Фильм «Правнуки», снятый новосибирцем Антоном Гребенщиковым в 2014 и вышедший на экраны Новосибирска в 2015 году, повествует о войне и мире и незыблемой взаимосвязи времён. Зрителю демонстрируют на контрасте две сюжетные линии: одна рассказывает о предвоенных и военных годах XX века, нравах и жизни наших предшественников, великого поколения, которому пришлось пройти безжалостное испытание войной. Вторая сюжетная линия изображает наши годы и то, как живут отдельные представители современной молодёжи, не задумываясь ни о прошлом, ни о будущем, не ценя человеческие отношения и растрачивая свою жизнь на бессмысленные развлечения.
В завязке сюжета предстает случай, как на годовщину Великой Победы в 2014 году в Новосибирске двое молодых друзей узнают, что на другом конце страны нашлись останки их прадедов, которые также были друзьями при жизни, ушли добровольцами на войну и пропали без вести. Прежде, чем отправиться в дальний путь по следам своих прадедов, главным героям приходится найти для себя ответы на многие вопросы.
Фильм лаконично и вместе с тем необыкновенно ёмко рассказывает, через что пришлось пройти нашей стране и советским гражданам в годы второй мировой войны, и демонстрирует очень важную истину: героические усилия прадедов могут оставаться бессмертными только благодаря памяти и сознательности их потомков.
Задумываясь над историей «Правнуков», над поднимаемой в ней темой памяти и забвения и такими выражениями, как «бессмертный полк», «бессмертный подвиг», «бессмертная победа», понимаешь, в нашем мире ничто не способно остаться бессмертным просто так. Для того чтобы вехи прошлого оставались бессмертными, важна память тех, кто их наследует. Память о победах прошлого, достигнутых в борьбе за светлое будущее – а значит, ради абсолютно каждого из нас, ныне живущих, должна, как вечный огонь, всегда поддерживаться нами, нашим пониманием, уважением и благодарностью, нашей памятью. Один из героев фильма, затянутый в водоворот поверхностных интересов и эгоизма, цинично отмахивается от значения той Победы, говоря другу: «Очень скоро все всё забудут. […] Память об этой войне не переживёт нас с тобой, уж ты мне поверь». И такое же непонимание событий прошлого свойственно многим нашим современникам, которые в Дне Победы, как и герои фильма, до поры-до времени видят в лучшем случае ещё один повод повеселиться и покутить.
Герои «Правнуков» проходят свой непростой путь переоценки, постигая, что некоторые истории забывать никак нельзя, и вслед за героями фильма зритель также обретает понимание, как важно уметь ценить прошлое.
Фильм также затрагивает тему человеческих взаимоотношений. На примере поколения предвоенных и военных времен сюжет демонстрирует, какими удивительно лёгкими и простыми могут быть отношения между людьми. И лёгкость и простота эти абсолютно противоположны тем, что характерны для современности. Если сейчас лёгкость отношений заключается в том, сколь мало шагов может разделять знакомство и постель, верность и измену, дружбу и предательство, любовь и ненависть, то лёгкость отношений прошлых лет изображена в безоговорочном, простом принятии ответственности друг перед другом, в искренней душевной теплоте, надежде, вере и верности. Фильм показывает, как кардинально отличаются жизни поколений, у одного из которых высшими ценностями являются долг и ответственность перед другими: «Сам погибай, а товарища своего выручай», а у другого поколения в качестве мировоззрения: «У нас вся страна на побегушках. Одни воруют, другие торгуют», всё продаётся и всё покупается.
Демонстрируя особенности разных поколений и сопоставляя их ценности, история подталкивает задуматься о своём поколении в большем масштабе. В фильме упоминается и характерная на сегодня массовая инфантилизация людей – феномен бесконечного «продления» своего детства. Как смех сквозь слёзы звучит диалог героев: «Ну, ты взрослый мужик! Тебе сколько лет?!» – «Двадцать с небольшим» – «Сколько-сколько?» – Двадцать девять».
Всем нам, как и героям картины, следует вспомнить о своей ответственности в собственном взрослении, в наследовании времени и ответственности в наших делах в масштабах эпохи, в масштабах человечества в принципе.
Тот момент, что трое актёров в фильме играют и прадедов, и правнуков, кристально и убедительно показывает, что мы, сегодняшнее поколение, – всё те же люди, как и те, кто неимоверными усилиями достиг победы тогда, во времена Великой Отечественной войны. А раз так, если мы такие же люди, как и ушедшее в историю поколение героев, значит, мы тоже можем быть великими людьми: и мужественными воинами, и верными супругами, и ответственными родителями, и светлыми, созидательными и нравственными людьми. Мы сами выбираем, какими мы хотим быть. И сами решаем, насколько мы достойное поколение, насколько мы будем достойны памяти уже наших собственных потомков.
Насилие: Сцена драки, сцена боя на войне с сопутствующими смертями, ранениями, увечьями. Отсутствие «смакования» насилия.
Наркотики: Сцены употребления алкоголя в негативном контексте.
Секс: Упоминания в разговоре, образы «доступных» девушек в негативном контексте.
Мораль:
Отметим также, что государство в лице Администрации города Новосибирска и областного Министерства Культуры не поддержали этот проект, который целенаправленно готовился к году 70-летия Великой Победы, и создатель фильма, Антон Гребенщиков, снял большую картины часть за свой счёт и за счёт добровольных пожертвований. Больше узнать о фильме и его создателях можно здесь: интервью режиссера, группа фильма в ВКонтакте.
В 2015 году фильм стал победителем в номинации «Лучшее игровое кино» на Открытом фестивале молодежного кино «Russian Elementary Cinema» [REC] в Санкт-Петербурге.