Гремит по всем телевизорам планеты Олимпиада в Рио-де-Жанейро. Миллионы глаз следят за соревнованиями будущих инвалидов. Таков спорт высоких достижений. Он калечит и тела людей, затачивая их только под определённые задачи, и психику, делая её эго-центричной, устремлённой только к одной цели, подобно лошади с шорами на глазах. Многие наши атлеты лишены возможности выступать на ней из-за допингового скандала, о котором мы писали в предыдущей части статьи (http://inance.ru/2016/03/konets-sporta-01/) и, возможно, для них — это благо.
В статье мы также подробно обосновали, почему профессиональный спорт высоких достижений — реальная угроза будущему общества и государства.
В этой части продолжим разговор, сосредоточившись на том, что должно быть наиболее важным для системы образования подрастающих поколений в целом и воспитания физической культуры, как одной из её составляющих.
«Счастлив тот, кто не знает скуки, кому совершенно незнакомо вино, карты, табак, всевозможные развращающие развлечения и СПОРТ»
— П.Ф.Лесгафт
Мы закончили на том, что для того, чтобы школа не калечила подрастающие поколения обездвиженностью и гиподинамией, необходимо повсеместно внедрять в качестве федерального стандарта систему обучения на основе вариативной, функционально целесообразной стимулирующей подвижности детей на уроках, разработанную под руководством Владимира Филипповича Базарного (на данный момент это единственная комплексная система, во многих аспектах альтернативная существующей и прошедшая государственную сертификацию).
Это означает, что под эту систему необходимо:
Рассмотрим то, на что именно необходимо обращать внимание в аспектах психического развития детей.
Пётр Францевич Лесгафт (родившийся 20 сентября 1837 года) — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, сделавший многое для развития народного образования в России, критиковал педагогов, считающих наследственность ведущим фактором в формировании личности о наследственности способностей. По его мнению ведущую роль в развитии личности человека играет воспитание и образование.
Написанная им в 1870 году «Инструкция для измерения живого человека» стала первым в стране руководством по врачебному контролю.
Многие используемые им методики, применявшиеся для коррекции врождённых и приобретенных дефектов развития костно-мышечной системы у детей, успешно используются и до сих пор. Лесгафт является одним из основоположников физкультурного воспитания и лечебной гимнастики в нашей стране.
В ходе научных изысканий он убедился, что тренировки, постоянные и разнородные физические упражнения необходимы для поддержания нормального функционирования всех органов человека. Считал, что спорт является разрушительным для них, особенно в ещё не сформированном детском организме.
В.Ф. Базарный вторит ему, учитывая опыт современной системы образования:
В конечном счёте, только из целенаправленной моторной активности ребенка, только из укоренённых на этапах детства реальных произвольно-волевых ритмов произрастает здоровое тело, воля, душа и дух, произрастает активная жизненная и гражданская позиция, произрастает всё то, что есть человек, как единственно уникальный мыслетворящий и жизнестойкий вид жизни.
Но 10 — 12 лет седалищно-согбенного обучения — это тотальное закрепощение чувственного и моторного тела; это заглушение главного биореактора жизни; это заглушение всех функциональных потенциалов жизни; это заглушение всех систем жизнеобеспечения. Это изначальная генетическая «кастрация» развития тела, воли, души и духа. Это «кастрация» всех видовых жизнетворных начал человека. В поколениях: это вхождение в режим «тления», отмирания и заката видовой жизни людей.
И мы ни на миг не задумываемся, что учебный процесс там выстроен на глобальном закрепощении и подавлении чувственно-моторного тела, изначально устремлённого к живым впечатлениям, движениям, а также к собственному образному мыслетворению. Вот почему оформленный в школе обездвиженный динамический стереотип ребенка — это старость, опущенная на плечи детства, это медленно нарастающее отмирание жизни через «тление».
Приведём сформулированные коллективом учёных под руководством В.Ф. Базарного (https://vk.com/doc174594973_278920719) некоторые из основных факторов, подрывающих здоровье детей / взрослых в учебном и производственном процессах:
Таким образом, впервые в мировой науке было убедительно доказано, что современный сидяче-обездвиженный учебный процесс ведёт к угнетению развития детей и подростков на генетическом и клеточном уровне, ведёт к деформации развития позвоночника, деградации психомоторной и психической сфер, истощению эндокринной и других систем, обеспечивающих полноценное развитие и здоровье.
Был раскрыт механизм деградации детородного тела в условиях доминирования «книжно-седалищной» модели образования детей. В этих условиях исподволь, от поколения к поколению, через детский сад (который превратится в образовательное учреждение) и школу, через неблагополучную семью воспроизводятся молодые люди, которые после себя оставляют все менее и менее жизнеспособное потомство. И это характерно для всех стран, особенно для развитых государств, где действующая модель образования господствует уже 200 лет.
Стало понятно, что для спасения последующих поколений учащихся от обвального угасания их жизнеспособности, порождаемой сегодняшним образом школьной жизни, необходима разработка не столько индивидуально-коррекционных педагогических приёмов, сколько популяционно-ориентированных здоровьеразвивающих технологий, восстанавливающих тот фундамент, на котором тысячелетиями взрастала и держалась природная телесная, эмоциональная и психомоторная конституция человека.
На эффективность разработанной системы в образовательных учреждениях указывает и такой факт: впервые за 200 лет эпохи всеобуча из практики учебного процесса исчезли традиционные признанные во всём мире школьные формы патологии (близорукость, нарушения развития позвоночника, сердечно-сосудистые нарушения, нервно-психические расстройства и другие). На это имеются официальные заключения НИИ РАН, РАМН, а так же минздрава РФ.
Физическая культура школьного образования позволяет достичь многого, но, что особенно важно:
Необходимо, — писал П. Ф. Лесгафт, — чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения.
Потому перейдём к рассмотрению особенностей умственного, а вернее — психического развития, и тех мер, которые необходимо принять, чтобы создать комплексную систему образования и воспитания подрастающих поколений.
Главный и принципиальный изъян российской педагогики — неразвитость психологической теории и психологических практик, ориентированных на определённые возрастные периоды (игровых — для ясельно-детсадовских возрастных групп и младших классов, и деловых — для школьно-юношеских возрастных групп), в которых люди своевременно учились бы:
Всем этим человек в некоторой минимальной степени должен овладеть до того, как он начнёт осваивать знания и навыки в школе. Это — необходимые предпосылки к успешной учёбе в школе и вузе без переутомления, а так же и к творчеству.
И поскольку названные психологические навыки не являются врождёнными автоматизмами, то им дóлжно учить детей целенаправленно — как до школы, так и в самой школе, чтобы человек вышел из неё готовым к жизни. При этом они не должны обретать характер закрепощающих автоматизмов, но должны становиться основой для дальнейшего личностного развития.
«Профессионалы» же от педагогической науки и практики наших дней, не научив ребёнка создавать эти (названные) и другие психологически организационные предпосылки к успешной учёбе, начинают грузить в организационно не подготовленную психику школьников разнородные знания и навыки, калеча психику и закрепощая личность мировоззренчески разнородным вздором, подаваемым в качестве достоверной истины, которого довольно много в школьных программах.
Поэтому первоосновой реформы системы образования должна стать разработка и внедрение в систему педагогического образования адекватной психологической теории и выражающих её психологических практик, ориентированных на разные возрастные группы детей, которые должны собственно подготовить детей к успешной и неутомляющей учёбе в школе.
Нынешняя же школа, не подготовив школьника к взрослой жизни, способна утомить его вплоть до необратимого разрушения здоровья вовсе не потому, что школьник изначально слаб здоровьем или бесталанный, а в следствие системной жизненной несостоятельности школы. На это никакая школа не имеет права.
Структура психики любого индивида такова, что не запрограммирована однозначно, а может быть различной, и формируется под воздействием воспитания. Этим человек отличается от других биологических видов на Земле. Поэтому система образования должна
Таким образом структурно-алгоритмически психика взрослого представителя вида Человек разумный может принадлежать к одному из пяти типов:
Статистика распределения населения по типам строя психики во всех культурах такова, что состоявшиеся человеки — редкость, а основная статистическая масса — носители животного и опущенного типов строя психики, живущие под властью запрограммированных исторически сложившимися культурами зомби, которыми, в свою очередь, манипулируют демоны.
Образ жизни цивилизации, воспроизводящей статистику распределения населения по типам строя психики, в которой доминируют нечеловечные типы, — генератор разнообразных конфликтов, трагедий, катастроф повсеместно, в том числе и в России.
Cистема образования должна помогать ребёнку воспитать в себе человека, о чём говорил и П.Ф. Лесгафт:
Необходимо помнить, что нельзя ребёнка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом.
Действительно, человек без идеалов пуст и подобен траве на поле боя. Он не живёт, а существует. Однако, общества могут выработать и паразитические идеалы жизни и к ним стремиться, осмысленно перерабатывая ресурсы планеты, как это случилось с западной цивилизацией, где гедонизм распространился на большие массы населения. Поэтому важно и то, какие ценности и идеалы закладывает культура в процессе образования и воспитания новых поколений.
Произведения искусства, особенно в области культуры широких масс, — всегда агитация. Если нет «агитации за счастье», то природа не терпит пустоты, и будет иметь место «агитация за несчастье».
И в этом сегодня тоже каждый может убедиться, переключая различные каналы ТВ. Как заметил один из российских генералов, в одном боевике он видит убийств, крови и взрывов больше, нежели на любой из шести войн, в которых он принял участие за годы своей службы. И под гнётом такой культуры особенно в тяжёлом положении оказалось поколение, рождённое в годы «Перестройки».
Школа как общественный институт, действующий на основе профессионального учительства, возникает и существует вследствие того, что большинство детей не может на основе воспитания в семье получить те знания и навыки во всей их полноте и детальности, которые необходимы в ту или иную историческую эпоху взрослому человеку в жизни в обществе, а обществу — для поддержания и развития культуры.
В условиях системного кризиса общества все институты государства так или иначе тоже оказываются в кризисе, а в преодолении кризиса тоже участвуют все общественные институты. И чем полнее их взаимопомощь, — тем быстрее кризис преодолевается.
В условиях России это означает, что школа по мере того, как она преодолевает свой собственный кризис, должна начать давать детям то, чего не могут дать им семьи, в которых они растут; и прежде всего это касается помощи школы детям, живущим в по-разному неблагополучных семьях.
«Гармоничное развитие семьи — что это и как этого достичь?» http://inance.ru/2014/07/garmonic-semya/
Семья — это процесс совместной жизни нескольких — духовно неразрывных — поколений людей, в котором взрослые рождают и воспитывают представителей новых поколений.
Для этого государственность должна выработать стратегию поддержки и развития института семьи и согласованную с нею стратегию реформы и поддержки школы и начать проводить их в жизнь, что возможно только при опоре политики государства в области образования на творческую инициативу той части общества, которая понимает суть системного кризиса общества и его институтов — семьи, школы, государственности.
Поэтому обратимся к рассмотрению вопроса о том, чего семья в большинстве случаев детям дать не может, но что необходимо для их успешной учёбы в школе и жизни в качестве человека состоявшегося.
К настоящему времени семья и школа как общественные институты, обеспечивающие процесс становления в обществе новых поколений:
При этом в наши дни говорить о какой-то особой благотворной роли дошкольных учреждений в формировании нравственности, характера и культуры поведения детей в дошкольный период — к сожалению — не приходится:
По существу такие дошкольные учреждения (а их большинство) решают самую примитивную задачу: обеспечить прокорм детей и их безопасность в играх и шалостях в тот период времени, когда родители находятся на работе. Такая стадно-конвейерная специфика дошкольных учреждений приводит к тому, что типичные жалобы родителей на детские ясли и сады:
Ребёнок после дня пребывания среди себе подобных под надзором «воспитателей» либо перевозбуждён, либо устал. После пяти дней яслей или детского сада он приходит в себя и становится маленьким человеком только к вечеру субботы (первый выходной день при пятидневной рабочей неделе) после того, как выспится и отдохнёт; и бывает самим собой только в воскресенье (второй выходной день при пятидневке). А с началом новой недели этот цикл повторяется.
Возлагать на «воспитателей» всю ответственность тоже было бы неправильно: они физически лишены возможности заниматься каждым ребёнком персонально при численности группы более 12 человек (как показывают исследования, 12 человек — максимальная численность группы, при которой подавляющее большинство руководителей психически способны воспринимать её как собрание личностей, а не как некий коллектив, за которым скрывается личностное своеобразие каждого из участников коллектива). Кроме того, образование большинства «воспитателей» (в смысле знания ими детской возрастной психологии и проблематики личностного развития в разных возрастных группах) явно не такое, которое необходимо для того, чтобы со слов «воспитатель детского сада» можно было убрать кавычки и писать его с заглавной буквы.
Но при таком характере дошкольных учреждений возможности семьи в деле формирования личности весьма ограничены прежде всего каждодневным дефицитом времени, в течение недели, когда и родители, и ребёнок, уже отдохнули от работы, а родители освободились от домашних дел.
Кроме того в наши дни положение усугубляется ещё и тем, что:
Взрослые живут, как придётся, на основе бессознательных автоматизмов реакции на обстоятельства и других людей: лгут, подворовывают; гадят — если не дома, то в подъездах, на улицах, в иных общественных местах; грубы, раздражительны; не способны держать себя в руках в разного рода нестандартных обстоятельствах; в ситуациях конфликта или в ситуациях, чреватых конфликтом, не умеют и не желают думать созидательно по отношению к возможностям разрешения конфликта и т.п. Плюс к этому распущены в сексе, сквернословят, выпивают, курят. И главное — этого не стыдятся, а считают все пороки нормой жизни: дескать, «все так живут».
Такого рода автоматизмы поведения дети воспринимают легко, а, став взрослым, искоренить порок, воспринятый в детстве (тем более в раннем) — ох как трудно…
Будущая школа должна стать качественно иной — школой обучения людей:
При этом следует исходить из того, что хотя биологический врождённый потенциал человека — объективная данность, но реальные способность к освоению знаний и навыков, освоение и реализация творческих способностей непосредственно обусловлены организацией психической деятельности личности, а не генетикой; генетика создаёт только основу для этого.
Организация же психической деятельности всякой личности во всяком возрасте — итог её нравственно-психического развития или же — итог извращения и закрепощения врождённого потенциала личностного развития внешними факторами, включая и порочную школу, в основе которой лежит педагогика «зомбирования» и закрепощения психики обучаемых в процессе загрузки в неё знаний и навыков.
О необходимости развивать в первую очередь у детей навыки самообразования и личностную культуру самостоятельного принятия решений говорил и П.Ф. Лесгафт:
Предупреждая все требования и постоянно направляя ребёнка во всех его действиях и размышлениях, всегда делают его негодным к жизни; такие дети становятся разве только исполнительными, но, к сожалению, очень эгоистичными и самоуверенными.
Именно личностная культура психической деятельности как совокупность психических навыков, обусловленных возрастом и нравственностью, является той основой, на которую система образования (школа) начинает укладывать знания и прикладные навыки, предусмотренные учебной программой.
И главные из необходимых для успешной учёбы в школе и во взрослой жизни психических навыков это:
Зачатки обоих этих навыков нормально становятся достоянием личности в раннем дошкольном возрасте. Далее в жизни человека они только развиваются. Обретение их во взрослости во многом проблематично как в силу объективных биологически возрастных факторов (развиваются только своевременно востребованные жизнью генетически запрограммированные структуры организма и алгоритмика их деятельности), так и в силу субъективных факторов (самодовольство, закрепощённость, неспособность в потоке событий жизни выделить время и силы для личностного развития).
Поэтому в обществе некоторым образом формируется статистика освоенности этих и других личностно-психических навыков детьми к моменту начала их учёбы в школе.
Соответственно:
Иными словами, некоторые отличники — по организации их психики — просто эффективно программируемые «зомби»; а некоторые двоечники — интуитивно уклоняются или Промыслительно оберегаемы Свыше от того, чтобы их психика была замусорена вздором, на основе которого они могли бы эффективно соучаствовать в продвижении нынешней технократической цивилизации к её краху; преображение же цивилизации требует иных знаний и навыков, которых школа не даёт. Вследствие этого положение и перспективы многих двоечников, чей творческий потенциал школа не заглушила, в жизни оказываются лучше, чем отличников: бывшим двоечникам во взрослости не надо просеивать и фильтровать «террабайты» вздора, который школа внедрила в психику отличников в смеси с более или менее адекватными жизни знаниями.
Всё сказанное выше по существу означает, что государство обязано:
Однако всему сказанному возможны возражения в том смысле, что наши чиновники так проводят реформы, что и реформа системы образования может не улучшить положения дел и перспектив общества, но, разрушив прежнюю систему, ещё более усугубит проблемы, накопившиеся от прошлого, и создаст новые. Т.е. логически закономерны и нравственно-этически правомерны вопросы:
Ответ на такого рода вопросы состоит в том, что:
Система образования должна нести в себе самой системообразующее качество, которое позволяло бы в ней самой выявлять и вычищать ошибки и заведомую ложь (это касается как педагогов, неадекватных задаче воспитания и образования новых поколений, так и содержания учебников), она должна взращивать это качество в детях и возпроизводить его в преемственности поколений.
Если сказать кратко, то это системообразующее качество — владение диалектикой познания и творчества активным большинством общества. Однако диалектика — это отдельная тема, которой мы посвятим одну или несколько будущих статей.