Нынешнее положение искусства критикуется почти чуть ли не от критиков до самих зрителей. Многое говорится о потребительском отношении в этой сфере жизни, воцарившемуся благодаря отрицательному воздействию некоторых произведений, вышедших в наши дни. С этой критикой невозможно не согласиться.
За последние десятилетия очень модно стало в нынешних узко образованных кругах (подчистую овладевшими знаниями и опытом не своим, а навязанным с Запада) предавать забвению историю и духовные вопросы. Но этот процесс затронул далеко не всех и не всё, и это не может не радовать. Фильм Карена Шахназарова о Великой Отечественной Войне «Белый тигр» наглядно об этом свидетельствует.
Он был воспринят скептически, по-видимому, из-за элементов мистики, которой никогда не было в других фильмах о войне. Есть строки, написанные Оскаром Уайльдом в предисловии «Портрета Дориана Грея», где ясно сформулирована суть всякого искусства:
«Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск. В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь».
В сущности, элемент мистики в «Белом тигре» требует разъяснения. Ведь сам фильм почти что наполнен некоторыми символами, напрямую относящимися к нацистской Германии.
Сам по себе фильм – переосмысленная экранизация повести «Танкист» И. Бояшева. Он повествует о противостоянии русского танкиста Найденова, потерявшего память о родных и близких, и танка-призрака «Белый тигр», который держит в напряжении не только советских, но и немецких солдат.
«Не сомневаюсь, вы - безбожники. - заявил религиозный майор. - И, тем не менее, повторяю - перед нами посланец тьмы!» (цитата из повести).
«Этот белый дьявол вам не по зубам», «Он у нас вызывает в вермахте больше страха, чем надежды» (реплики пленных немецких солдат из фильма на допросах у советского офицера).
Показательно, что этот непробиваемый и непотопляемый танк вызывает у немецких солдат чувство суеверного страха. И по признанию пленного, этот танк-призрак – «торжество немецкого духа». Создается таким образом ощущение, что не танк сражается на стороне Третьего Рейха, а Третий Рейх сражается на стороне оккультной машины убийства. Причем у создателей такого танка-призрака были свои прототипы:
«Сферой тайных знаний в «третьем рейхе» занималось специальное оккультное бюро СС Аненербе (в переводе «Наследие предков»). Его возглавлял полковник СС Вольфрам фон Зиверс. В недрах Аненербе — «в интересах Великой Германии» совершались неслыханные зверства над людьми, выступавшими в роли подопытных кроликов. Здесь же аккумулировался весь доступный нацистам спектр оккультных и тайных знаний, также «в интересах Великой Германии».
Большое внимание, которое уделяла нацистская верхушка «странным наукам», замечает американский историк, писатель и публицист В. Пруссаков в книге «Оккультный мессия и его рейх», выглядит закономерным, когда представляешь ту общую атмосферу, что царила в Германии после первой мировой войны: «Германия была подходящим местом для такого развития. Вряд ли существовала какая-либо другая страна, где происходило бы такое количество «чудес», встречалось такое множество привидений, столь многие болезни вылечивались магнетизмом, составлялось несметное число гороскопов».
Упоминавшаяся уже организация Аненербе была основана в 1933 году. Создал ее оккультист Фредерик Хильшер (он же наставник Зиверса), тесно связанный со шведским исследователем Свеном Гедином. Последний, будучи специалистом по Востоку, долго жил в Тибете, был в тесных отношениях с Хаусхофером и невольно играл роль важного посредника в создании нацистских эзотерических доктрин.
В 1935 году Гиммлер сделал Аненербе официальной организацией, приданной своему черному ордену. Были объявлены цели Аненербе: «Искать локализацию, мысль, действия, наследие индогерманской расы и сообщать народу в интенсивной форме результаты этих поисков. Выполнение этой задачи должно отличаться методами научной точности». Как в связи с этим замечают Л. Повель и Ж. Бержье, «вся германская рациональная организация была поставлена на службу иррационального». В январе 1939 года Аненербе вместе с 50 институтами, которыми оно располагало (ими руководил профессор Вурст, специалист по древним священным текстам), было включено в СС, а руководители Аненербе вошли в личный штаб Гиммлера. На исследования, проводимые в рамках Аненербе, как отмечают некоторые авторы, Германия израсходовала колоссальные средства, больше, чем США на создание первой атомной бомбы. Эти исследования, пишут Л. Повель и Ж. Бержье, «охватывали огромную область, от научной деятельности в собственном смысле слова до изучения практики оккультизма, от вивисекции заключенных до шпионажа за тайными обществами. Там велись переговоры со Скорцени об организации экспедиции, целью которой должно быть похищение св. Грааля, и Гиммлер создал специальную секцию, осведомительную службу, занимавшуюся «областью сверхъестественного». Список проблем, решавшихся Аненербе, поражает воображение...».
В состав Аненербе вошло и общество «Светящаяся ложа», позднее названное обществом «Врил». Это общество во главе с Хаусхофером, исходя из идей оккультной антропологии, изучало возможность создания новой расы «сверхлюдей» — особую мутацию арийской расы, выделяющую «гигантские излучения энергии». Члены этого общества, пытаясь воскресить «магические» свойства арийской крови, многие часы сидели над семенами растений, «насыщаясь» их энергией. Своих специалистов нацистам показалось мало. Хаусхофер привлек в помощь членов японского общества Зеленого Дракона, в котором некогда состоял сам. К работе в Аненербе была подключена и тибетская секта Агарти, ориентирующаяся, как считается, на черные силы. Еще в 1926 году в Берлине и Мюнхене обосновалась небольшая колония индийцев и тибетцев. Позже, когда позволили средства, нацисты стали посылать многочисленные экспедиции в Тибет, следовавшие друг за другом почти непрерывно вплоть до 1943 года. Эти экспедиции организовывал Хаусхофер. Другая, «светлая» школа Тибета, легендарная Шамбала не стала сотрудничать с нацистами.
Группа «Врил» и секта Агарти, которую эсэсовцы называли Обществом зеленых людей, образовали в рамках Аненербе эсэсовский Черный орден. Ведущие кадры этого ордена и руководители гестапо были обязаны обучаться на курсах медитации, оккультизма и магии» («Оккультное бюро СС», статья из журнала «Вокруг света», ноябрь 1992).
Поэтому неудивительно, что к военной мощи нацистской Германии была прибавлена и оккультная составляющая, целью которой было зарядить и воодушевить смертоносную машину убийства Третьего Рейха к победе. Эту полу-оккультную полу-техническую разрушительную силу войны вообще (не только как «немецкий дух») и олицетворяет танк-призрак «Белый тигр», создателями которого могли быть сотрудники «Аненербе». В наше время «танк без экипажа» не является мистической тайной: радиоуправляемые технические новинки армии уже почти применяются в странах Запада. Но тогда, в годы Второй Мировой Войны, это было нечто сверхъестественным и невероятным: уже к концу войны Германия была близка к разработке атомного оружия, и кто бы знал, во что бы превратилась война, затянувшись на ещё четыре-пять лет...
Естественно, что с опаской и недоверием смотрят военные, когда танкист, потерявший память, «общается» с танками и обращается к их «богу» с просьбой о помощи. На самом деле, это обращение к одной из составляющих психической деятельности.
«Эгрегор — биополевая энергоинформационная сборка («командный дух»), порождаемая психической деятельностью множества индивидов на основе общих типов психики, интересов и других возможных одинаковых личностных параметров в процессе своей жизнедеятельности» (ВП СССР «Мертвая вода»).
Но, даже прибегнув к танковому «командному духу», Найденов не побеждает танк-призрак. В бою на месте пустующей деревни он несколько раз бьет по нему, а последний удар прорывает пушку у советского танка. Все эти удары не пробивают «Белый тигр» (что лишний раз свидетельствует о его физической несокрушимости), но он благополучно уходит, не продолжая свой бой... В чём же дело? Почему он не продолжает поединок при полной своей неуязвимости?
Это не единственный неясный момент в фильме. Ещё один любопытный факт: в начальных титрах указана музыка Рихарда Вагнера, композитора, из музыки которого нацисты извращенно сделали свой идол, автора опер «Кольцо Нибелунга», «Лоэнгрин», «Парсифаль», а в конечных титрах указаны другие композиторы музыки к фильму. Можно конечно подумать, что были использованы музыкальные темы Вагнера ими для фильма, но, возможно, намек на Вагнера куда более глубокий...
Одна из опер Вагнера «Лоэнгрин» рассказывает о Рыцаре-Лебеде, сыне Короля Грааля Парсифаля, пришедшем на помощь дочери брабантского герцога Эльзе на её защиту от притязаний на власть опекуна Эльзы – графа Фридриха. Лоэнгрин побеждает Фридриха и просит руки Эльзы лишь с одним условием: она не должна спрашивать его о том, откуда и кто он. Однако вследствие сомнений невеста Лоэнгрина задаёт этот роковой вопрос, из-за чего Рыцарь-Лебедь покидает Эльзу. Последняя умирает от горя.
По-видимому, создатели фильма решили провести параллель между «Белым тигром» и «Белым Рыцарем-Лебедем». Как Лоэргин, танк-призрак явился на подмогу немецкой военной машине, но он исчез также таинственно, как и появился. И причину нужно искать не только в героизме и стойкости Найденова, но и в том, что немецкие оккультисты «Аненербе» пытались разобраться в «немецком духе войны» с помощью мистицизма, а именно разобрать механизм его воздействия.
«В Индии говорят, что мысль, как это ни покажется странным, - живое существо со своим характером, привычками, капризами. Так, например, она не любит, чтобы разбирали механику ее. Тогда она перестает быть таинственной, неосязаемой, невидимой, а лишь при этих условиях она и может бесконтрольно воздействовать на нас» (В. Сидоров «Страна Параклета»).
Так «дух войны» перестал быть под контролем оккультистов Аненербе и, исчезнув в гуще войны, обрёл на поражения нацистов вплоть до подписания акта о капитуляции фашистов в ночь на 9 мая (неслучайно показываются все эти основные события). Казалось бы, война кончилась... Но Найденов уверен: «Пока «Белый тигр» не уничтожен, война не закончится, он выжидает двадцать лет или сто, но он обязательно появится вновь и нанесёт удар». Это подтверждает мысль о «танке-призраке» как о воплощении бесчеловечного духа войны в целом.
Заканчивается фильм диалогом Гитлера с таинственным неизвестным. Руководитель нацистов оправдывается: «Мы просто нашли мужество осуществить то, о чем мечтала Европа! ... Разве мы не осуществили потаенную мечту каждого европейского обывателя? Они всегда не любили евреев! Всю жизнь они боялись эту мрачную, угрюмую страну на Востоке... Я сказал: просто давайте решим эти две проблемы, решим их раз и навсегда... Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе! Война - естественное, обыденное дело. Война идет всегда и повсюду. Война не имеет начала или конца. Война — это сама жизнь». Но то, о чем он говорил, - стержень философии нацизма. Об этом говорится и в книге Д.М. Проэктора «Фашизм: путь агрессии и гибели»:
«Важный пункт нацистской «философии» - отношение к войне и военной силе. «Война является нормальным состоянием жизни и развития общества... и. т.д.». И отсюда следовало даже: если германскому рейху «не удастся завоевать для своего народа жизненное пространство, то этот народ должен погибнуть». Ибо, «кто хочет жить, тот борется, а кто не хочет в этом мире бесконечно сражаться, не заслуживает права на жизнь».
И даже не важно, кто конкретно слушал эти речи о естестве войны – Князь Тьмы ли, как посчитал режиссер, или же японский посол, по одной из версий[1]. Важно то, что этот таинственный незнакомец, «сумрачный гений», символизирует участника разжигания пламени Второй Мировой войны и представителя тех, кто способствовал появлению нацизма в Германии, - «мировую закулису», равно как и таинственный танк-призрак.
В целом фильм ставит вопрос: когда закончатся войны и когда прекратится оправдание естества войны как такового? Ведь ныне ведется война уже не с танками и самолетами, а информационными методами воздействия, и на заре 21 века мелькают первые очаги мировых конфликтов. Урок пути агрессии и гибели фашизма так и остался не понятым нынешним мировым олигархатом. А значит, лечение человечества от демагогии оправдания войн в какой бы то ни было форме будет не самым приятным и легким делом.
19.01.2014 - 06.05.2017
[1] http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:caqGg_ijqz4J:www.mk.ru/blogs/posts/belyiy-tigr-shahnazarova.html+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru