1 сентября по всей России звенят первые звонки на урок — начинается новый учебный год. Это день стал государственным праздником в СССР 15 июня 1984 года, он является официальным праздником в некоторых других постсоветских государствах. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки знаний, мужества, безопасности и мира. Поэтому рассмотрим насколько наше будущее, наша безопасность зависит от знаний о мире, полученных в школе.
Неслучайно, так «совпало», что прямо перед Днём Знаний Владимир Путин выступил на общероссийском молодёжном форуме «Селигер-2014» на смене «Поколение Zнаний», собравшей множество преподавателей со всей страны. Во время общения с молодёжью на форуме «Селигер-2014» затронул несколько важных тем.
Ведущая, представляя аудиторию сказала:
В этом зале собрались 800 преподавателей из ведущих вузов России. Это философы, экономисты, политологи, социологи. Это будущее нашей страны, интеллектуальная элита.
Хотим обратить ваше внимание на то, как Владимир Владимирович воспользовался ситуацией, чтобы указать на сферы науки и образования, требующие первостепенного внимания общества. Он задал вопрос:
Это такие направления деятельности, которые, безусловно, порождают интерес и к прошлому, и к сегодняшнему, и к будущему. Непросто разговаривать со специалистами, которые знают ответ на то, что такое философия: это наука или это искусство?
Если сравнивать, то философия — это камертон, по которому, подобно оркестру, настраиваются все отрасли народного хозяйства. Сам по себе камертон — бесполезен: на нём даже не сыграешь «собачий вальс». Однако, он незаменим при сонастройке инструментов, когда не все в оркестре способны поймать нужную ноту «ля». Большое искусство — создать такой «камертон» — философию общественной жизни, который настраивал бы весь оркестр наук на «ноту» созидания и развития.
Владимир Путин продолжил:
Сложнее говорить с историками, которые в состоянии проанализировать всё, что с нашей страной и с миром происходило до сегодняшнего дня и соответственно посмотреть на ретроспективу, посмотреть то, куда и как мы идём и, что нам нужно сделать для того, чтобы наш путь был максимально эффективным, привёл нас к целям, которые мы перед собой ставим.
Несмотря на то, что ведущая историков даже не упоминала, Путин ставит их на второе место, указывая, что их задача — это не создание разнообразных «версий» истории, а анализ прошедшего и перспектив с точки зрения достижения избранного вектора целей, а также анализ самого вектора целей:
Если вы не измените направление движения — вы рискуете оказаться там, куда движетесь
И, наконец на третье место Владимир Владимирович ставит социологов, говоря о них такую фразу:
Социологи — это отдельная вообще тема, (улыбаясь) они вообще всё знают (смех в зале). И знают точно лучше других.
Действительно, обязанность социологов — изучать общество как систему, образованную множеством людей в череде поколений и особенности жизни каждого человека, которые характерны для всех людей. Они действительно должны «всё знать» об обществе, чтобы помогать выстраивать правильный вектор его целей и создавать адекватную стратегию достижения этих целей. А не болтать языком по любому поводу, изображая всезнание и «учёность», над чем и посмеялся Президент.
В.В. Путин, говоря об обществоведческих дисциплинах, явно исходит из того, что назначение наук — решать разнородные проблемы, с которыми сталкиваются люди и общества в целом, а не создавать жизненно несостоятельные абстракции, как это, к сожалению, зачастую имеет место сейчас в этих научных сферах. К этому перечню наук стоило бы добавить психологию и экономику, но они в общем-то входят в компетенцию социологии, как науки об обществе.
Таким образом, можно сказать, что для уверенного общественного развития сегодня в системе образования необходимо решить проблемы в пяти проблемных научных областях: философии, истории, социологии, экономике и психологии. И наиболее важная из них — последняя.
Психологическая наука — самая значимая наука наших дней, поскольку её достижения — ключ к развитию людей, общества, культуры и достижениям во всех областях общественной жизни.
В частности, поскольку сама научно-исследовательская деятельность — одна из разновидностей психической деятельности людей, а теория познания и творчества является необходимой компонентой образования и составляющей субкультуры научной и творческой деятельности.
Развитость культуры познания и творчества в обществе определяет спектр возможностей его будущего развития. Это верно потому, что способность выявлять и разрешать проблемы жизни общества напрямую зависит от мировоззрения людей и качества процесса образования человека.
Сам процесс образования может быть построен в русле двух стратегий:
И Владимир Путин обозначил в русле какой стратегии он видит дальнейшее развитие образования, указав на первоприоритетность освоения каждым, в процессе взросления, эффективной методологии познания и творчества:
Самое главное — научить ученика самостоятельно мыслить и самому оценивать те или другие события, не навязывая эту свою точку зрения и не навязывая даже то, что изложено в учебнике. На мой взгляд, это самая главная задача преподавателя — научить ученика самостоятельно работать и думать.
И если вторая стратегия развития кодирующего образования может не подразумевать освоения каких бы то ни было методов познания и творчества, то методологическое образование может иметь в своей основе какой-то перечень фактов, на базе которого каждый может осваивать эффективную культуру мышления. И это совершенно коррелирует с высказываниями Путина об учебнике истории:
…я считаю, что единая концепция преподавания истории и учебника нужна. Это не значит, что преподаватели, тем более люди молодые, увлекающиеся наверняка различными историческими теориями, самостоятельно анализирующие и первоисточники, и последующие документы, что у них нет собственного мнения, они не имеют право интерпретировать как-то по-своему те или другие исторические события и давать им свои оценки. Наоборот, это предполагает такую творческую работу и самим, и с аудиторией, и со школьниками, но это не исключает того, что у нас должна быть какая-то каноническая версия, используя которую, талантливые преподаватели могли бы доносить до ученика свою точку зрения.
Однако, сегодня, к сожалению, как в школьной, так и в университетской среде, доминирует стратегия кодирующего образования, поскольку учебный процесс построен на основе вещания преподавателем некоторой информации в аудиторию, а не на поддержке самостоятельного освоения методов и навыков познания и творчества. Это связано с некоторой инерцией таких крупных общественных институтов, как наука и система образования.
Концепция образовательного процесса «лектор — аудитория» была эффективна в силу того, что до середины XX века скорость обновления поколений людей была выше скорости обновления технологической среды.
Это значит, что человек жил в одной технологической среде всю жизнь: родился — телега ездила, умер — ездит всё та же телега, — то есть за время жизни технологии «телега» успело смениться несколько поколений людей. Такие условия жизни формировали определённую логику социального поведения, в которой, например, были эффективны «энциклопедисты» — люди, способные запомнить огромное число фактов.
А сегодня ситуация иная. Родился в начале века человек при телеге, а умер в конце XX века — уже автомобили 3—4 поколения ездят, то есть за время его жизни сменилось множество поколений технологий. Значит, изменилась и логика социального поведения и «энциклопедисты» уже выглядят смешно при наличии доступа любого человека к поисковым системам сети «Интернет».
В условиях, когда скорость смены технологий приблизилась к порогам скорости освоения новых технологий человеческой психикой (в некоторых случаях речь уже идёт на месяцы), на первое место и выходят методы освоения новых знаний, а не сами знания, которые быстро устаревают. Это меняет облик всего общества и систему образования в частности.
В новой логике социального поведения обретение нового прикладного фактологического знания не гарантирует занятия устойчивого положения на более высоких ступенях пирамиды потребительства, даже представителям одного поколения, а не то, что их потомкам. Профессиональные династии (династии ювелиров, кузнецов, банкиров и т.п.) неизбежно уходят в прошлое, поскольку прикладная фактология неоднократно устаревает за время активной жизни человека. Достаточно высокий профессионализм в любой сфере может освоить всякий в течение своей жизни, что делает бессмысленными разнообразные системы стратификации общества, делящие общества на толпу и «элиту» на основе большей доступности для «элиты» образования любого уровня, и недоступности некоторых видов деятельности и образования для толпы. По определению В.Г. Белинского:
Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету.
Виссарион Григорьевич Белинский
Густав Лебон
Явление толпо-«элитаризма» описал ещё в конце XIX в. французский социолог Гюстав ЛеБон в своей работе «Психология народов и масс».
Новое положение вещей вызывает разочарование в жизни множества индивидов, неспособных поддерживать или осваивать уровень профессионализма необходимый для занятия «ячейки» пирамиды толпо-«элитарного» общества. Но, кроме того, оно вызывает массовый интерес к причинам неустойчивости жизненного положения личностей, семей и обществ, ставит вопросы, на которые нет ответов в «элитарной» политологии, психологии, социологии, экономике, философии, о чём речь шла выше.
Новая логика социального поведения делает предопределённым массовый интерес к вопросам методологии познания и творчества.
Поскольку все процессы в жизни общества могут быть интерпретированы как процессы самоуправления либо же явно представляют собой процессы управляемые, то массовый интерес к методологии познания и творчества влечёт за собой обретение управленческой грамотности в массовом порядке и созидательный «бум» — моду на творчество.
Эти процессы можно своими действиям либо замедлить, либо ускорить, но невозможно остановить. И эту реальность необходимо принять, отказавшись от своих «элитарных» амбиций занять местечко «потеплее, да посытнее» в топло-«элитарной» пирамиде общества.
Те страны и регионы, которые первыми осознают неизбежность размытия толпо-«элитарных» моделей построения общества, которые будут способствовать обретению каждым человеком управленческой грамотности и создадут систему методологического образования, станут лидерами общечеловеческого развития.