Данной публикацией мы продолжаем цикл статей, посвящённый смутам в истории России. В первой части (http://inance.ru/2014/08/putch-01/) мы рассматривали проблемы исторического развития России и их последствия, остановившись на том, что с начала 2000‑х гг. положение в стране по внешней видимости вроде как стабилизировалось, жизнь населения, хозяйственная деятельность во многом налаживаются. Во второй части (http://inance.ru/2014/08/putch-02/) мы рассмотрели проблемы мотивации к труду и то, изменилось ли качество государственности, возникшей в ходе уничтожения СССР и сразу проявившей себя в описанных социальных бедствиях 1990‑х гг. и есть ли тенденции к изменению ею своего качества? Причём с начала 2000 г. декларации о благих намерениях режима и бизнеса произносят разные их представители, и режим оглашает разного рода программы, которые в соответствии с его заявлениями имеют назначение качественно улучшить те или иные стороны жизни общества. В этой статье мы опишем полную алгоритмику развития смуты на Руси, результирующей которой являлись и междоусобицы X—XIV веков, смута начала XVII века и путч 1991 года.
Начнём с описания полного цикла развития смуты на Руси.
Далее государственность «элитаризуется» и перестаёт быть общецивилизационной и соответственно — общенародной.
«Элита», обособившись от народа, утрачивает способность управлять и склоняется к измене народам цивилизации. Ищет готовые рецепты решения своей задачи (сохранение «элитарного» статуса и воспроизводство его в последующих поколениях своих кланов) за рубежом.
В конечном итоге «элита» затевает смуту (отчасти сдуру, не предвидя последствий, а отчасти из эгоизма, игнорируя предстоящие бедствия), обрушивает общецивилизационную государственность и создаёт свою государственность.
Поскольку обособившаяся от народа «элита» — дура, то её государственность и общество под её властью обречены на застой и отставание в развитии.
Неизбежно приходит к краху.
Общественная психодинамика русской цивилизации в своей сути такова, что существует некий переключатель алгоритмики поведения людей, который является составной частью описанной выше алгоритмики смуты. Глубинно-психические процессы, которые определяли поведение широких масс по отношению к политике власти, выражались внешне:
Либо в том, что тягловый люд своими инициативой, энергией, творческим потенциалом поддерживал власть (т.е. сферу управления) в её исторически сложившемся виде и власть достигала декларируемых ею целей ко благу тяглового люда.
Либо в том, что тягловый люд занимался своими делами, а в делах, предписываемых властью соучаствовал вынужденно.
Характер этого соучастия — многовариантен:
В основе такого рода «переключения» поведения основной статистической массы населения лежало и лежит чувство ориентации населения Руси на воплощение идеалов справедливости.
Речь идёт об ориентации на истинно христианский идеал:
Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его, и это всё (по контексту благоденствие земное для всех людей) приложится вам (Матфей, 6:33).
И потому:
Вследствие действия этого «переключателя» — на Руси необратимо закрепляется только то, что лежит в русле Промысла.
Иными словами:
Наша цивилизационная миссия глобальной значимости — справедливость: воплощение Правды Божией и Царствия Его на Земле, если говорить в терминологии христианства, или Построение Коммунизма — общества где отсутствует эксплуатация одних людей другими, если говорить в терминологии марксизма, а всё остальное, происходящее в политике и жизни нашей цивилизации — только в русле этого и в обеспечение этого. Вне этого на Руси ничто смысла не имеет и делаться либо не будет, либо будет делаться кое-как или доводиться до абсурда прямо или же вследствие порождения сопутствующих обстоятельств. Рассмотрим кратко как эта алгоритмика отражалась в циклике смут на Руси.
Русь была единой. Шла не технико-технологическим путём развития. Язычество её в тот период было язычеством единобожия: т.е. все были убеждены в том, что:
Особенности жизни в дохристианской Руси нами затрагивались в статье «Цивилизационная суть Руси-России и русский вариант глобализации» (http://inance.ru/2014/08/russian-conception/). Более подробно аспекты вероучения дохристианской Руси можно узнать из исторических материалов арабских и европейских хроник, поскольку с приходом христианства на Русь началась гражданская война, названная «междоусобицами», в ходе которой дохристианские архивы были утрачены для исторической науки.
Управлением на Руси занимались волхвы, или жрецы (жрец от слова жизнеречение; те, кто заблаговременно выявляет проблемы общества и решает их). Доступ в жреческое сословие был открыт для всех представителей общества — не было клановой замкнутости, как, например, в Индии, и любой человек при желании мог стать жрецом.
Иными словами, способности людей к выявлению и решению общественных проблем даются независимо от клановой или классовой принадлежности к некой социальной «элите». В силу этого, общество развивается тем более гармонично и бескризисно, чем более открыты возможности разным людям к вхождению управление обществом.
Один из известных фактов деятельности жречества — летописное упоминание о жреце к которому обратился Олег Вещий.
Этот образ ярко запечатлён в «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Картина В. М. Васнецова, «Песнь о вещем Олеге». http://inance.ru/2014/08/russian-conception/
Может возникнуть вопрос: «Почему, если Олег — вещий (ведающий будущее), то реализовался негативный прогноз волхва?» Есть теория, что Олег был демонической личностью: отчасти он имел дар предвидения, однако действовал исходя из личного блага и блага тех, кто его окружал — «элиты». А волхв, действуя в интересах всего общества, дал Олегу понять: «Если ты не изменишь своего поведения, то ты умрёшь от коня своего», — видя направленность психики Олега, а значит его жизни в целом. Олег только усмехнулся и велел убрать коня из суеверия. Волхву он не поверил, считая, что предпринятыми внешними мерами избавится от злого рока, и внутренне Олег решил никак не меняться. В итоге всё случилось как и предсказывал волхв.
Эта система управления на Руси потерпела крах. Прежде всего потому, что во времена, когда надо было выдвинуть свой вариант «глобализации по-русски» для альтернативы распространяющемуся по свету западному варианту глобализации, те, кто управлял обществом — волхвы, жрецы — этого не сделали, самоустранившись от глобальной ответственности за судьбы человечества по принципу: «Моя хата с краю, ничего не знаю!»
Свой вариант глобализации по-русски жречество должно было начать вырабатывать после посещения Руси Андреем Первозванным. Как жречество древней Руси отреагировало на повествование Андрея Первозванного о судьбе Христа? Этот вопрос распадается на несколько:
Ответ на эти вопросы дала история. На все эти вопросы жречество Руси — гласно или в молчании ответило: «НЕТ: нас это не касается».
Причины этого «НЕТ» в том, что не смогли люди переступить через какие-то свои прежние, ставшие традиционными и неусомнительно неоспоримыми нормы нравственности и миропонимания.
Этот цикл завершился удельно-княжеской раздробленностью Руси в период «монголо-татарского ига» (либо «вассальной зависимости» княжеств от Золотой орды).
В этом цикле знаковым событием, отмечающим переход от первой фазы процесса развития смуты ко второй фазе, является крещение Руси в 989 г. О начале этого цикла и бóльшей части его первой фазы доступные источники ничего не сообщают.
РПЦ уничтожила после крещения памятники письменности языческой эпохи. Тот же Новгород горел много раз. Потом летописцы многократно редактировали и цензурировали летописи прошлого.
С точки зрения как труженика, так и воина — защитника справедливости (а не разбойника-грабителя) и то, и другое — благо для всех народов, оказавшихся в этом государстве.
Во внешней политике по инерции катились те процессы интеграции сопредельных народов (начались в период Василия III, его сына Ивана Грозного и Бориса Годунова). Отчасти некоторые аспекты этих процессов мы рассмотрели в цикле статей об Опричнине. Первая часть: предпосылки (http://inance.ru/2015/02/oprichnina01/), Вторая часть: создание системы опричнины (http://inance.ru/2015/02/oprichnina02/), Третья часть: Смутное время и параллели (http://inance.ru/2015/02/oprichnina-03/). Характерно то, что интеграция успешно развивалась в направлении Востока, где были менее развитые культуры.
Видео «Изменение территории России на протяжении веков»http://www.youtube.com/watch?v=IGlv_YSsdSc
Расширение же на на Запад потерпело полный крах: в конце концов Российская империя как государство рухнула в борьбе именно против Запада, как региональной цивилизации.
События 1917 г. и последствия были многоплановыми. Одним из аспектов событий тех лет было стремление воплотить в жизнь Христову заповедь:
Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом…
— то есть реализовать Коммунизм.
Реально:
И вопреки усилиям первых — марксистов-интернацистов фашистов-глобалистов — христианско-большевистский идеал во многом был реализован к началу 1940-х гг.
Доступ к высшему образованию и возможности личностного развития были открыты всем, чей потенциал позволял освоить знания и навыки.
Образование открыло доступ к делу творческого служения благу народов страны и человечества миллионам, включая и представителей тех национальных культур, которые до 1917 г. были далеки от цивилизации и застряли — кто в глубоком феодализме и рабовладении средневековья, а кто — и в родоплеменном строе.
Подробно последствия «элитаризации» бюрократии мы рассмотрели в предъыдущих статьях материала о смуте (http://inance.ru/2014/08/putch-01/ и http://inance.ru/2014/08/putch-02/), здесь же приведём результаты путча 1991 года.
В результате:
Куда дальше? Итоги: Русь обрела то, чего ей так не хватало в первом тысячелетии нашей эры — это:
Однако эти достижения носят пока качественный характер, а не сколь-нибудь статистически весомый количественный.
После уничтожения СССР в жизнь вошло несколько новых поколений, в которых доля носителей нечеловечных типов строя психики выше, нежели на конец 1991 года. Причина этого в том, что в деградировавших (по показателю «тип строя психики») семьях, в большинстве случаев воспроизводится тип строя психики родителей.
«Человечество — это мужчины, женщины и дети» http://inance.ru/2015/01/chelovechestvo/
Потенциал продолжения смуты не исчерпан вследствие того, что:
И это приводит к вопросу:
Частично мы постарались ответить на этот вопрос в цикле статей об Опричнине, в частности в третьей части, где анализировали политику В.В. Путина http://inance.ru/2015/02/oprichnina-03/.