Напомним читателям, что на днях исполняется 23 (!) года с момента, когда страну возглавил Александр Григорьевич Лукашенко, избранный первым (и пока единственным) президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 года. За этот период жизнь государства нашего, по образному выражению главы республики, «состояла из взлётов и падений». И ответственность за каждое достижение и неудачу в первую очередь несёт президент страны. Вспомним, что же свершилось в Беларуси за эти почти четверть века.
Наиболее точно ситуацию 1994 года описал сам Александр Лукашенко и заметим, что его оценку того периода никто и никогда не подвергал сомнениям:
«..Мне не было и сорока лет… Всё остановлено было, полки пустые в магазинах, люди — на площадях… Я помню, на завод «Горизонт» приехал, люди смотрят на меня, мальчика. Им и меня жаль, видят же, что я не могу объять необъятное, и плачут, что семью прокормить нельзя. И уже просят меня: «Ну, хотя бы 30 долларов, чтобы хоть как-то протянуть, хлеба купить и так далее». Жуткая была ситуация… У нас, я помню, за одни сутки в 18 раз подорожал хлеб».
Без дальнейших комментариев…
Уже в 1995 году в стране прошёл референдум, на котором были заданы четыре вопроса: о придании русскому языку государственного статуса, о введении нового государственного флага и государственного герба, об одобрении политики Александра Лукашенко по экономической интеграции с Россией и о праве президента Беларуси распускать Верховный Совет. Более 75 % пришедших на референдум положительно ответили на все четыре вопроса. В результате русский язык стал в стране вторым государственным.
Начиная с 1994 года республика проводит курс, направленный на политическую и экономическую интеграцию с Россией (в январе 1995 года заключён договор о создании платежного и таможенного союзов между РБ и РФ, в феврале того же года подписан договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между странами, в 1996 году — договор о создании Сообщества Беларуси и России, 2 апреля 1997 года в Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России, а в 1998 году — договор о равных правах граждан России и Беларуси).
Параллельно происходило сближение и с рядом других стран на постсоветском пространстве (в марте 1996 года был подписан «Договор между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях», в 2001 году – «Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества», в 2007 — «Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза», в 2012 – «Декларация о евразийской экономической интеграции», в 2014 – «Договор о Евразийском экономическом союзе»).
В последние годы доминантой во внешнеполитической и, прежде всего внешнеэкономической, деятельности страны всё больше становится осуществление политики многовекторности.
24 ноября 1996 был проведён второй в истории независимой Беларуси референдум, главным политическим результатом которого стало одобрение 88,18 % проголосовавших переноса Дня независимости на дату 3 июля – День освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков.
Об этом читайте наши статьи:
Референдум 1996 года в Республике Беларусь — событие, которое изменило страну
День независимости или День Республики Беларусь — день освобождения
В этот период Александр Лукашенко ещё четырежды избирался Президентом Беларуси, причём все выборы (кроме выборов в 2015 году) сопровождались массовыми протестами оппозиции и применением силовых мер по отношению к участникам акций, а также введением санкций со стороны США и ЕС, которые частично были отменены только в 2016 году.
Положителен и общий итог за рассматриваемый период в экономическом плане (в частности, среднегодовой рост ВВП Беларуси в сопоставимых ценах с 2000 по 2013 год составил 6,3 %, республика первой на постсоветском пространстве не только восстановила доперестроечный уровень развития экономики, но и в два раза его превысила), несмотря на то, что страна пережила в указанные годы три валютно-финансовых кризиса, оказавших значительное отрицательное влияние на уровень жизни населения и темпы развития экономики.
Вместе с тем, несмотря на значительные трудности, в стране удалось сохранить основные социальные гарантии. Более того, уже в 2011 году сумма реальных доходов населения превысила уровень 1994 года в 3,1 раза, реальный размер заработной платы — в 3,2 раза, реальный размер назначенных пенсий в 3 раза.
Будем справедливы, за 23 года, о которых идёт речь, стране удалось достигнуть очень многого. Только за первые 10 лет нового тысячелетия ВВП Беларуси увеличился почти в 2 раза, была решена проблема продовольственной безопасности. Страна добилась неоспоримых успехов в области социальной политики: более чем в 3 раза увеличились реальные денежные доходы населения, по индексу человеческого развития Беларусь среди почти 200 стран мирового сообщества в 2015 году заняла 50-е место и относится к группе стран с высоким уровнем человеческого развития, начиная с 2014 года впервые за 20 лет численность жителей в стране начала расти.
К тому же результаты последних месяцев показывают, что экономика страны после всех сложностей 2014 – 2016 гг., пусть очень медленно и осторожно, но выходит на положительную динамику.
За эти годы были не только сохранены и модернизированы традиционные отрасли, но и создан задел для развития принципиально новых направлений – атомной энергетики, космической, биотехнологической и других отраслей. В стране имеются значительные наработки в сфере высоких технологий, в частности, в производстве оптических и лазерных приборов, автоматизированных систем управления. Широкую известность в мире приобрел ряд компьютерных программ белорусских разработчиков. По экспорту в области компьютерных и информационных услуг на душу населения республика опережает все страны Содружества Независимых Государств.
Есть серьёзные положительные подвижки и в секторе АПК, где в короткие сроки удалось поднять на высокий уровень сельское хозяйство, решить острейшую проблему продовольственной безопасности, стать одним из лидеров на мировом рынке по продажам сельхозпродукции.
Но главное и об этом ёмко сказал Президент Беларуси, выступая 1 июля на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Беларуси (http://www.belta.by/president/view/lukashenko-projdja-skvoz-ispytanija-belorusy-zasluzhili-pravo-zhit-na-svobodnoj-zemle-255445-2017/):
«Но главная наша ценность — народ. Именно поэтому государственная политика подчинена принципу: все для блага человека. Никакие болты и гайки государству и власти не нужны, если это не будет работать на человека. Это — руководство к действию дня всех».
Как известно, программой на очередной пятилетний период, которая является реальной программой развития, сохраняющей преемственность курса и базовых основ белорусской модели развития, намечен прирост ВВП, производительности труда и инвестиций на 12–15%, экспорта – на 21–25%, реальных денежных доходов граждан – на 9,5–11,6%. Основным условием её успешной реализации является концентрация ресурсов на ключевых приоритетах – инвестициях, занятости, экспорте, информатизации и молодежи.
Причём в последнее время государство основные усилия сосредотачивает на экономике знаний, роль которой в современном мире колоссально возросла, и ставит перед собой весьма амбициозную цель — создать «IT-страну», что позволит сделать Беларусь ещё более современной и процветающей.
Ну, а с точки зрения социальной политики, не менее претенциозной является решение задачи по достижению уже в этом году уровня средней заработной платы в размере 1000 рублей.
Всё это так, но при этом никто и не идеализирует ни ситуацию в стране, ни управленческую деятельность Александра Лукашенко и его команды. Проблем, причём практически во всех сферах жизни республики, хватает. Многие из них носят объективный характер, некоторые появляются в ходе допущенных руководством ошибок (свежий пример – Декрет № 3 и особенно его применение на практике).
Понимая, что определяющим условием эффективного функционирования и развития страны является именно управленческая деятельность, а в условиях Беларуси, прежде всего, деятельность лидера государства, хотели бы выделить ряд моментов, более качественное воплощение которых в практику государственного управления могут оказать значительное позитивное влияние на решение стоящих перед страной задач.
Так, несомненно, нуждается в совершенствовании работа, направленная на сплочение интересов широкой общественной базы, которой,безусловно, нынешняя власть располагает. Здесь имеют значение не только личные качества лидера, но и его умение, используя свои конструктивные и творческие качества, формулировать наиболее востребованные обществом требования, убеждать в правильности принятых по ним решениях. При этом большое значение имеет способность лидера улавливать настроения, знать подлинные нужды людей и выражать их интересы, что является одним из обязательных условий достижения положительных результатов.
Требует постоянного внимания деятельность по повышению эффективности использования «инструментов власти», к которым относят законодательные органы, административный ресурс, средства массовой информации, политические партии, то есть всё то, что может создать условия для контактов государственного лидера с народными массами. Причём надо также помнить, что при определённых условиях эти ресурсы могут превратиться в силы, противодействующие позиции лидера и выполнению поставленных им задач.
И наконец, безусловно, следует повышать уровень принятия решений при возникновении кризисных ситуаций, добиваясь их адекватности степени сложности обстановки и направленности не только на устранение негативных последствий, но самое главное – причин возникновения кризисов.
По прошествии 23 лет всё чаще можно слышать вопрос, который висит в воздухе: а что будет после? То есть, как будет управляться страна после Лукашенко. Готовится ли операция «преемник» и кто потенциально может им стать.
И тут невольно сталкиваешься с главным недостатком текущей политической системы страны: отсутствие, во-первых, каких либо серьёзных политических деятелей, способных взять управление страной. Вспомните навскидку кого-нибудь из высших должностных лиц. Наверное удастся назвать фамилии человек пяти, не более. Причём потенциальных управленцев, способных руководить страной на сегодняшний день нет и в рядах оппозиции. Во-вторых, это отсутствие инициативы на местах. В первую очередь от чиновников, которые непосредственно работают с людьми и решают их повседневные проблемы. Такое положение дел хорошо проиллюстрировал всё тот же декрет «о тунеядстве». В-третьих, низкая управленческая грамотность всего населения, что сужает потенциальную кадровую базу для управленцев во всех сферах жизнедеятельности общества.
От решения этих вопросов будет во многом зависеть будущее страны. Да, сегодня у нас есть достижения и движение вперёд, но мир стремительно меняется и современная повестка дня требует уже не только грамотные действия лидера и его команды, а определённого уровня развития всего общества.
Каждый из нас должен задуматься, а что могу я предпринять для того, чтобы страна развивалась и мы смогли бы обеспечить благополучие каждого трудящегося гражданина. Чтобы стать примером для других стран. Примером трудолюбия, добрососедства и взаимопомощи.