. Дети в зависимости от сословия могли получить образование в училищах и гимназиях, но главную роль играло домашнее воспитание.
В семье купца отец передавал сыну тонкости торгового дела, священник наставлял детей согласно священным книгам и обучал духовным обрядам. В дворянских семьях первостепенное значение имело занятие литературой, искусствами, военным делом. Отпрыски знатных фамилий с детских лет посещали литературные салоны, в которых впитывали атмосферу творчества, критической мысли от самых образованных людей своего времени.
С приходом революции семейное воспитание отошло на второй план. Сословные грани исчезли, роль воспитателей взяли на себя общественные организации. Родители, работавшие на производстве в несколько смен, физически не могли уделять должного внимания своим детям.
В 1920-е годы была сделана перепись беспризорников, в результате которой выяснилось: лишь треть этих детей была лишена родителей. Остальные проживали в семьях и при этом разбойничали, воровали, не зная, куда применить свою энергию.
Первоначально задача внешкольного воспитания детей была передана пионерской организации. Но в 1920-1930-х годах стало очевидно: в пионеры была привлечена только треть детей, поэтому проблема внешкольной занятости малышей и подростков и их перевоспитания по-прежнему сохранялась.
Идею организации секций и кружков по интересам, юных техников поддержала Н.К.Крупская. Идеология проекта ставила перед педагогами 3 основные задачи:
«Ослабление роли семейного воспитания создает широкие возможности в деле поголовного перевоспитания всей детворы» (Н.К.Крупская)
Поскольку в государстве оставалась острая потребность в производственных кадрах, подростки активно привлекались в секции юного техника, моделирования и конструирования. Однако система не забывала об эстетической направленности воспитания и образования, поэтому наряду с этим открывались музыкальные, актерские, танцевальные кружки.
Занятия в секциях были бесплатными. Каждый ребенок обязан был посещать хотя бы один кружок: за этим тщательно следила школа. Внешкольное образование как нельзя лучше решило проблему занятости детей, развития их способностей и воспитания за пределами семьи.
Параллельно существовала пионерская организация, которая теперь ориентировалась на социальную трудовую деятельность и пропаганду коммунистической идеологии.
Время шло, и создавшаяся в начале 1920-х годов система внешкольного образования, за исключением небольших изменений, просуществовала до 1970-х годов. Постепенно, с улучшением условий труда, у родителей появилось больше возможностей и времени заниматься с детьми, и проблема беспризорности и перевоспитания ушла на второй план. Внешкольное образование постепенно принимало вид, который оно имеет на сегодняшний день.
Многие родители не ощущают важности внешкольного образования, справедливо полагая, что в школах есть учителя, которые обязаны дать ребенку фундаментальные знания по предметам и привести к пониманию мира бесплатно. Однако, не стоит забывать, что существует ряд школьных проблем, которые затрудняют процесс обучения.
Численность класса чаще всего превышает отметку в 25 человек. Классы собираются по случайному принципу и поэтому часто возникает ситуация, когда школьник отстает и никак не может догнать одноклассников, поэтому теряет интерес к учебе. Либо, когда школьник наоборот идет вперед коллектива, а затем теряет интерес к предмету, так как не получает стимула и мотивации к учебе.
Школьная программа имеет границы, учителя находятся в довольно жестких рамках учебного плана. Чтобы создать особенную тематическую атмосферу во время урока или уделить время проблемам отельного ученика, учителю приходится использовать своё личное время. Однако благодаря изобилию бумажной работы, свободного времени у учителей практически не существует.
Материал не всегда усваивается одинаково. Уровень развития детей в классе может существенно розниться. Из-за такого различия у школьников возникают сложности с усвоением материала. К тому же если кто-то из учеников хочет свернуть в сторону от программы, у учителя не хватает времени, чтобы обсудить волнующую отельного школьника тему. Возникает проблема формальности знаний. Поощрение и поддержание интереса к углубленному изучению заинтересовавшего школьника предмета, всецело ложится на плечи родителей.
Поэтому важность внешкольного образования на сегодняшний день сложно переоценить.
В настоящее время возможность получения внешкольного образования обеспечивается государственными организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.
Д.А. Медведев прокомментировал: «Мы предоставляем субсидии негосударственным организациям, которые на конкурсной основе занимаются внеклассными программами. У нас есть немало проектов, которые реализуются с применением механизма государственно-частного партнерства, с участием крупных компаний и корпораций. Важно, чтобы бизнес принимал свою долю ответственности за профессиональную ориентацию молодого поколения»
Ядром новой модели дополнительного образования, по мнению Медведева, должны стать центры дополнительного образования, детские технопарки.
«Уже функционирует 25 технопарков «Кванториум», к концу года их будет не менее 40. Субсидии на этот счет предусматриваются в бюджете», - подчеркнул он.
Медведев отметил, что такая модель основывается на индивидуальном подходе к развитию каждого ребенка, выстраивании для ребенка собственной творческой и научной траектории.
Также внедряется механизм «персонифицированного финансирования», когда у детей появляется возможность учиться по внеклассным программам в организациях любой формы собственности. Сейчас этот механизм апробируется в 9 регионах, если он заработает нормально, то будет распространен его по всей стране.
«Такая система требует тесного взаимодействия между школами, организациями дополнительного обучения, технопарками, университетами и предприятиями. Должны появиться современные инновационные формы обучения детей, в том числе сетевые, чтобы они были доступны в самых отдаленных селах», - особо отметил Медведев.
Правительством была принята Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». Согласно программе, внешкольное образование преследует цели:
По сравнению с основной образовательной программой, внешкольная может быть гибкой и связанной с практикой. Дети и их родители имеют право сами выбирать, по какой методике они желают обучаться.
Но, несмотря на энтузиазм педагогов внешкольного образования, даже некоммерческая система пока не имеет достаточной материальной базы. Этот факт оборачивается дополнительными сборами с родителей на инвентарь, обучающие материалы и т.д. У взрослых нередко возникает ностальгия по поводу того, что еще несколько десятилетий назад все было бесплатно. Дети могли обучаться, независимо от материального положения родителей, однако времена меняются и современный общественный уклад не только диктует свои правила, но и предоставляет новые доступные плюсы и преимущества современного внешкольного образования.
Каждый родитель вправе самостоятельно решить, достаточно ли его ребенку школьного образования или существует потребность в дополнительных знаниях. Но совершенно точно можно сказать что дополнительное образование не только эффективный помощник в будущем самоопределении школьника, но и прекрасный инструмент для развития кругозора и способностей ребенка.