Большинство современных голливудских творений представляют собой набор стандартных сюжетов и ситуаций, которые каждый раз подаются под новым соусом, но содержат практически одну и ту же идеологическую начинку. Если это будущее – то либо всевозможные катаклизмы, либо агрессивные пришельцы (а почему бы их хоть раз не сделать дружелюбными?); если это про любовь – то история о том, как «всех перепробовал и, наконец, встретил ту единственную»; если для детей – то «посмейся над тем, как ударяются, падают и гримасничают» и так далее.
Пока сознание зрителя увлечено развитием сюжета, его мозг получает огромный объём дополнительной фоновой информации, которая поступает в него без предварительного осмысления и в дальнейшем становится частью мировоззренческой картины того, кто пришёл в кинотеатр просто «развлечься». Конечно, этот багаж теоретически может быть и положительным, но, как показывает практика, в случае с фабрикой грёз такое происходит крайне редко. И обе картины из серии «Иллюзия обмана» не исключение.
Фильмы рассказывают историю четырёх профессиональных фокусников. Некая тайная сила, называющая себя «Око», собирает их в одном месте и предлагает организовать потрясающее шоу с обилием уникальных трюков. Используя переданные им схемы и не особо вникая в конечные цели всей махинации (в фильме неоднократно повторяется, что «Оку» надо просто верить) наши герои организуют всю эту иллюзионистскую аферу, основная особенность которой заключается в том, что во время каждого представления совершается некое преступление с последующей раздачей награбленных денег зрителям. При этом фокусники выступают под псевдонимом «четыре всадника», что слишком созвучно с сюжетом о «четырёх всадниках Апокалипсиса», ФБР никак не может их поймать, а зрители им очень симпатизируют, видя в них своеобразных «Робин Гудов» и собирая сыплющиеся на них банкноты.
В конце первой части выясняется, что все преступления были направлены против плохих людей и всадники грабили других преступников (если зритель не осознаёт разницы в жизненных принципах «цель оправдываЕт средства»/«цель оправдываЮт средства», то в его восприятии главные герои автоматически становятся «белыми и пушистыми»), а главный агент ФБР оказывается «пятым всадником», который также работает на «Око». В финале сиквела зрителю демонстрируют, что в деятельность тайной организации вовлечены и многие другие второстепенные персонажи, а Око наблюдает за каждым из нас.
Фильм сделан на высоком уровне – у него захватывающий и интригующий сюжет (зрителю демонстрируют разные фокусы, а потом раскрывают их механику, и всё это гармонично вписано в основную линию), относительно мало пошлости, алкоголя, примитивного юмора и другой типичной отравляющей начинки, царит таинственная атмосфера с обилием различной загадочной символики, которая недвусмысленно отсылает зрителя к теме масонства и других орденских структур. Благодаря этому обе картины получили довольно высокую оценку со стороны зрителей, многие из которых сходили в кинотеатр – в частности, в России каждый из фильмов посмотрело более 4 миллионов человек.
А теперь о том багаже, который любители западного кино получили в прибавку к интересно проведённому времени. Раскроем его словами из первой части «Иллюзии обмана». Отрывки даны с указанием их хронометража, чтобы продемонстрировать, что эта информация идёт красной линией через весь сюжет:
45-ая минута: «Существует легенда о тайном ордене, созданном в Древнем Египте под названием Око. Ходят слухи, что они отточили ловкость рук, чтобы красть пищу у фараонов и раздавать её рабам. Какова их Цель? Использовать магию и иллюзию, чтобы уравновесить весы правосудия»
Посыл: Зрителя убеждают, что одноглазая контора – это такие своеобразные альтруисты и Робин Гуды, которые борются за добро во всём мире.
66-ая минута: «Они называют себя Око. Уже несколько тысяч лет они известны, как хранители и защитники настоящей магии. Кандидаты на вступление в орден обязаны выполнить серию поручений со слепым повиновением, ибо только, совершив прыжок веры, их глаза поистине откроются миру чудес».
Посыл: Хочешь присоединиться – верь, повинуйся и не задавай вопросов.
67-ая минута: «Ты никогда не чувствовал что-то, чего нельзя увидеть, но ты знаешь, что оно есть…»
Посыл: Твоё предчувствие тебя не обманывает, Око существует.
99-ая минута: «По легенде члены Ока повсюду. Они ждут поистине великих иллюзионистов, которые бы выделялись среди посредственных. Возможно, это были вы. В глубине души вы ничего не хотели так сильно, как стать частью Ока, но вас не пригласили, и вы попытались уничтожить их. Но что произошла вместо этого? Вы разозлили их.
– Ока не существует
– Тогда объясните, кто стоит за всем этим?» (по сюжету это одна из самых эмоциональных сцен, когда карты уже открыты, «злодей» пойман и наказан, и оказывается, что все его подлости совершались им из-за обиды, что его не пригласили в Око).
Посыл: Все мечтают попасть в Око, но приглашают только лучших. Если тебя пригласят, ты должен быть очень счастлив, потому что ты «избранный».
101-ая минута (одна из финальных сцен, когда герои, наконец, получают заслуженную награду):
«-Чтобы ты знал. Лично я всегда на 100 процентов был предан тебе. И сколько энергии я потратил на то, чтобы не дать этим неверным опустить руки (*сказано с юмором и на фоне одобряющих улыбок со стороны других фокусников).
– Вы приняты. Настоящая магия – это взять четырёх сильных одиночек и заставить их работать вместе. И главное, что у вас всё получилось. Так что, добро пожаловать в Око». (Образ дополняется изображением безграничного счастья на лицах героев и тем, как все персонажи запрыгивают на светящуюся загадочную карусель, которая, видимо, сулит им очень интересные приключения).
Посыл: Всех, кто доверится Оку и пройдёт испытания, ждёт очень интересный мир, полный магии и чудес.
106-ая минута, последние слова перед титрами: «Подходите ближе, ещё ближе. Потому что теперь вы знаете нашу тайну. Мы можем быть где угодно, следить за вами. Мы ищем того, кто поможет нам с нашим следующим трюком. На счёт «три» откройте глаза и скажите мне, что вы видите. Раз, два …».
Посыл: Одноглазая контора объявляет набор в команду избранных и ищет тех олухов (соблазнительный образ которых транслируют в головы зрителей те самые фокусники), кто готов работать на корпоративные интересы, не задавая лишних вопросов.
То, что вы только что прочитали – это и есть основная идеологическая начинка фильма, главная задача которого – создать притягательный и таинственный образ орденским структурам по типу масонства, сформировать у массовой аудитории неосознанное лояльное к ним отношение и провести начальную идеологическую подготовку будущих кандидатов на вступление.
Помимо показанных текстовых вставок, этот же посыл передаётся через обилие символики (пирамиды, глаз Гора, клетчатые шахматные полы и так далее) и через сюжет. Например, история с гибелью и последующим возрождением одного из главных героев подводит зрителя к мысли, что те, кто служат Оку, выберутся из любой ситуации, а если они и гибнут, то возможно, всё не по-настоящему, и так и задумано. Враги фокусников смотрятся откровенно жалко и нелепо, выставляются дураками.
Особенно это заметно по главному агенту ФБР, который большую часть первого фильма выглядел глуповатым неудачником, а когда оказался «тайным» всадником, он стал лидером – сильным, умным и волевым. Также в фильме образно раскрывается информация о том, что Око планирует свои «фокусы» на десятилетия вперёд, и поэтому сторонним зрителям, живущим сегодняшним днём, всё происходящее кажется «магией», либо несвязанными между собой событиями. И много других показательных моментов.
Но несмотря на весь профессионализм сценаристов и продюсеров, снявших фильм, подобная самореклама скорее свидетельствует о слабости, чем о силе. И здесь надо понимать общий ход вещей – тот самый, о котором так часто говорится в «Иллюзии обмана».
У «египетских глобализаторов» есть одна серьёзная проблема: весь русскоязычный сегмент интернета забит подробной информацией о деятельности их конторы, и помимо откровенных вбросов есть очень много аргументированной и целостной аналитики, демонстрирующей всю лживость «заботы» Ока об обществе. Стоит пару дней поизучать доступный каждому материал, и желание вступать в ряды таинственных манипуляторов у адекватного человека быстро пропадёт.
В результате, кадровая база эзотеристов, как минимум в России, с недавних пор наполняется уже давно не «лучшими из лучших», а теми, кто не способен даже пару часов потратить на сопоставление и изучение информации по той теме, с которой он готов связать свою дальнейшую жизнь. В результате с падением качества кадровой базы «светоносных», неуклонно снижается и качество управления, в результате чего пирамидка медленно, но уверенно разрушается. Конечно, об этом в фильме вам не скажут, ведь рекламировать бренд надо только с лучшей стороны.
На Западе уже тоже много информации об «одноглазых», но пока в англоязычном сегменте интернета не смогли найти подход, который бы позволил перевести обсуждение конспирологических теорий в конструктивное русло и изменить запущенную матрицу, поэтому там у конторы всё пока идёт относительно успешно. Но и это ненадолго, ведь интернет-то у всех общий, а Гугл-переводчик умеет и с русского на английский переводить.
Кстати о переводах. Название фильма в оригинале звучит как «Now You See Me», что обозначает «Теперь вы меня видите». Весьма оптимистичное заявление. На самом деле, одноглазый, тебя уже давно не только видят, но и раскрыли, препарировали, вписали и двинулись дальше строить светлое будущее.
Насилие: Присутствуют сцены драк и погонь, но без демонстрации крови.
Секс: Несколько пошлых шуток в стиле американских комедий.
Наркотики: Главные герои периодически в кадре употребляют алкоголь.
Мораль:
Фильм представляет собой завуалированную рекламу орденских структур и нацелен на формирование у широкой аудитории подобострастного к ним отношения и ложного представления о целях их деятельности. История успеха четырёх фокусников, согласившихся идти на преступление, не зная, в чьих интересах они его совершают, служит плохим образцом для подражания.