Экономическая наука и государство в России живут раздельно, хотя из Федерального бюджета финансируются множество научных организаций. Экономика живёт сама по себе, наука — сама по себе. Иногда их пути временно пересекаются, например, при разработке документов стратегического планирования. Но всё происходит без любви и пользы для практики жизни.
На самом деле за низкие показатели роста и развития России ответственны ложные парадигмы, отсутствие научного стратегического планирования и комплексной концепции развития. Отсюда при богатейших природных и иных ресурсах — низкое качество жизни населения, главного критерия эффективности управления.
Первое после двухлетнего перерыва заседание Экономического совета при Президенте 25 мая 2016 года прошло в закрытом режиме. Ситуация в российской экономике слишком кризисная и политизированная. В.В. Путин призвал участников дискуссии воздержаться от теоретических споров и сосредоточиться на конкретных задачах, стоящих перед российской экономикой. Надо искать новые источники её роста, потому что прежние ресурсы не работают, как прежде. Ещё важно реально воспринимать действительность и руководствоваться не красивыми зарубежными теориями или иногда застарелыми догмами середины прошлого века или даже позапрошлого века, а простым житейским «здравым смыслом» и новейшими отечественными разработками в этой области, которые властимущие, упорно «не замечают».
В этой связи обостряются проблемы подготовки более квалифицированных специалистов в области управления, экономики и финансов. Одним из флагманов «подготовки кадров» и обоснования экономического курса нынешней «элиты» является Высшая школа экономики (ВШЭ), «учёностью» которой зачастую прикрывают антинародные мероприятия.
Какие же кадры готовит «знаменитая» Высшая школа экономики, да и чем она так знаменита?
На протяжении уже многих лет важнейшим мозговым центром, обслуживающим «элиту», является Высшая школа экономики.
На фоне общего упадка качества высшего образования, этому вузу удаётся сохранять высокие темпы развития: стремительно обзаводиться новыми зданиями в самом центре столицы, обеспечивать самую высокую в стране зарплату преподавателей, открывать новые факультеты, быть одним из лидеров в получении государственных субсидий.
Бренд «вышки» в глазах значительной части городской молодежи связывается с широкими карьерными перспективами, самым современным и качественным образованием по западному образцу, сулящим, в том числе, и возможность эмигрировать из страны.
Казалось бы, за успехи ВШЭ можно порадоваться (?), если только не знать, за счёт каких ресурсов столь молодой вуз (основан в 1992 году) добился подобных позиций. Созданная последним указом уходящего премьера Егора Гайдара, ВШЭ изначально собрала в своих рядах видных деятелей ельцинских реформ, западных консультантов и призвана была нести вполне определённые, ультралиберальные взгляды на будущее страны. Однако наиболее благодатное поле для экспертной деятельности «вышки» открылось в 2000-е, когда с приходом либералов в правительство (Кудрин, Набиуллина, Греф и др.) начался «золотой век» российского либерализма.
Джордж Сорос
Начало нового дела облегчила поддержка Фонда Сороса, предоставившего в 1989 году годичный грант. Надо сказать, что Фонд Сороса уже в 1990 году финансировал пребывание в США группы разработчиков программы по разрушению советской экономики, такие как «500 дней» во главе с Г. Явлинским, а позднее и членов «команды Гайдара».
Под видом содействия российской науке Фонд Сороса выуживал у наших учёных секретную информацию, выплачивая им за это гонорар. Для поддержки литературы антирусского направления Фондом Сороса были созданы специальные премии, раздачу которых осуществлял особый совет, настроенный антироссийски.
Свою деятельность Фонд Сороса направлял на изменение мировоззрения людей, насаждение американского образа жизни и перекачку интеллектуального и материального потенциала России за границу. В рамках программ Фонда Сороса издавались книги и учебные пособия, в которых грубо извращались события российской истории, и осквернялось всё русское. На различных семинарах и конференциях, молодёжи внушались идеи превосходства западной культуры над русской, насаждались мысли об отсталости России и навязывались традиционные ценности западного мира — культ насилия, жестокости, погони за деньгами, моральной распущенности под видом демократии, свободы и прав человека.
Именно на деньги западных инвесторов раскрутилась и выпятилась над остальными российскими вузами либеральная ВШЭ.
В 1991 году Евгений Ясин и Ярослав Кузьминов (был также директором фонда Сороса «Культурная инициатива», откуда начался процесс развала советской системы образования) при активной помощи Леонида Абалкина и Егора Гайдара начали создавать концепцию нового вуза. Проект поддержки Школы, подготовленный группой в составе Ярослава Кузьминова, Олега Ананьина, Леонида Гребнева, Игоря Липсица, Льва Любимова, Рустема Нуреева, Револьда Энтова, был предложен Комиссии Европейского союза, грант которой помог заложить основы университета, соответствующего принятым Российской Федерацией мировым стандартам экономического образования. Высшая школа экономики была создана постановлением правительства России 27 ноября 1992 года, первоначально — как центр подготовки магистров.
Чтобы не мудрствовать лукаво, обратимся к первоисточнику, а именно — «Концепции развития ГУ — ВШЭ до 2010 года», утверждённой приказом Минэкономразвития России от 24 августа 2004 года № 228», где чётко и ясно прописано — кто конкретно был заинтересован в продвижении прозападных либеральных идей, подрывающих устои нашей государственности. Вот что там сказано:
На начальном этапе развития Школы большую роль в привлечении и развитии академических кадров сыграл ряд крупных грантов Европейского сообщества, которые позволили разработать и внедрить сильные магистерские программы по экономике. Затем благодаря высокому качеству магистерских программ в сжатые сроки удалось сформировать новые программы для подготовки бакалавров и специалистов, а также широкий спектр программ дополнительного профессионального образования.
Гранты ТАСИС заложили основу для тесных контактов ГУ-ВШЭ с ведущими европейскими университетами. Предпосылкой для этого стали курсы лекций, прочитанные в ГУ-ВШЭ профессорами университета Эразмус (Роттердам) и университета Париж-1 (Сорбонна), а также регулярные стажировки преподавателей ВШЭ в европейских университетах. Начавшись с разработки и внедрения программ по экономике, сотрудничество с ведущими зарубежными университетами распространилось в дальнейшем на другие направления и специальности — включая менеджмент, право, социологию, политологию.
Если в 1990-е годы такое взаимодействие в значительной мере осуществлялось в рамках программ технической помощи, то в последние годы оно финансируются преимущественно за счёт тех доходов, которые ГУ-ВШЭ получает от платных образовательных и якобы исследовательских (!) услуг по заказу Правительства России.
В 2002 году, на праздновании 10-летия открытия «вышки», Герман Греф и Евгений Ясин предельно ясно дали понять, каких специалистов готовит данное «учебное» заведение.
Г.Греф, Я.Кузьминов, А.Шохин
Как считает Герман Греф, ВШЭ,
…это ключевой научный институт страны, потому что многие реформы разрабатывались при участии его преподавателей или здесь зарождались. Здесь из студентов выпивают все соки, но зато потом выпускают на высокие должности.
С тем образованием, которое здесь даётся, вы сможете занимать любые посты,
— подтвердил ректор университета Ярослав Кузьминов.
А один из отцов российских «реформ», профессор Евгений Ясин, который является научным руководителем ГУ-ВШЭ, пожелал полным надежд и уверенности первокурсникам, чтобы свет этого дня посвящения в студенты всегда оставался с ними. И пообещал:
Мы готовим три специальности: профессоров, миллионеров и министров.
История Высшей школы экономики, заставляет поставить вопрос: зачем создавать новые университеты там, где уже есть приличные университеты? Каким образом в ВШЭ научно-исследовательская работа и преподавание одинаково значимы для профессоров?
В последнее время в России появилось довольно много различных рейтингов, оценивающих высшие учебные заведения. Если посмотреть на образовательные учреждения, занимающие в этих рейтингах 10 верхних позиций (при оцениваемых 1600 российских вузах), то списки практически полностью совпадут. Более того, они остаются неизменными в течение уже довольно продолжительного периода, правда, с одним единственным исключением.
Им является университет, которого 24 года назад даже ещё не существовало и который теперь во всех рейтингах входит в «десятку» ведущих вузов. Этим вузом является Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ВШЭ). Как могло случиться, что маленький университет, образованный в 1992 году (в тот год, когда в России ВВП на душу населения был самым низким за многие годы), стал членом «элитного» клуба лучших российских вузов?
Совместно с Лондонской школой экономики ВШЭ создала Международный институт экономики и финансов. По окончании бакалавриата и аспирантуры этого института выдаются два диплома: один — Высшей школы экономики, а другой — Лондонской школой экономики (можно представить, какие идеи проталкивают в данном заведении англосаксы!).
Важность кадров ВШЭ, кроме всего прочего, в том, что около 45% выпускников становятся аудиторами и финансовыми аналитиками, то есть теми людьми, которых в СМИ называют «авторитетными источниками», которые, по роду своей деятельности, не имеют никакого отношения к сфере реального производства. И именно они своими советами и прогнозами (т. е. бесструктурно) оказывают влияние на поведение «экономических субъектов» и экономическую ситуацию в стране.
Отдельно нужно сказать о причинах, происходящих в России процессов. Нынешний либерализм в своём существе является капиталистической экономической теорией и в пределе преследует лишь одну задачу: постоянный рост экономики и стимулирование безудержного потребления.
За десятилетия реализации этой теории в жизни западной цивилизации перспектива глобального биосферно-экологического кризиса стала очевидна. Именно поэтому, чтобы продлить свой либерально-буржуазный глобальный шабаш, мировая «финэлита» начала передел сфер влияния за обладание природными ресурсами и средствами производства.
Это мы в настоящее время и наблюдаем.
Россию активно вписывают в экономическую библейскую систему Северо-Атлантической Цивилизации.
А Владимир Путин поставил ультиматум, а после саботирования правительством выполнения майских указов президента 2012 года, фактически объявил войну либеральному клану «российской элиты». Одним из аспектов этой войны, стала отмена «неподсудности» высшего руководства страны, по большей своей части выпускников Высшей школы экономики, по коррупционным делам.
Ниже приводим ссылку на статью из «блогосферы» о «ВШЭ-вых» руководителях. Её автор повторяет мысль о необходимости проведения «дезинфекции» как властных структур, так и институтов подготовки специалистов (http://eaquilla.livejournal.com/1654042.html).
Учёные ВШЭ внесли «важный» вклад в создание стратегий «развития» в различных областях. Сюда входят модернизация образования, усовершенствование системы государственного управления и реформа государственных служб, модернизация здравоохранения, повышение конкурентоспособности реального сектора экономики России и продвижение инструментов для осуществления динамичной политики в промышленности, анализ перспектив эффективной политики с точки зрения инновационной программы, улучшение государственной статистики (с 2002 года) и др.
Такие идеи, как увеличение пенсионного возраста и повышение налогов на авто, также обязаны своим появлением авторам ВШЭ. Как и многие и другие, благодаря которым российское правительство успешно затягивает удавку на шее народа и экономики последние два десятка лет. Нужно ли говорить, что такие инициативы «стратегов», как улучшение работы судов и полиции и борьба с коррупцией, попросту не реализованы по причине заведомой неэффективности прописанных «по науке» механизмов.
А.Кудрин и Е.Ясин
Из последних инициатив стоит выделить рекомендации по сокращению социальных расходов бюджета, в первую очередь, на материнский капитал…
Маркетизация высшего образования подтолкнула развитие ВШЭ в сторону предпринимательского университета с сильным и централизованным управлением, диверсификацией источников финансирования и сложной системой академического стимулирования. ВШЭ оказалась интересным гибридом моделей исследовательского и предпринимательского университета.
В августе 2008 года российское правительство решило перевести ВШЭ в прямое подчинение Кабинету министров. Это было сделано для того, чтобы данное учебное заведение могло играть «важную» (чисто лоббистское решение!) роль в выработке стратегий развития, обеспечивая теоретическую поддержку процесса.
Стратегия, разработанная ВШЭ, была одобрена правительственной комиссией в октябре 2009 года. Университету был выделен крупный грант на реализацию этой стратегии, а также присужден специальный статус «национального исследовательского университета».
В те годы, когда молодые ребята «не из элиты» гибли в Чечне, спивались и убивали друг друга на «разборках», когда смертность намного превышала рождаемость, когда пенсионеров и ветеранов убивали из-за их стареньких квартир, когда тонул «Курск» и взрывались дома и самолеты — господа, приложившие руку к появлению всего вышеописанного с 1991-го и продолжатели их чёрных дел готовили себе смену — «миллионеров и министров». Плоды их просвещения мы пожинали и пожинаем…
Как зарабатывает ВШЭ, можно ознакомиться на сайте РБК, (притом, заметьте, оппозиционного), где довольно подробно и объективно даётся схема функционирования данного заведения (http://www.rbc.ru/investigation/society/28/09/2015/56087c389a794702546d5127).