Описывать детально сюжет этого мультфильма нет смысла. В двух словах – к Земле приближается огромный метеорит, который её уничтожит, и команде из нескольких зверей предстоит спасти нашу планету от, казалось бы, неизбежного столкновения. Они, конечно же, победят очередным нелепым и нелогичным способом в стиле западных комиксов.
Абсурд начинается с первых секунд, когда закадровый голос начинает рассказывать юным зрителям о том, как произошла наша вселенная (рассказ сопровождается видеорядом с сумасшедшей белкой, которая в погоне за своим лесным орехом летает в космосе, разрушает и сталкивает планеты, постоянно страдая от бесконечных ударов, шлепков и падений) и продолжается на протяжении всех полутора часов, что длится лента.
На фоне хаоса, происходящего на экране и лишённого какой-либо логики, прослеживается ряд моделей поведения, которые уже стали типичными для западного детского кинематографа, откровенно работающего на выращивание людей с калейдоскопом в голове и с отсутствием нравственных ориентиров. Конкретно в этом мультфильме поставленная цель по дебилизации юных зрителей достигается следующим образом.
Прежде всего, это образы родителей, детей и пожилых людей. Родители в мультфильме – это мамонты-ретрограды Мэнни и Элли, которые якобы безосновательно придираются к своей единственной дочери Персику и её избраннику Джулиану. Проблема родителей и детей всегда актуальна, но в этой картине обманка заключается в том, что спутник дочери показан абсолютно глупым, безвольным, наивным и даже трусливым персонажем (в одной из сцен, когда его возлюбленная оказалась в электрической ловушке, он даже не попытался её спасти, а просто стоял и смотрел, как она сама выкарабкивалась), который по уровню развития не то, что на мужчину, но даже на подростка не тянет.
Поэтому неприязненное отношение отца к будущему зятю, а речь идёт именно о замужестве, абсолютно обоснованно. Но в финальной сцене именно этот безвольный и трусливый персонаж придумает, как спасти мир. В результате адекватная позиция отца в глазах зрителей оказывается ложной, потому что он вроде как напрасно недолюбливал и презирал избранника дочери. И естественно, хэппи-энд закрепит эту установку. Стоит также отметить, что в обоих парах мать-отец и дочь-жених ситуацией заправляют женщины, а мужчины показаны эдакими несмышлёнышами.
Образ семьи дополняет бабушка ленивца-Сида – единственный пожилой персонаж в мультике. Как она сама заявляет на десятой минуте «поматросила и бросила и всё запылесосила, вот мой девиз!» И этому девизу она в принципе следует на протяжении всей истории – даже когда встречает себе молодого зайчишку, с которым у неё завязывается роман (когда по сюжету зайка вдруг оказывается старым, она его бросает, а когда он снова становится молодым, она к нему возвращается). Ей же принадлежат многочисленные пошлые и похабные фразы в стиле:
«Не в губы, старый хрыч» (79-ая минута)
«Здесь просто классно: сегодня вечером конкурс талантов, а завтра – лото на раздевание» (80-ая минута)
Бабушка думает, что уже умерла (57-ая минута): «Я иду к свету, я увижу всех мёртвых родственников, которых терпеть не могу».
Диалог на 8-ой минуте
Элли: — Что, тебе опять надрали задницу?
Бабушка-ленивец: — Учитывая размер этого зада, то драли её очень серьезно!
Своими пошлыми шутками славятся многие герои – например, ленивец Сид на 10-ой минуте, рассказывая о себе, заявляет следующее: «Так много дамочек абсолютно безуспешно пытались совратить жеребца». Стоит отметить, что у этого персонажа тоже завязываются нестандартные отношения, а именно – роман со старушкой, которая благодаря волшебным кристаллам в момент их знакомства выглядит молодо. Потом она снова становится старой и потом опять молодой. В финале эта парочка также показана счастливой и нашедшей друг друга. Толерантность прямо зашкаливает.
В контексте пошлости отдельного внимания заслуживает тема заострения внимания зрителей на пятой точке персонажей. Мы уже отмечали эту тенденцию в другом мультике – «Angry Birds в кино», речь идёт в прямом смысле о системной работе по формированию у детей повышенного внимания и интереса к этой части тела. Это звучит абсурдно, но оцените видеоряд самостоятельно:
Как вы могли заметить даже по этим сценам, 90 процентов юмора мультфильма основаны на том, что кому-то из персонажей становится больно. При этом речь идёт даже не о безобидных шлепках и падениях, а о каком-то садизме, когда у персонажей сгорает кожа, лопаются глаза, ломаются кости и всё в таком роде. Даже взрослому человеку неприятно видеть такие кадры, какой след они оставят в психике ребёнка. А ведь над этим предлагают смеяться, то есть в контексте мультфильма этим сценам сопутствуют положительные эмоции.
По сути, весь цикл «Ледниковый период» изначально построен вокруг этого посыла – «посмейся над тем, как кому-то больно». Ведь полюбившаяся многим неадекватная белка, видеовставки с которой присутствуют в каждом выпуске и служат своеобразной фишкой «Ледникового периода», только для этого и существует – чтобы бесконечное число раз падать, взрываться, умирать и снова оживать, чтобы потом опять быть растерзанной.
Для полноты картины осталось добавить, что речь героев примитивна и наполнена сленгом в стиле «типа супер-пупер мега» или «чувак, брателло» и так далее. А во время отдыха персонажи периодически готовят себе коктейли. В контексте мультика, конечно, нельзя утверждать, что они алкогольные, но тем не менее образы в сознание ребёнка закладываются соответствующие.
Этот мультфильм в России показывали с возрастным ограничением «6+» и его посмотрели почти 4 миллиона человек, большинство из которых привели на него своих детей.
Секс: В мультфильме множество пошлых шуток и скабрезностей. Особое внимание создатели картины уделили теме пятой точки.
Наркотики: Есть сцены с приготовлением и распитием коктейлей в ходе вечеринки.
Насилие: Бесконечное количество ударов, падений и садистских издевательств над персонажами. Боль показана как повод для смеха.
Мораль: Если вы желаете зла своим детям и хотите, чтобы они выросли бесчувственными, глупыми, несдержанными и с извращённым мировосприятием, просто включите им этот мультфильм, а сами займитесь своими делами.