Понятие личности человека настолько многогранно, что выработать единый критерий для ее оценки не представляется возможным. Однако, пытаясь обозначить свое место в жизни, мы склонны отождествлять свое «Я» и «Я» других людей с результатами конкретной деятельности.
При таком подходе идентификации человека - дети не исключение. Результат, полученный на экзамене ребенок и его взрослое окружение (родители, родственники, учителя) часто принимают за наивысший критерий оценки личности. Между количеством баллов, набранных на ЕГЭ или в другой экзаменационной форме проверки знаний и творческими и умственными способностями ребенка, ставится знак равенства, что в корне неверно. Мы, взрослые, оглядев ситуацию с высоты своего жизненного опыта, должны понять и попытаться объяснить своим детям: оценка, полученная на экзамене это не есть истинный показатель ценности личности.
Экзамен – это показатель того, насколько эффективно и бесперебойно функционирует память, внимание, мышление и концентрация в условиях конкретной стрессовой ситуации.
Экзамен – это показатель того, насколько эффективно и бесперебойно функционирует память, внимание, мышление и концентрация в условиях конкретной стрессовой ситуации.
Отношение подростка к школе и всему, что непосредственно с ней связано, во многом зависит от поведения родителей. Если в семье существует «культ» оценки, ребенок будет болезненно относиться к любой проверке знаний и испытывать страх за каждый полученный низкий балл.
Такая ситуация может наблюдаться в семьях, где родители в своё время сами учились на одни пятерки по своему желанию или под натиском семейных требований. И теперь они пытаются сформировать из своего ребенка собственное продолжение используя методы психологического давления и наказания.
Такой же культ оценки можно увидеть в семьях, где родители не имели высшего образования, и их судьба сложилась тяжело. Анализируя личный опыт, члены семьи приходят к мнению, что счастье и благополучие ребенка напрямую зависит от наличия высшего образования, а значит и высокая оценка за экзамен должна стать основным и бесспорным стремлением ученика.
Как развиваются природные способности ребенка, испытывает ли он интерес к учебе, насколько ему психологически комфортно, не всегда интересует взрослых. Меж тем страх получить низкую оценку и вызвать негодование родителей подавляет волю ребенка, занижает самооценку и приводит к личностному разладу. Знания, которые должны были стать пищей для мыслительного процесса остаются просто вызубренным вышколенным материалом, потому что отличную оценку наверняка можно получить если рассказывать и писать в точности «как в книжке».
Эти две ситуации являются примерами крайности культивирования школьных оценок, однако частично такие проявления можно заметить в семьях, где родители спокойно относятся к учебе ребенка. Спорт, творчество и любое детское увлечение может превратится в опасный инструмент, стирающий у ребенка критерий понимания ценности своей личности, если отношение родителей к ребенку будет зависеть от того, каких результатов он добился.
Тем не менее, полученные ребенком неудовлетворительные оценки нельзя вовсе оставлять без внимания. Для родителей это «маячок», означающий, что пора перейти к анализу ситуации.
Не ругайте и не запугивайте ребенка, если количество баллов, полученных на экзамене, не соответствует вашим ожиданиям. Научитесь сами и научите ребенка правильно относиться к оценкам и использовать свои неудачи для тренировки диалективных навыков.
Задайте ему вопросы:
Такой алгоритм самоанализа не только подскажет как устранить свои ошибки, но и поможет в дальнейшем справляться со сложными жизненными ситуациями.
Другие методы психологической помощи:
Дорогие родители, помните, любая оценка – это не оценка личности! Даже если она покажется вам жизненно важной для вашего чада, научитесь и научите своих детей эмоционально нейтрально реагировать на полученные баллы, помогите ребенку научиться анализировать причины неудач и искать способы исправления своих ошибок, и в будущем он обязательно скажет вам за это спасибо!
Желаем вам отличных отметок!