6 сентября свою очередную годовщину отметила самая массовая молодёжная организация Беларуси — БРСМ.
Декларированные цели БРСМ — создание условий для всестороннего развития молодёжи, раскрытия её творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа. В соответствии с указанно целью определяются и основные направления деятельности.
Насколько молодёжные движения в России и Беларуси успевают за современной молодёжью? Каковы особенности молодёжи, которые позволяют выделять эту категорию из всего прочего населения, а государствам, соответственно, выделять молодёжную политику? И главное, как следует разговаривать с молодёжью?
Для того, чтобы представить масштабы проблем в молодёжной среде, советуем прочитать следующие заметки:
Если кратко, то нынешнее поколение школьников — это продукт культурного кризиса общества:
При этом наблюдается в целом сильная дифференциация молодёжи по различным субкультурам, которые плодятся как грибы после дождя и чаще всего — целенаправленно. Одни субкультуры — поддерживаются всею мощью СМИ (деградационные субкульуты), другие — развиваются самобытно, вне официального информационного поля.
Какие субкультуры победят в этой войне за умы молодёжи? Как это понять?
Прежде чем рассматривать эти вопросы, необходимо сделать небольшой теоретический экскурс в процесс развития психики вида «Человек разумный».
Ребёнок, пока растёт, проходит несколько стадий развития своей психики. Так, после рождения его психика во многом аналогична психике представителей животного мира — ребёнок управляется в основном инстинктивными программами разного уровня.
Далее, ребёнок начинает как обезьянка копировать поведение окружающих. Причём, конечно, в первую очередь, он копирует поведение и повадки своих родителей, однако он с лёгкостью перенимает модели поведения вообще всех окружающих. Если какой-то дядя Вася пришёл пьяным к отцу, и тот принял его радушно, то у ребёнка может сформироваться первый положительный стереотип к выпивке: «Если я буду пьяным как дядя Вася, то отец будет рад». Поэтому в этот период очень важно следить за тем, какой пример родители подают своим детям и как они относятся к поведению окружающих. Дети, по сути, в этот период перенимают стереотипы и программы поведения, принятые в данной социокультурной среде.
Особенностью этого этапа является прямое копирование без нравственных оценок наблюдаемого поведения. Это подобно тому, как мы записываем программы в память нашего компьютера, чтобы потом ими пользоваться.
Дети видят, дети повторяют https://www.youtube.com/watch?v=bGypCDQfIZA
В какой-то момент у ребёнка просыпается и начинает активно развиваться интеллект (начало этого этапа характеризуется тем, что ребёнок начинает говорить о себе в первом лице — «я хочу», а не «Вася хочет»). Этот период характеризуется тем, что ребёнок начинает творчески подходить к собственной психике — самостоятельно вырабатывать модели своего поведения, экспериментировать с пределами дозволенного родителями и пределами поведения в окружающем мире (это можно охарактеризовать словами: «как будто специально шкодит»).
В этот период ребёнок активно занимается оценкой окружающего на основе сформировавшихся на предыдущем этапе нравственных установок и стереотипов.
Далее ребёнок начинает осознавать, что в окружающем мире есть определённые пределы дозволенного, причём не только родителями, другими взрослыми и обществом в целом, но сама жизнь когда мягко, а когда жёстко корректирует поведение человека теми или иными жизненными обстоятельствами. И в какой-то момент он понимает, что просчитать с помощью интеллекта всё это многообразие ситуаций не представляется возможным, и возникает вопрос: Как пребывать в ладу с этой неограниченностью жизни? И тут внимание ребёнка должно быть обращено на такие компоненты психики, как интуиция и совесть, которые могут давать нерационализированные оценки тех или иных поступков, тех или иных намерений.
Настоящим состоявшимся Человеком с большой буквы является тот, кто в своём поведении, в первую очередь, следует рекомендациям совести, как канала поступления безошибочной информации о наилучшей линии поведения в конкретной ситуации, опирается при этом на интуитивные прозрения, вырабатывает необходимые новые программы или выбирает уже имеющиеся в психике модели поведения с помощью интеллекта, не забывая и о инстинктивных потребностях организма.
Если индивид в большинстве жизненных ситуаций опирается в своём поведении на инстинкты, то его поведение и тип устройства психики в целом мало отличается от животных. Есть и довольно агрессивные антисоциальные типы совершенного скотского склада психики:
Ему все и всё должны, а он сам никому ничего не должен и ничего не обязан.
Именно они — основная движущая сила «общества потребления», на них ориентирована реклама обильной пищи, изображения сексуального содержания.
Если же индивид «зависает» на этапе копирования моделей поведения и отказывается от необходимости творческой работы со своей психикой, довольствуясь тем, что уже наработано культурой, то он мало отличается от запрограммированного робота-автомата, только на биологической основе. О таких ещё в XIX веке сказал Козьма Прутков:
Некоторые люди подобны колбасам — чем их начинят, с тем они и ходят
Такие люди составляют основную массу адептов разнообразных сект, вероучений, идеологий, также именно люди такого склада составляют армию «синих и белых воротничков». Они чаще подвержены гипнозу и внушениям разного рода.
Если же индивид упивается своим собственным интеллектом, считая, что может всё просчитать и всё предусмотреть, то он мало отличим от героев стихотворений Пушкина и Лермонтова (полный текст:http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/demon.txt), носящих одно название — «Демон»:
…Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
А.С. Пушкин «Демон» (полный текст: http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1823/0333.htm).
Эти составляют основную массу нигилистов и циников в обществе, хотя в процентном соотношении их доля меньше, чем прочих.
Если говорить о возрасте недееспособности или о подростковом возрасте 14 — 18-ти лет, то очень немногие в нашем обществе достигают действительно человеческого устройства своей психики в процессе взросления. Многие «зависают» на каких-то этапах и лишь время от времени ведут себя по-человечески, в остальные моменты уподобляясь кто животным, кто запрограммированным роботам, кто пушкинскому «демону». Однако, независимо от степени «зависания» в личностном развитии, после 18 лет любой человек признаётся взрослым дееспособным гражданином, наделённым как правами, так и обязанностями.
Поэтому, если общество приучает молодёжь к безответственному отношению к своей жизни, основывает свою культуру на разнообразных оболочках инстинктов продолжения рода, самосохранения, защиты территории и т.п, или зомбирует людей, то мы в конечном итоге растим «детей» (kidult) по типу поведения и мышления, мы не создаём условий для их взросления и становления в качестве «Человеков с большой буквы».
Взрослые дети или детские взрослые? Фотопроект «Kidults» Марчина Цецко (Marcin Cecko) http://www.kulturologia.ru/blogs/160409/10949/
Такую же тенденцию сейчас можно наблюдать на примере Западной Европы — инфантилизация, повышение возраста молодёжи до 30 — 35 лет, что говорит о деградации людей и в целом — западной культуры. При этом, основные программы социализации направлены на целевую группу до 25 — 26 лет, так как это финальная точка, когда человек подвержен трансформации сознания и смене ценностных ориентиров. Дальше — этот процесс будет проходит сложнее и возможен при других условиях.
Получается, что в начале жизни мы будучи несмышлёными малышами впитываем жадно и бездумно культуру, в которую погружает нас появление на свет. Со временем, с развитием памяти, интеллекта, нравственности мы учимся оценивать культуру и начинаем видеть её изъяны, указывать на них взрослым, что своим следствием имеет появление молодёжных протестных субкультур, которые сегодня зачастую вместо нацеливания на созидательную критику ведут либо к саморазрушению, либо к разрушению общества, то есть критику деструктивную — критику без каких-либо творческих предложений по исправлению ситуации.
Образованность наша таким образом складывается из впитанных в самом детстве базовых программ психики, накопленных поверх этого стереотипов (сюда же относятся и разнообразные факты об окружающей жизни), какой-никакой развитости машины интеллекта, если повезёт с окружением то какой-никакой развитости чувств, а если очень повезёт — то и определённой культуры мышления, навыков изменения своей психики, работы с информацией, пониманием методов действия и создания знаний в темпе течения жизни. Также всё это связывает в психике и направляет по жизни система нравственных стандартов, которая по большей части также почерпнута из культуры и отчасти сконструирована самостоятельно в более сознательном возрасте, да ещё рекомендаций совести, которым мы в силу нашей нравственности либо следуем, и тогда проблем по жизни имеем меньше, поскольку совесть оберегает от знатных ошибок, либо — глухи к ней и тогда жизнь всячески нам указует на необходимость обратить своё внимание на это нашу советь.
Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники
В нынешней культуре в возрасте 14 — 18 лет на пик своей активности выходит интеллект, который в этот период активно оценивает окружающую культуру, а результатом оценки становятся разного рода последствия:
Именно поэтому молодёжь является главным объектом воздействия агрессивной западной массовой культуры, поскольку именно она — создаёт новую культуру или поддерживает старую. А молодёжные субкультуры — это полигоны испытания нового в культуре: новых алгоритмов поведения и мышления.
Если перейти с личностного уровня на общественный можно построить определённую модель процесса развития всей культуры в целом и увидеть такую последовательность: культура, доминирующая в обществе порождает определённую науку, призванную дать обществу ответы для решения проблем и кризисов, а также обеспечить необходимым информационным обеспечением для управления; на основе системы научных знаний формируются образовательные стандарты для различных уровней образования (среднего, высшего и т.д.); продуктом системы образования являются в том числе и различного уровня и профиля кадры. Они, в свою очередь, через своё мировоззрение и Идеи должны сформировать Новую культуру, которая будет лучше и качественнее предыдущей, а значит будет начинать новый виток на спирали развития. Таким образом будет достигаться устойчивое развитие общества в преемственности поколений.
Если культура общества развивается по принципу «выгодно продай и продайся», тогда движителем и самоцелью развития экономики — фундаментальной базой общественного развития — является рост прибылей, а жизнь самого общества превращается в глобальный (региональный, локальный) рынок, на котором всё продаётся и покупается. В том числе и собственные родители и собственная Родина, вопрос только в цене. «Ничего личного — только бизнес!» Не правда ли?! Так общество сползает вниз в деградацию. Как будет протекать этот процесс — быстро или медленно — это зависит, конечно, от множества частных факторов.
В редких случаях неспособность преодолеть собственные ошибки и проблемы приводит к некому закрепощению, застою нравственных стандартов в обществе, и тогда движение идёт по замкнутому кругу — по кольцу «инферно», как назвал это явление некогда в своём романе «Час Быка» известный советский учёный и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов.
Всем известна фраза:
Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает.
Она означает: какова в целом культура мышления народа, таково и правительство, под властью которого живёт общество. Если культура мышления людей — «никакая», то и управленцы, вышедшие из этого общества, — «никакие».
Сегодня пока ещё не многим ясно, что надеяться на большинство управленцев, воспитанное в текущей культуре, в деле улучшения жизни людей в современном мире — бессмысленно, ибо нравственно они не лучше окружения, из которого вышли, за редким исключением. Конечно, есть у нас в стране и руководители, для кого «долг перед обществом», «ответственность», «стремление служить Родине» не просто пустой звук. Именно под их руководством и усилиями добросовестных граждан, в основном ещё советской закалки, стали возможны успехи и достижения современного белорусского государства, и, как бы ни старались их не замечать и не афишировать представители «оппозиции», они есть.
Соответственно, нет принципиальной разницы между партиями и различными группировками: несмотря на разные лозунги, всех этих «управленцев», пусть даже и с опытом работы, отличает отсутствие, прежде всего, адекватных знаний в области управления. Это касается и населения, в силу господства неадекватных образовательных стандартов. И для того, чтобы изменить качество управления и ситуацию в городе или районе проживания, необходимо начать с себя.
Порочная культура и политика государства — это те факторы, от воздействия которых эффективно защитить самих себя и детей в последующих поколениях (как своих, так и чужих — все дети Божии) может далеко не каждый человек и не каждая семья. Молодёжь попадает в субкультуры деградации, которые выгодны тем, кто породил нынешнюю культуру и кого устраивает их место в ней. Такие люди будут стремиться сохранить «статус-кво», то есть, фактически, будут стремиться к тому, чтобы замкнуть спираль общественного развития в круг «инферно».
Следует понимать, что обществе всегда есть люди, которые так или иначе не только ощущают наличие проблем в жизни общества, но и несут в себе как определённое понимание существа этих проблем и путей их разрешения, так и нравственно обусловленную мотивацию к тому, чтобы эти проблемы были разрешены и безвозвратно ушли в прошлое. Такие люди действуют по своей инициативе, не дожидаясь призывов и приказов со стороны государства. Реально они присутствуют во всех социальных слоях, хотя в каждую историческую эпоху статистика распределения их по социальным группам неравномерная.
И если у государственности, её чиновников, начиная от государя, есть понимание этого обстоятельства, то в худшем случае они сами выискивают таких людей, мотивированных на решение проблем, вступают с ними в деловое взаимодействие, оказывая им поддержку как общественным деятелям и руководителям общественных организаций и частных предприятий, принявших на себя труд по практическому разрешению тех или определённых проблем, либо привлекают их для работы в государственном аппарате.
В лучшем же случае, государство должно формировать условия, чтобы максимальное число представителей молодёжи в процессе воспитания и образования выходили на понимание проблем общества и были способны вырабатывать пути их разрешения.
Но для этого необходимо реформировать систему образования, фактически, сменив тот мировоззренческий стандарт, который она транслирует в психику подрастающих поколений. Причём этот мировоззренческий стандарт должен обгонять своё время, развивая потенциал и возможности молодёжи.
Поскольку нынешняя культура в кризисе, то единственное, что она делает с мировоззрением молодёжи — это превращает его в бесформенную кашу — причудливый калейдоскоп, наличие которого в психике молодёжи позволяет легче ею управлять. Так старая культура пытается себя сохранить.
На эту плачевную ситуацию можно посмотреть иначе. Деградация мировоззрения молодёжи — это фактор, который в конечном счёте облегчит инсталляцию новой культуры, которая вызревает в некоторых субкультурах молодёжи. Ведь новая культура всегда вырастает из какой-то субкультуры молодёжи или интегрируя несколько субкультур.
Разрекламированные субкультуры
Искусственные субкультуры молодёжи, созданные в рамках масскультуры (какие не будем перечислять), активно продвигаемые в масс-медиа — это субкультуры однодневки, которые исчезают так же быстро, как появляются и продвигаются и ориентированы чаще всего на сиюминутные интересы.
А настоящие субкультуры молодёжи, из которых вырастет будущая культура общества всегда ориентированны в будущее, где и происходит настоящая схватка за то «какая культура будет в будущем».