Для тех, кто не погружён в проблему отбирания детей из семьи органами опеки для дальнейшей их передачи опекунам, рекомендую посмотреть и заслушать доклад Екатерины Забачёвой. Для того, чтобы было понятно как это работает в России приведу пример, который был озвучен на общественных слушаниях «Итоги мониторинга действий органов межведомственного взаимодействия по отобранию детей из семей», организованные комиссией ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан 27 февраля 2017 года.
Одна из участниц, мать шестерых детей сообщила, что получает ежемесячно порядка 6,5 тысяч рублей социальных пособий. Для сравнения, скандальная семья Дель, которая опекала нескольких детей, получала ежемесячные пособия на них около 630 тысяч рублей. Разница в 100 раз!!! И теперь скажите, неужели в России остались романтики, которые не поверят в то, что когда на кону стоят такие деньги, то ради них можно поманипулировать законами и своими полномочиями? Нет, я убеждён, что большинство жителей России честные люди, но, к сожалению, другие пишут такие законы, поощряющие платное «родительство».
Моно ли поправить сложившуюся ситуацию? Конечно!
Сложившуюся порочную практику игнорирования родственной опеки, равно как и других практик, позволяющих существовать рынку детей, можно менять только через смену вектора семейной политики, исключив материальный, финансовый интерес, подогревающий рынок детей. Основным приоритетом должно стать действительное сохранение родной семьи, поддержка родной семьи, обеспечение опорных точек развития и укрепления российской семьи.
Есть и законодательные пути выхода из этой ситуации.
Следует законодательно обеспечить приоритет передачи детей, оставшихся без попечения родителей, их родственникам. На текущий момент закон не обязывает органы опеки обратиться к родственникам и предложить им принять на себя опеку, если родственники сами не узнали о ситуации и не подали заявление. Закон даёт право, но не обязывает органы опеки назначить над ребёнком предварительную опеку при наличии такой возможности. Нужно исправить указанные недостатки, направив закон на укрепление приоритета родственного устройства детей, необходимость назначения предварительной опеки после утраты ребёнком попечения, прописывая приоритет и порядок обращения к родственникам, позволяющий во многих случаях избежать травмирующей психику ребёнка фактической передачи детей в организацию или чужим людям.
Нужно уточнить положение малолетних родителей (поправки в ст. 62 СК), предотвратив разлуку малолетней матери с младенцем, чтобы заботу о младенце принимали вместе с малолетней мамой её законные представители (как правило, родители), а не чужие люди. Следует устранить внутреннее противоречие с уже содержащимся в статье 62 СК принципом, что родительские права (как и гражданские права при неполной дееспособности в силу возраста – ст. 26 Гражданского кодекса РФ), осуществляются родившей мамой не самостоятельно, но при помощи её законного представителя – родителя или организации.
Внести поправки в ст. 146 Семейного Кодекса с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. N 1-П и Определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2014 г. N 997-О о допустимых пределах ограничения права на установление опеки и попечительства лицами, имеющими или имевшими судимость за преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких, а также к преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности независимо от степени тяжести.
Мне вот интересно, нечто подобное могут доложить президенту чиновники Минсоцполитики и уполномоченный по правам ребёнка, которым было дано поручение разобраться в ситуации и представить сегодня итоги мониторинга изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью?