Мультфильм «Зверополис» (“Zootopia”) – 55-я анимационная лента компании Walt Disney Pictures в серии классических полнометражных мультфильмов. Премьера состоялась 11 февраля 2016 года. При бюджете в 150 млн. долларов мультфильм собрал 960 млн. долларов в мировом прокате, из которых почти 35 млн. долларов составили сборы в России. «Зверополис» стал самым кассовым мультфильмом за всю историю российского кинопроката.
Сюжет мультфильма рассказывает о сказочном городе Зверополисе, населённом многочисленными антропоморфными животными. Город напоминает любой современный мегаполис и разделен на районы, повторяющие естественную среду обитания разных зверей – Сахара-Сити, Тундра-Таун, Саванна Централ и т.п. Животные в мире Зверополиса когда-то были дикими, но ко времени действия мультфильма все они «очеловеченные», и хищники уже давно ни на кого не охотятся и никого не едят. Главные герои «Зверополиса» – это крольчиха-полицейская Джуди Хопс и лис-аферист Ник Уайлд. Устроившись в полицию, Джуди хватается за первую же попавшуюся возможность проявить себя и вместе с встретившемся на её пути Ником берётся за расследование загадочного дела о пропавших животных.
То, что мультфильм блестяще выполнен с технической точки зрения, понятно без лишних слов. Однако, как мы помним, любые детские мультфильмы оцениваются в первую очередь как обучающий материал, и только потом как развлечение. Поэтому подробно разберёмся, чему именно учит «Зверополис» наши подрастающие поколения.
Основная направленность мультфильма – это социальные темы. В начале истории сообщается, что Зверополис был основан как некий прекрасный и гармоничный город, где: 1) все будут друзьями, и 2) каждый сможет стать, кем захочет. Однако ко времени действия мультфильма в зверином сообществе не всё так хорошо и складно, как оно проектировалось, далеко не все проблемы решены, а вышеуказанные два принципа постоянно отвергаются, что приносит животному городу проблемы. Разберёмся подробнее.
1. Вместо первого заявленного принципа «Все – друзья», который и раньше не был полноценно реализован, на волне таинственного «одичания» хищников в Зверополисе быстро распространяется мнение, что хищники всё ещё опасны и являются врагами для общества.
Итак, «Зверополис» представляет ситуацию, что когда-то в зверином сообществе царили агрессия, социальная несправедливость и главенство хищников. Со временем это положение вещей неизвестным образом меняется в лучшую сторону – хищники перестают питаться мясом и начинают мирно сосуществовать с остальным животным миром. Ко времени действия истории в обществе Зверополиса находится 90 % травоядных и 10% хищников, ни один из которых не охотится на животных. Внезапную смуту в обществе создаёт таинственное «озверение» или «одичание» отдельных хищников. Небольшое количество хищников вновь становятся дикими и агрессивными охотниками, как в старые времена. Сначала этот феномен расценивается как естественный, и общество вновь начинает бояться хищников, которые словно массово выходят из-под контроля. Позже выясняется, что одичание хищников – феномен искусственный. Одичание – это афера заместителя мэра Зверополиса, овцы Барашкис, которая с помощью особого вещества «расчеловечивала» отдельных хищников, благодаря чему добивалась перехвата власти. Настраивая общество против хищников, часть из которых возглавляла общество, Барашкис планировала вызвать политические симпатии травоядного большинства к себе, также травоядной.
К финалу обман Барашкис раскрывается, в результате чего всё больше животных готовы отказаться от своей предвзятости к меньшинству хищников, возникшей из-за фиктивного «одичания», и начать снова считать их мирными жителями. Так Зверополис делает шаг на пути к светлому и гармоничному сосуществованию всех со всеми (к специфике чего мы ещё вернёмся).
При сопоставлении этой главной социальной сюжетной линии «Зверополиса» с реальной жизнью поверхностно всё выглядит корректно. Перенося сюжет на реальную плоскость и понимая несправедливость такого «угнетения» хорошей социальной группы в обществе, как происходит с хищниками Зверополиса, мы видим трансляцию, казалось бы, правильного урока. Не притесняй хороших – и будет вам социальное счастье. Однако для полного понимания главного посыла «Зверополиса» нужно рассмотреть некоторые не столь очевидные на первый взгляд моменты.
Деструктивность главного сообщения «Зверополиса» начинает формироваться с того, что здешние хищники, на примере которых зрителя учат толерантности, – это «герои-парадоксы», объединяющие устоявшееся понятие (хищник) и отсутствие для него ключевого качества (плотоядность). Хищники в «Зверополисе» парадоксально предстают неплотоядными, оставаясь при этом всё равно именоваться хищниками. Очень важно рассмотреть это на полном серьёзе, а не отмахнуться, говоря «Ну, это же сказка» – поскольку именно на этом типаже и на этой логике в м/ф полноценно базируется «толерантная» мораль для зрителя.
Важно осознать, что любой типаж, определяющийся по какому-то ключевому качеству, неразрывен с этим качеством. Хищник – хищный (плотоядный). Травоядный – травоядный. Изобретатель – изобретает. Учёный – изучает науку. Поэт – сочиняет стихи. Спринтер – бегает. И так далее, и так далее. Ключевое качество определяет типаж. Исключение же ключевого качества из типажа перечеркивает его, превращая во что-то другое. Нельзя именоваться хищником, будучи неплотоядным, именоваться учёным, не имея отношения к изучению науки, именоваться поэтом, не имея отношения к сочинению стихов и т.д. Поэтому типаж нехищного хищника – просто один из уровней манипулирования логикой в «Зверополисе».
Хищники-нехищники «Зверополиса» предстают как бы метафорой несправедливо притесняемых социальных групп-меньшинств, и благодаря нелогичному вычету ключевого качества типажа история толерантности в м/ф как бы срабатывает (травоядное большинство радостно принимает хищное меньшинство), что преподает соответствующий урок зрителю. Но в норме же, в рамках логики и здравомыслия, это просто деструктивное программирование сознания: 1. Типажа нехищного хищника не бывает, и ему нет никакой реальной жизненной аналогии. 2. Меньшинство хищников + большинство травоядных = аналогия тому, как меньшинство уничтожает большинство. 3. Меньшинство хищников в среде травоядных = аналогия опасного для общества явления или группы.
Тем самым, очевидный вывод: создатели мультфильма, сломав логику типажа и базируя на этом как бы поучительную философию толерантности, пытаются убедить детей-зрителей в том, что социальные группы-меньшинства/явления, которые на самом деле опасны для общества (символизм хищника в травоядном обществе), – для него якобы не опасны (хищники – нехищные, и травоядные их принимают и любят). Изображая неопасным то, что в норме опасно, и подавая на основе этого урок толерантности, мультфильм, по сути, формирует у зрителя толерантность к опасности.
«Зверополис» увлекательно и красиво показывает детям безопасных нехищных хищников, которых радостно принимает животное сообщество травоядных, тогда как в жизни социальные группы, выглядящие опасными и «хищными» для мирного большинства, оказываются настоящими «хищниками» и настоящей опасностью. В жизни нет нарушения связи понятия и качества, которое использовано создателями мультфильма. Убийцы убивают, воры воруют, насильники насилуют и т.д. В настоящей жизни человеку никогда не встретится социальный «нехищный хищник» (неубивающий убийца, неворующий вор, ненасилующий насильник и т.д.), к которому нужно будет проявить толерантность. Типажа «нехищной хищности» не существует. Всё метафорически «хищное» в обществе (уничтожающее, вредящее обществу): 1) реально опасно, 2) совершенно правильно воспринимается опасным. Не может быть неопасной опасности (= нехищного хищника), что хитроумно пытается соорудить в неокрепших умах детей «Дисней» и «Зверополис».
Выставляя опасное для социума неопасным и продвигая толерантность к нему, мультфильм абсолютно чётко работает на десенсибилизацию (потерю чувствительности и способности к различению) в отношении опасностей в социуме. «Зверополис» абсолютно намеренно нацелен на формирование в массах зрителей стиля мышления в отношении социума, который можно было бы назвать социальной «незрячестью» или толерантным слабоумием – неспособностью различать опасное и неопасное для общества. Не стоит удивляться – да кому и зачем такое нужно? Для закулисных социальных инженеров очень важна податливость / неразборчивость / неспособность логически мыслить у населения, поэтому неудивительно, что выпускаются и раскручиваются такие мультфильмы. Воспитывать нужный образ мышления у людей легче всего начиная прямо с колыбели и детского сада.
С одной частью толерантности «Зверополиса» разобрались: через «нехищных хищников» мультфильм учит зрителей воспринимать социально опасное как социально безопасное. Какой же антагонист у «несправедливо» притесняемой неопасной опасности?
Истинные злодеи мультфильма, противостоящие добрым хищникам – это заговорщики овцы и бараны, которые затеяли общественное отвержение и негативное общественное восприятие хищников. Эта социальная группа символизирует нетолерантность. Барашкис, затевая свою аферу с искусственным одичанием, начинает буквально возвращать ключевое качество хищников на место – делать хищников хищниками. Деятельность Барашкис – это символизм логически верного восприятия действительности: понимание хищника хищным, опасности опасной, зла злом и т.д. «Зверополис» же, выстроивший свой псевдопоучительный, с-ног-на-голову нелогичный мир, изображает, что так делать нельзя!
Готовность воспринимать что-то опасное в обществе опасным, бороться с этим и распространять соответствующую информацию среди других оказывается главным злом по философии «Зверополиса».
Тем самым, одна связка смыслов в «Зверополисе» получается такая: социально опасное – неопасно (хищники – нехищные) + восприятие социально опасного опасным – неправильно (Барашкис, возвращающая логику на место – делающая хищников хищниками – это зло). А через сложение этого с принципом Зверополиса, что все должны стать друзьями, история в целом прививает детям ложное мировоззрение, что миссия цивилизованного и правильного общества – вычесть нетолерантность и сделать все социальные группы дружественными и неопасными через принятие всех друг другом. «Зверополис» выводит такую социальную формулу «счастья», где, кроме нетолерантных групп, идеальное общество не должно ничего отторгать, а должно со всем дружить.
Как мы видим, Джуди поддается искусственно сформированному Барашкис мнению, что хищники – дикие и опасные для общества граждане, ссорится с Ником из-за этого и способствует наступлению хаоса в обществе. Все начинают видеть хищников как хищников, т.е. опасных для травоядного большинства, выходят на митинги против них и т.п. Увидев получившиеся беспорядки, Джуди воспринимает свой вклад в логичное общественное восприятие хищников опасными как несправедливое сеяние смуты в потенциально гармоничном мире. Далее Джуди меняет своё мнение, показывает свою веру в хищную социальную группу как безопасную и по воле сценаристов оказывается права! Озверение раскрывается просто как афера злодеев, а оба лиса, которые ей повстречались и поначалу принесли проблемы, на самом деле оказываются чуть ли не святыми ребятами, которые просто были не уверены в себе или пережили психологическую травму.
Стоит ли говорить, что в реальности ввиду отсутствия за кадром сценаристов, ломающих логику жизни, как это происходит в «Зверополисе», подобная поведенческая модель социального неразличения приведёт человека и общество, в лучшем случае, к разочарованию?
К чему отсылает вся эта социальная философия принятиях всех и вся, за вычетом нетолерантных, вполне понятно, и мультфильм штрихами это изображает. Не просто так «Зверополис» учит толерантности не через историю какого-то нового и неизвестного животного вида в обществе, к которому остальным надо проявить толерантность, а на базе тех, кто всегда был опасным, но вдруг нелогично опасным быть перестал. Просто потому что эволюция / цивилизованность / толерантность или потому, что так сказали.
Философия нехищных хищников и принятия всех и вся в «Зверополисе» в результате включает то, что такие социальные группы, как нудисты – это отличнейшие ребята (помогают Джуди в расследовании, примерный семьянин Эммет Выдрингтон посещает эту группу, в финальной речи Джуди упоминается, что можно делать мир лучше, кем бы вы ни были, даже огромной слонихой, что является отсылкой к сцене с нудистами, где была огромная слониха – нудистка). Упоминаются и сменившие идентичность (отсылка к ЛГБТ, трансгендерам и прочим недовольным биологическим полом и нормами сексуальной ориентации) – это эпизод в слоновьем кафе, где Ник говорит, что его «сын» (подельник Фенёк) хочет стать слоном, когда вырастет (сменить «вид»), позитивность чего подкрепляется доброй и воодушевленной реакцией Джуди. (Подобный микро-момент был и в «Холодном сердце» – была коротко показана позитивная реакция Анны на семью торговца Оакена – скрытую аллюзию на однополую семью). Работа «Диснея» в насаждении принятия гендерных идей ведётся систематически!
Итак, с первым принципом Зверополиса, что «все друзья», и противовесом ему, что кто-то может быть опасен/неугоден цивилизованному миру – разобрались. В связи с этой темой сюжет «Зверополиса» изображает ряд абсолютных подмен, воспитывая в зрителях социальное или толерантное слабоумие:
Дальше разберём вторую часть социальной темы «Зверополиса». (Напомню, два главных принципа Зверополиса 1. Все друзья 2. Каждый может стать, кем захочет). Здесь уже не все так плохо, хоть мультфильм это и не спасает, ввиду «интенсивности» деструктивного центрального посыла.
2. Вместо заявленного основоположниками Зверополиса принципа «Каждый может стать, кем захочет», и даже несмотря на общественную программу «Равные возможности для разных зверей», в городе распространены консервативные взгляды на социальные роли зверей (кролики – на грядках, крупные, сильные животные – в полиции, лисы – аферисты-обманщики и т.п.)
В мультфильме оба главных героя стремятся к нетипичным для своего вида социальным ролям, чему сначала препятствуют отдельные граждане животного мира. Кролику Джуди многие твердили, что её призвание выращивать овощи на ферме, как это делают её родители и другие представители её вида, но героиня знала, что хочет другого профессионального пути – служить в полиции, чего в итоге добивается, благодаря вере в себя и настойчивости. У лиса Ника схожая ситуация. В детстве ему грубо «объяснили», что он не может быть честным и благородным членом общества, потому что он лис. Но в итоге он, как и Джуди, смог стать на путь, похожий на тот, о котором он мечтал в детстве (хотел стать бойскаутом – стал полицейским).
В мотиве пойти непроторенной социальной дорогой есть много хорошего. Действительно выбор человеком каких-то традиционных профессиональных путей только потому, что они котируются ввиду своей традиционности, на практике может оказаться не лучшей идеей. Для аутентичной социальной реализации важно понимание потенциала, желаний и возможностей личности – и в этом плане пример Джуди и Ника с одной стороны вполне положителен.
Однако здесь важно помнить, что при малейшем утрировании идея ломки традиций очень легко может стать деструктивной. «Зверополис» в этом плане, будучи очередным манипуляционным продуктом Голливуда по своей центральной теме, ни в чём не выставляет каких-либо чётких рамок. Поэтому эта идея в м/ф, с ломкой традиций в профессиональном пути, не на 100% хороша и на фоне продвижения толерантного слабоумия может быть неправильно воспринята (например, как новаторство ради новаторства, все в одну сторону, а я обязан пойти в другую и т.п.). Также тут не лучшую роль играет и то, что в профессиональный путь Джуди явно вплетены феминистичные ноты (она не только первый кролик в полиции, но и, видимо, первая девушка), а в профессиональный путь Ника включена вышеописанная деструктивная тема (он – «нехищный хищник»), а также тема смешения добра и зла, о которой речь пойдет чуть позже.
Также мультфильмом во многом подразумевается двойственная идея, что для социальной реализации и всеобщего счастья нужно преодолевать некие природные данности. Подобный момент природного преодоления уже был в «Холодном сердце» – там снеговик Олаф с помощью магии был обеспечен возможностью не таять летом. Вслед за летним снеговиком и уже упомянутыми нехищными хищниками здесь изображается ряд других персонажей-«парадоксов». Так, по классике сказочного жанра принято считать, что лисы хитрые, а зайцы глупые и наивные, здесь же это ярко переставляется – кролик Джуди оказывается хитрой и смышлёной, а лис Ник много раз проигрывает ей в хитрости («хитрый кролик – глупый лис»). Также мультфильм изображает медленного, толстого гепарда (в реальности самый быстрый хищник) и быстрого ленивца (ленивец на гоночной машине в конце м/ф), злую овцу и доброго лиса.
Всё это как бы показывает, что природные возможности, любая «классика жанра», любые традиции могут быть расширены или изменены вплоть до своей противоположности. С одной стороны, в расширении/изменении природных возможностей есть и здравое зерно – действительно, здорово, когда социум даёт человеку возможность снять с себя какое-то ограничивающее «клеймо» (например, инвалидность) и проявить себя в хорошем смысле необычным способом. Безусловно, это хорошо, когда общество живёт как пространство конструктивных возможностей для каждой личности. Однако, как и ломка традиций, это направление мультфильма может быть легко деструктивно утрировано – и идея преодоления природы и данностей будет неверно понята зрителем и станет во зло. На ум сразу же приходит расчеловечивающий трансгуманизм, готовый при появлении соответствующих технологий преодолевать природу без какой-либо меры и разбора. Важно также помнить, что расширение возможностей не является прямым синонимом счастья. Так что эта часть мультфильма с нетипичными перестановками снова хоть и хороша в чем-то, но не полноценно положительна.
Подведём оставшийся итог касательно социальных вопросов «Зверополиса» и его лозунга «Каждый может стать, кем захочет»:
Постановка темы добра и зла в «Зверополисе» откровенно деструктивная:
1. Как уже было сказано, главные злодеи мультфильма, овцы и бараны – символически представляют собой социальную нетолерантность (готовность воспринимать тех, кто выглядит опасным, собственно, – опасными). Это обманно равняет для зрителя понятия – социальная нетолерантность как готовность видеть в обществе опасности и отрицать их = зло. На ролях добра же в «Зверополисе» в виде Джуди выступает противоположное понятие – всепринимающая толерантность = добро. Готовность принимать и приветствовать даже то, что выглядит опасным, обманно находится на стороне добра. Таким образом, на уровне скрытых смыслов добро и зло здесь чётко переставлены местами.
2. В лице Ника Уайлда перед зрителем предстаёт типичное для «Диснея» доброе зло с трагичной предысторией, которое учит детей-зрителей тому, что за зло в ком-то могут нести ответственность другие, и зло может быть невиновно и оправдано.
Сообщение о невиновности зла здесь формируется так. В одном моменте Джуди говорит Нику: «Не надо мне указывать, кем я могу стать, а кем нет. Особенно такому, как ты. Проходимцу, который по своей слабости честно жить и не пытался». И Ник позже рассказывает героине, что дело-то не в нём, а в других. В детстве он хотел стать бойскаутом, а другие детишки обидели его – не поверили ему, просто потому что он лис, побили и нацепили намордник – и тем самым как бы запретили или отбили ему охоту в дальнейшем проявлять себя с хорошей стороны. Т.е. мультфильм транслирует идею, что виноватым в дальнейшей асоциальности героя и становлении аферистом, якобы оказывается не он, а другие. Это кто-то другой навесил на него в юности ярлык зла и запретил ему быть добрым.
Когда в медиа-продукте типаж зла изображается «добрым», кем-то несправедливо обиженным, печальным, благородным, вынужденным или ещё каким-то похожим образом, то знайте, что с большой долей вероятности это сделано для обеления понятия зла в массах зрителей со стороны заказчиков продукта.
Правда состоит в том, что каждый несёт личную ответственность за все свои решения и поступки, и не может быть никакого оправдания совершенному злу вне этой личной ответственности человека. «Дисней» же раз от раза пытается привить детям-зрителям крайне вредное и ложное мировосприятие, что ответственность за злодеяния человека вполне могут нести другие, став неким оправданием злу.
3. Идею допустимости и приемлемости зла в «Зверополисе» многократно подтверждает и главная героиня Джуди. Помимо того, что именно через неё подаётся центральная социальная идея безусловной толерантности (зло как добро), она также постоянно использует сомнительные методы в своей работе (шантаж, пытки и т.д. – к чему мы ещё вернёмся позже) и полноценно интегрируется в мафиозный клан. Всё это снова и снова смешивает добро и зло в единую, нравственно серую плоскость, как и во многих других историях «Диснея».
Смешение добра и зла – одно из основных анти-воспитательных направлений компании. Напоминаем, что неразличение человеком добра и зла, нравственного и безнравственного, допустимого и недопустимого позволяет более эффективно манипулировать им. Беспринципным человеком, не устанавливающим для себя чётких моральных границ (смешивающим, а не разделяющим для себя понятия добра и зла) всегда легче управлять.
Чтобы какие-то идеи в обществе были закреплены – важно постоянное их повторение. Так, история Ника и Джуди во многом похожа на историю Мирославы и Армана из недавнего фильма «Он – дракон» (2015 г.). Ник в «Зверополисе» и Арман в «Он – дракон» – оба представляют собой типажи доброго, вынужденного, обусловленного неподконтрольными причинами зла, которое в итоге надо понять и полюбить их экранным партиям и следом зрителям. Оба узнают, что их партии (Джуди в «Зверополисе» и Мирослава в «Он – дракон») сомневаются в их «хорошести», и оба негодующе сообщают, что знают о мерах предосторожности против них, которые их пары держат наготове (Джуди носит противолисный баллончик, Мирослава подготовила лодку, позволяющую уплыть с острова Армана). Джуди и Мирослава чувствуют себя виноватыми перед добрыми злодеями. И перед тем, как они наконец согласятся, что это они виноваты – что сразу же не полюбили добрых злодеев, а смели сомневаться в них – добрые злодеи картинно удаляются с экрана под схожие громкие слова. Ник: «А ведь казалось, кто-то в меня наконец-то поверил». Арман: «Я боролся (с собой), но зачем?! Если ты не веришь».
Один и тот же «месседж», как по кальке: это не зло плохое, это вы виноваты, что не верите в его положительность и не принимаете его и, тем самым, заставляете его страдать.
Резюме по теме добра и зла в «Зверополисе»:
Через смешение добра и зла в одних случаях и перестановку в других мультфильм воспитывает неразличение зла, моральную гибкость и безнравственность (добро, зло – всё без разницы, можно всё оправдать и принять, зло допустимо).
Тема содержит как хорошие стороны, так и плохие.
С одной стороны, у Джуди хорошие отношения со своими родителями, образ которых более-менее позитивен, однако изображается, что они не хотят реализации мечты своей дочери и не помогают ей раскрыть её таланты. Как во многих других современных, манипуляционных мультфильмах, родители главной героини изображены непрогрессивными и косными, из-за чего их ребёнок недополучает нужную поддержку на пути достижения своей мечты и миссии.
Другие негативные моменты в семейной теме «Зверополиса»:
– то, что у Джуди 270 братьев и сестёр, утрирует тему многодетных семей,
– шутка Ника в сцене с ленивцами (у каких верблюдов три горба – у беременных) также выказывает неуважение к теме родительства,
– изображение мафиозного клана с акцентированно крепкими семейными связями создаёт отталкивающую ассоциацию между семьёй и злом, словно чем-то связанными понятиями.
«Зверополис» продолжает диснеевский ряд профеминистических медиа-продуктов, снова выдвигая гипер-сильного женского персонажа и представляя на его фоне «слабенькие», в том или ином смысле, мужские.
– На фоне храбрости и целеустремленности главной героини Джуди её экранная пара – лис Ник – логично зачастую выглядит слабаком и неудачником.
– Папа Джуди предстаёт трусливым тюфяком, пополняя галерею отцов-слабаков от «Диснея». Он готов заплакать в моменте отъезда своей дочери в большой город, а его жена его успокаивает. Подобная сцена с плачущим отцом и успокаивающей его женой была и в другом диснеевском продукте – «Рапунцель: запутанная история».
– Образы же якобы сильных мужских персонажей «Зверополиса» абсолютно нивелируются за счёт подачи их как «тупой силы» (шеф главной героини и её коллеги по работе).
В «Зверополисе» не присутствует ни одного достойного мужского персонажа – смелого, умного, сильного, благородного. Всеми этими характеристиками обладает только главная героиня.
Мультфильм также содержит моменты сексуализации – иначе говоря, посвящение своих зрителей в тему сексуальности. Так, героиня Джуди явно очередной сексуализированный типаж от «Дисней». Она активно задействует соответствующую мимику и «язык тела», что является негативным примером поведения для зрителей-девочек.
Также мы видим здесь излишне сексуализированный персонаж Газелии.
Эпизод с нудистами тоже представляет собой вклад в эту тему.
«Зверополис» содержит ряд пошлых моментов.
– начальная сцена с убийством в спектакле выглядит пошло,
– акцентированная «туалетная» тема: в одной сцене Джуди тонет в унитазе / из больницы в Клифсайде герои выбираются через унитаз / Ник рассказывает о том, что он продал мистеру Бигу коврик из меха скунса «ниже хвоста»,
– упоминание в слоновьем кафе, что в мороженом козявки и сопли,
– голый бык в мухах в нудистском клубе, и в целом весь эпизод с нудистами,
– уже упомянутая пошлая загадка Ника: «У каких верблюдов три горба? У беременных»,
– также трейлер мультфильма с «голым» Ником.
Пошлые моменты нацелены на воспитание в ребёнке соответствующего эстетического вкуса, готовности принимать пошлое и безвкусное как хорошее и желательное.
Также заметный и важный момент «Зверополиса» – это дискредитация труда и привитие детям-зрителям идеи, что для достижения целей хороши любые, даже самые сомнительные средства.
Когда в первый рабочий день Джуди поручают штрафовать нарушителей парковки, она чувствует себя глубоко оскорблённой, подразумевая, что эта работа – «ненормальная» (Джуди шефу: «Сэр, я хочу не штрафовать машины, а заниматься нормальным делом»). Работая со штрафами, героиня не чувствует, что приносит пользу обществу – тогда как реально её работа также важна и нужна. Другие герои помогают поддерживать идею, что работа на небольшой должности – ненормальное положение дел. Ник: «Не быть тебе нормальным копом. Лепи штрафы на лобовые стекла и дослужишься до регулировщицы». Мама Джуди: «Ты что штрафы на стекла лепишь?» – часто повторяемое слово «лепишь» дополнительно уничижает ту работу, которую героине поручили выполнять. Далее тема ещё больше усугубляется – вместо того, чтобы подходить к своему труду ответственно, Джуди бьёт какие-то «рекорды» выписывания штрафов в день, выписывая штраф за просрочку в секунду. Грубо говоря, героиня занимается откровенным формализмом.
Дискредитация труда прослеживается и в том моменте, когда героя Когтяузера переводят из приемной в архив. Гепард с траурным видом сообщает: «Буду в архиве работать. Внизу, рядом с уборной». То, что архив находится рядом с уборной, лишний раз подчеркивает, что некие небольшие должности – что-то естественно плохое и унизительное.
В одном эпизоде Джуди начинает работать продавщицей овощей и фруктов. И её кислый вид снова подчеркивает, что обычные, «непафосные» работы – наказание, унижение и не достойны настоящего героя.
Мультфильм полноценно дискредитирует идею труда, не только принижая рядовые работы, такие как выращивание и продажа продуктов, работа в архиве, выписывание штрафов, но и изображая довольно странные рабочие методы на «престижных» работах.
– методы работы Джуди почти всегда мошеннические (чтобы вернуть билеты овечке в начале, Джуди их ворует у обидчика; шантажирует слона в кафе санэпидемстанцией, несколько раз шантажирует Ника, чтобы он ей помог, и т.д, и т.п.).
– в мультфильме часто упоминается фраза «Извини, схитрил чутка». При этом мошенничество и хитрости изображены позитивными методами достижения целей как для плохих, так и для хороших героев. Ник хитрит и мошенничает и в ипостаси зла, и в ипостаси «добра» – и Джуди также с самого начала использует этот метод, как что-то абсолютно правильное.
– чтобы хорёк сообщил нужную информацию, Джуди просит мафиозного босса, мистера Бига, угрожать тому ледяной ванной.
– также очень сомнительным «трудовым» моментом является короткая сцена доставки героиней преступника в полицию: поймав преступника, Джуди просто швыряет его в холл, словно неодушевленный предмет.
– бывший мэр Зверополиса, Златогрив, упоминает, что в политике дурные средства для благой цели в порядке вещей. Златогрив, использовавший дурные средства, поплатился и попал в тюрьму, а вот Джуди, совершенно так же руководствующаяся этой «истиной» – дурными средствами для благой цели – достигает победы и «хеппи-энда». Так мультфильмом продвигается идея, что любые средства для достижения целей хороши.
Мультфильм содержит огромное количество сленга, «кликух» и ругательств:
коп, овчина курчавая, чучело, опаньки, не подкопаешься, плевать, шмотки, «закрой свой маленький рот», мелюзга с манией величия, свинтили, «тебя обхитрили как сопливого лещёнка!», легавый, лопух, чуваки, слышь и т.д.
Всё это формирует соответствующий лексикон у детей-зрителей.
«Зверополис» также явно нацелен на посвящение зрителей во взрослые, деструктивные медиа-продукты.
Мультфильм содержит отсылки к «недетскому» контенту: фильму «Крестный отец» и сериалу «Во все тяжкие». В мультфильме есть соответствующий сленг из взрослого кино: «Главное, не делай больших ставок на этот «глухарь», «Прошу передать привет моей покойной бабушке», «Услуга за услугу» и т.п. Образы бандитов здесь абсолютно недетские: это мистер Биг с помощниками, Фенёк, Хорьковиц.
Также напомню, что рекламные постеры мультфильма были сделаны с отсылками к взрослым фильмам: «50 оттенков серого», «Звездные войны», “Парк Юрского периода” и т.д.
В результате в фан-группах «Зверополиса» мы можем увидеть совершенно взрослый фан-арт, например, Джуди в стиле «Дэдпула», Джуди и Ник в стиле «Мистера и миссис Смит» и пр. Создатели продукта такого эффекта и добивались. Максимального сокращения разрыва между рейтингом 6+ и 21+ и скорейшего посвящения детей в помойку под названием современный, взрослый кинематограф.
Мультфильм содержит ряд напряжённых и пугающих моментов, связанных с агрессией (случаи «одичания» хищников, сцены борьбы главных героев с заговорщиками и пр.).
Теперь, справедливости ради, отразим оставшуюся позитивную сторону мультфильма. Помимо тех частично позитивных идей, что уже упоминались выше: расширение возможностей и преодоление природы – если рассматривать это в разумных границах, «Зверополис» содержит и несколько других позитивных идей, которые хоть и хороши, но, к сожалению, не имеют решающего значения и не перевешивают негативные.
Личная история Джуди – это классическая история веры в свою мечту, преодоления себя и достижения своих целей. То, как упорно героиня следует зову сердца, является во многом положительным примером. Джуди на своём пути слышит множество отговорок, но не перестает верить в себя.
Поскольку она верит в себя, судьба постоянно подкидывает ей удачные случаи (Барашкис узнаёт, что Джуди будет искать Выдрингтона, что спасает главную героиню от увольнения; мистер Биг помогает Джуди, поскольку Джуди до этого спасла его дочку и др.).
Этот смысловой слой мультфильма во многом является положительным: верь в себя, не позволяй своим и чужим сомнениям тебя сбивать, и тогда удача будет на твоей стороне, и всё получится.
Ещё один хороший момент мультфильма – это позитивное мышление. Как мы видим, Джуди постоянно сталкивается с непониманием и непринятием, но это почти никогда не сбивает её ход мыслей. Она практически никогда не реагирует на оскорбления или сомнения других, показывая положительный пример самообладания.
– Джуди в ответ на «Если не рвёшься в высоту, шишек не набьёшь»: «Я не боюсь шишек».
– В ответ на «В полиции ещё не было ни одного кролика»: «Ну, тогда придётся мне быть первой, поскольку я наверняка могу там пригодиться».
– «Говорят, бояться надо лишь одного – своего страха».
– После первого неудачного рабочего дня: «Утро вечера мудренее».
Дружеские отношения Джуди и Ника также отчасти являются позитивным направлением мультфильма.
К сожалению, никакие положительные моменты в «Зверополисе» не перевешивают центральной деструктивной идеи мультфильма, оставаясь лишь на периферии сюжета. Важно помнить, что в мультфильмах, скрыто продвигающих вредные идеи в массы, положительные идеи нужны по большей части в качестве «ширмы» или отвлекающего манёвра. Если бы создателям таких продуктов можно было бы распространять деструктивные идеи без скрытого манипулирования смыслами, то, поверьте, они бы так и делали. Реальных целей воспитать что-то хорошее в зрителях в таких м/ф никогда не преследуется.
Насилие: Присутствие пугающих сцен, связанных с насилием и агрессией (в основном – случаи одичания хищников).
Наркотики: Присутствует сцена с химической лабораторией, которая является копией лаборатории из сериала «Во все тяжкие», где производились наркотики.
Секс: Присутствуют женские сексуализированные персонажи (мимика и язык тела Джуди в некоторых сценах, образ певицы Газелии). Присутствует сцена с нудистами, в которой подразумевается видение главной героиней «деталей» наготы зверей-нудистов.
Мораль:
Отрицательные стороны:
Смешанные стороны:
Положительные стороны:
К сожалению, положительные идеи не имеют решающего значения и не перевешивают отрицательные смыслы мультфильма.