Вы знали, что сотрудники КГБ курировали советские бордели и отправляли туда отчаявшихся талантливых красавиц, кому не повезло попасться им на глаза? Вы знали, что вся советская одежда – ширпотреб, техника никуда не годна, а косметика – просто «дрянь»? Вы знали, что интеллигенция СССР только и делала, что ненавидела советскую власть, в особенности КГБ, и комитет примерно наказывал её за это?
Не знали? Теперь узнаете, благодаря сериалу «Татьянина Ночь», прошедшему на Первом Канале в прайм-тайм с 21-ого сентября по 4 октября. Теперь зрители увидели «истинную» правду о СССР, о том, как жила Москва во время тех самых знаменитых Олимпийских Игр 1980-ого года.
По сюжету фильма юная и красивая Татьяна не знает горя: ее мать – учитель, отец – профессор, она – одна из лучших студенток МГУ, владеет в совершенстве двумя иностранными языками, собирается замуж за столь же хорошего юношу. Однажды ее приглашают на собеседование в Комитет Государственной Безопасности и предлагают работу, но Таня отказывается даже от собеседования, вежливо, но с гордо поднятой головой и легкой презрительной улыбкой. Свидетелем этой сцены становится майор КГБ Юрий Рогов. По закону жанра он не только удивился строптивой студентке, избранной из всей группы для собеседования, но и влюбился в неё. А дальше события сериала наглядно показывают, к чему якобы приводило нежелание советских граждан сотрудничать со спецслужбами.
Сводного брата Татьяны убивают в Афганистане. Когда на похоронах произносят прощальную речь с восхвалением подвига юноши, отец выступает против этой речи, и Советской Власти вообще, из-за чего Татьяну бросает жених. Позже отец девушки напивается, попадает в аварию вместе с женой и погибает, мать Татьяны становится практически инвалидом.
Татьяна пытается поднять мать на ноги, не может найти деньги на лечение, и в результате отчаяния и под давлением внешних обстоятельств она становится валютной проституткой, правда, не сама – ее на это толкают по команде КГБшника Рогова, того самого, влюбленного. Он, управляя сутенёршей борделя Региной, приказывает той сойтись с Татьяной и беречь ее по возможности:
- Не ставь ее на поток! – «трогательно» заботится влюбленный.
Регина слушается не всегда, и Татьяна порой получает очень сильно и больно, однако, эти эпизоды из садистских фантазий режиссера мы опустим.
Дальше трагичность судьбы Татьяны набирает обороты, главными ее врагами становятся врачи, ловко сующие конверты с последними сбережениями Татьяны в карман, милиционеры, вечно пытающиеся отнять у Тани удочеренного ребенка, получающие взятки за закрытие дел об убийствах проституток. И главный враг – СССР: сначала жена партийного работника требует ее увольнения из Дома Моделей; потом КГБ в лице Рогова, который все знает о ее бедах и «контролирует» все в телефонном режиме с хозяйкой борделя. Кстати, Рогов во всем отчитывается начальству, да и его подчиненные все знают о судьбе невольной «агентессы», что должно сказать зрителю наверняка о том, будто бы происходящее – норма для КГБ.
Не являются для нее врагами только проститутки: Софи и Лилия, а также обаятельный иностранец Гюнтер, который отечески опекает Татьяну: и лекарство дорогое ей достал задаром, и сводит ее с молодым и талантливым музыкантом Петром – евреем, который вместе с родителями собирается в Израиль. Правда, позже выясняется, что Гюнтер – иностранный разведчик, за которым охотится Рогов, и ради поимки которого Татьяна и угодила в западню. Гюнтер испытывает к Тане просто отцовские чувства, хотя сторонние наблюдатели – Регина и Рогов – уверены, что Гюнтер вот-вот потянет красавицу в постель. Не тянет. Это плохие русские так думают о хорошем Гюнтере, тот же во всем обаятелен и привлекателен, не сделал на камеру ничего дурного. Потому и опасность Гюнтера воспринимается неубедительно.
В развязке фильма девушку заставляют подставить «обаяшку» Гюнтера, но она, честная и гордая, пытается помочь врагу отечества скрыться. Гюнтер, узнав, что она подослана КГБ, только желает ей беречь себя, а вот комитет в лице начальника Рогова требует от последнего, используя классические метафоры «Бандитского Петербурга», любыми способами избавиться от Татьяны. Так что до последней минуты фильма иностранный шпион гораздо добрее относится к главной героине, чем отечественная контрразведка. Вообще, его героя, Гюнтера, сгубила доброта – если бы не его отеческая любовь к Татьяне, остался бы наш КГБ с носом. С другими шпионами мы работать не можем. Только с очень добрыми.
Финальные кадры – Татьяна в наше время рассказывает о том, как живут участники истории, упоминает Рогова. Говорит, что он добился огромных высот в карьере, и она часто видит его по новостным репортажам. То есть сутенер Рогов стал влиятельным политиком: у зрителя возникает невольная ассоциация с нынешней властью, во главе которой стоит человек, вышедший из спецслужб.
Всю эту историю о разведчице-проститутке можно было снять по-другому: можно было не избивать и не насиловать главную героиню; не вставлять в уста каждому персонажу слова «совок», и восторженное «заграница», «иностранец»; не снимать ритмично содрогающийся стакан во время встречи Татьяны с клиентом («Интердевочка» отдыхает); не показывать Татьяну с бутылкой водки, выпитой с горла.
Кстати, насчет алкоголя, в первых эпизодах демонстрировалось, что Татьяна не употребляет спиртное. Она подозрительно принюхивалась к своему бокалу и только после успокоительной фразы от отца « это морс» она все-таки пила. Дальше с каждой серией напитки стали становиться крепче, а их количество быстро выросло до употребления прямо из горла бутылки.
В результате зрителю доносится простая мысль – все, что связано с государством СССР: чиновниками, КГБ, стражами порядка, врачами – несет только боль и страдание, это конвейер, калечащий души и судьбы людей. На другом полюсе: проститутки, беглецы из СССР и иностранные шпионы, которые оказывают Татьяне хоть какую-то поддержку.
О том, насколько ужасен Советский Союз, говорит, а порой просто кричит огромное количество уточнений и диалогов, на первый взгляд совершенно не дающих сюжету развития: то хозяйка борделя все время просит у партийного клиента пропуск в закрытый магазин и получает его, то Софи, оправдывая свою профессию, завистливо говорит Тане:
- Все же шмотки на тебе фирменные, а не советский ширпотреб! Да и рожу красишь французской косметикой, а не дрянью болгарской!
Другая проститутка, Лилия, вернувшись от клиентов со страшными ранами на теле, говорит Татьяне:
Клиенты были из Перми… ну, пермяки еще культурные были. Но когда вышла, меня трое ментов поймали. Отвезли в милицию… Вот там пришлось пропахать.
Перечислять каждый эпизод, где герой фильма ругает СССР в каком-либо его проявлении, просто нецелесообразно.
Отдельно стоит упомянуть, что события происходят в 1980-ом году, во время Московской Олимпиады, что проходит по всему фильму красной нитью: то билеты Татьяна получает на открытие, то на закрытие, то из-за Олимпиады едва не выгоняют ее иногороднюю подругу. Тем самым, фильм становится не просто поклепом на государство, а очень четко навевает ассоциации показанной зрителю грязи с одним из самых светлых и великих для СССР периодов. Этому способствует заставка – кадры с Олимпиады, Олимпийский Мишка взлетает вверх, аэропорт, принимающий гостей… Все это перемешивается с кадрами драк, избитой Татьяны, американского флага, попытки суицида…
А поскольку большинство современных телезрителей плохо помнят или вообще не могут помнить 1980-ый год, так как родились позже, то такой ассоциативный ряд за неимением других может вполне сохраниться в их сознании.
Мы не можем сказать, что не было проституции, коррупции, алкоголизма, и в Комитете Государственной Безопасности работали исключительно святые люди. Но можем уверенно утверждать, что показанного в фильме не было в таких масштабах, чтобы можно было фиксировать на этом внимание, чтобы об этом стоило снимать кино и транслировать его на государственном канале, пытаясь показать СССР 80-ого года аналогичным с Россией «лихих» 90-ых.
Насилие: Присутствуют сцены драк, но основные кровавые события происходят за кадром.
Секс: Главная героиня, как и ее положительные подруги, являются проститутками, положительные герои КГБ их курируют, в целом создавая образ нормализации проституции.
Наркотики: Множество сцен с употреблением алкоголя положительными женскими персонажами. Главная героиня по ходу фильма превращается из трезвенника практически в алкоголика, однако никаких негативных последствий для её здоровья по сюжету это не несёт.
Мораль: Фильм является чернушным поклёпом, нацеленным на дискредитацию памяти о Советском Союзе, как о государстве. Фоном была выбрана одна из ярких и светлых страниц истории СССР – Олимпиада.