«Долгое падение» — английско-немецкий фильм, вышедший на экраны в 2014 году. Режиссер – Паскаль Шомель, в главных ролях снялись актеры Пирс Броснан, Имоджен Путс, Аарон Пол и Тони Коллетт. Возрастной рейтинг фильма — «16+».
В завязке истории зрителю представлено необычное знакомство четверых совершенно разных людей на крыше небоскреба в Лондоне, куда каждый пришел… покончить жизнь самоубийством. Неожиданно нарушив планы друг друга своей встречей, герои решают, что раз самоубийство и так отсрочилось, то почему бы не заключить особый пакт о небольшом совместном продлении жизни…
Фильм разделен на четыре части, озаглавленные именами главных героев: 1 часть – Мартин (Пирс Броснан), 2 – Джесс (Имоджен Путс), 3 — Джей-Джей (Аарон Пол), 4 – Морин (Тони Коллетт), однако каждая из частей, несмотря на номинальное посвящение, в целом повествует обо всех вместе, а не об одном, что хорошо транслирует смысл истории, о чем ниже.
«Долгое падение» подводит к этой идее в соответствии с необычностью сюжета очень интересным путем.
Четверо героев (к слову, художественно очень удавшихся – таких, каких хочется узнать получше) встречаются на крыше с одним и тем же мотивом покончить со всем, сброситься в небытие, но неожиданно помешав себе, упершись друг в друга общей деструктивной идеей, они, по сути, видят себя как бы СО СТОРОНЫ – друг в друге. Их парадоксальное, трагикомичное столкновение в одном общем пространстве создает для каждого что-то вроде эффекта отражения в зеркале, причем в очень честном зеркале, и оттого отражение крайне неутешительно, ведь речь идет о самоубийстве. Одно дело желать себе смерти, и совсем другое – посмотреть на себя с этим желанием со стороны.
Момент, который хорошо характеризует описанный эффект зеркала: когда на крыше вслед за Мартином и Морин появляется Джесс и, особо не раздумывая, несется к краю прыгать – Мартин преграждает ей путь к прыжку абсолютно инстинктивно, хотя и сам незадолго до этого собирался прыгать.
И действительно, как можно было позволить молодой, красивой и смелой девушке так бездарно и глупо, на деструктивном порыве, свалиться с крыши? Любой в здравом уме сделал бы то же самое на месте Мартина, не позволил бы человеку, на какое-то время потерявшему самообладание, сотворить с собой такое. И стоило бы по сюжету понестись к краю другому герою вместо Джесс, то снова оставшиеся инстинктивно его подхватили бы – потому что даже на самом начальном этапе их знакомства уже хорошо видно и понятно, как все четверо не настолько плохи и безнадежны, чтобы выносить себе смертный приговор (в т.ч. Джей-Джей, чье желание смерти в итоге оказывается следствием малодушия).
Герои здесь с одной стороны очень разные, каждый по-своему характерный, но с другой – они оказываются близкими друг другу по духу, ведь собрались же они каким-то неведомым образом в одном месте, в одно время, с одним и тем же, хоть и ошибочным, стремлением. И этой некоторой их сонастроенности ничего не остается, кроме как быть переведенной усилиями героев на позитивный вектор и сработать «краном», морально вытаскивающим их из общей душевной трясины.
Интуитивно держась друг друга даже в периоды ссор и разногласий «четверка с высотки» в своей новой компании «по интересам» постепенно позволяет себе обрести новый вкус жизни и показать миру, что они не безнадежны. А когда ты не безнадежен – ты жив; когда ты жив – тебе нечего делать на крыше в шаге от смерти. Всё просто, и мы видим эту жизнеутверждающую линию в «Долгом падении».
Фильм подводит к очень хорошей и всегда радующей истине: мы никогда не одиноки. Просто нужно это увидеть и раскрыть, что и оказывается здесь спасительной тропинкой с площадки для самоубийства назад к жизни, более того — с желанием эту жизнь сделать более счастливой и осмысленной. Мы не только никогда не одиноки, но и зачастую являемся друг для друга потенциальными друзьями (а не врагами), потенциальной поддержкой, даже если мы, на первый взгляд, очень разные, как это подано в фильме (социально успешный мужчина + социально неуспешный, привлекательная молодая женщина + зрелая женщина неяркой внешности, двое обеспеченных финансово + двое ограниченных в средствах, двое эксцентричных + двое флегматичных, двое молодых + двое в возрасте – люди совершенно разных типажей здесь становятся друзьями и спасителями друг для друга).
И, что немаловажно для темы ценности человеческих взаимоотношений: влияние, связывающее людей друг с другом, — обоюдное, на что тоже делается упор в истории.
Это показывается на примере Морин с её трудной и ответственной ношей – заботой о взрослом сыне-инвалиде. Героиня постоянно винит себя за то, что, как ей кажется, она не справляется со своей жизненной задачей, что уход за сыном непростительно недостаточный, и всё могло бы быть лучше. На крышу её привело не бегство от трудной жизненной ситуации, не страдания и отнюдь не нелюбовь к сыну (она, напротив, любит его очень самоотверженно), а чувство вины, что она слаба, плохо справляется, и оттого не нужна, и её вполне может заменить социальная служба. И с пересечением момента, когда оба, и Морин, и её сын, по отдельности побывали у опасного порога смерти, делается акцент на том, что они не просто связаны, а связаны двусторонне, что их жизни взаимозависимы – жива одна, жив и второй, и если бы она умерла, умер бы и он, поскольку тогда некому было бы его спасти.
Тут же и вторая героиня, Джесс, осознает эту ценность качественной ВЗАИМОсвязи людей. Потеря сестры, произошедшая несколько лет назад, душевно «умертвила» её, из-за чего под отвержение пошло и всё остальное: собственная жизнь, семья, отец, который её очень любит. И на фоне Морин и ее спасенного сына мы видим, как, наконец, приходят в порядок отношения Джесс с её отцом. Та, наконец, вспоминает, что и она с ним, как Морин со своим сыном, родные люди, которые любят друг друга, чьи жизни и благополучие связаны обоюдным влиянием.
Это же касается и Мартина, но несколько в другом ключе. Мартин, сброшенный из-за скандального проступка с телевизионной сцены, вытащенный из-под софитов славы и лишенный уважения ТВ-общественности, так зациклен на себе и своем образе, что напрочь забывает о ком бы то ни было еще. Поначалу он крайне эгоцентрирован, замкнут на себе и болезненно завязан мыслями на своём испорченном имидже. Но в итоге его доброе участие в жизни других из «четверки» и финальное появление в роли заботливого, ответственного отца, наконец вспомнившего о том, что есть вещи куда важнее его общественного «Я», спасают его жизнь, обновляя ее и наделяя новым, более важным смыслом.
Любовь и забота о ближних разрешает в фильме вопрос желания смерти. У каждого из героев в итоге рядом оказывается близкий человек, чье благополучие зависит непосредственно от него. Это опять тот же смысл из подыстории Морин и ее сына: жив один человек – жив и второй, умер один – умер и другой, люди взаимозависимы, благополучие одного зависит от благополучия другого.
И такая взаимозависимость свойственна не только родным в семье, как демонстрируется здесь на примерах героев по отдельности, но и масштабно происходит на общечеловеческом уровне, что подается через общий позитивный образ «четверки с высотки», сначала «чудиков»-незнакомцев, а позже людей, воодушевивших друг друга на выбор жизни и продолжение ее в более счастливой и глубокомысленной ипостаси.
Эта идея по большей части подается через Джей-Джея с его неоднозначной причиной для самоубийства – «Ты не хочешь жить, и поэтому хочешь умереть».
Джей-Джей, припыленно-замороженный молодой человек с безжизненным взглядом, никак не находит для себя ощущения горения жизни, перебирая поверхностные изменения в отдельных её аспектах (механический переезд из одного пункта в другой; безынтересный переход с одной работы на другую; скачок в новые отношения, оказывающиеся на поверку корыстно-деловой связью). И вслед за механической сменой пунктов жизни по существу для Джей-Джея ничего не меняется, что постепенно повергает его в отчаяние.
При этом раз за разом в повествовании пробиваются детали, выдающие, что он хотел бы чего-то большего для себя. Его влекут идеи свободы и легкости (сочинение песен с философскими текстами; интерес к стрижам, делающим всё на лету; татуировка с птицами, растягивающаяся со спины до шеи; сцена погружения в море перед рассветом), но качественно он все никак не может сделать нужный шаг и по-настоящему вдохнуть ту свободу и легкость, которых так жаждет.
Фильм не оставляет и эту ситуацию без разрешения. Для Джей-Джея решающим становится небезразличие. Морин говорит ему, вернувшемуся на крышу точно в день окончания действия пакта: «Я думаю, мы тебе небезразличны, Джей-Джей. Иначе, зачем ты выбрал этот день? Думаешь, что хочешь умереть, но знал же, что мы придем». Всё логично: если есть хоть малейший истинный интерес к чему-то в жизни, вопрос о смерти закономерно снимается. Зачем умирать, если тебе хоть что-то по-настоящему важно, если что-то притягивает. И одна маленькая капля небезразличия, образовавшаяся к финалу в сердце Джей-Джея по отношению к его новым друзьям, помогает ему наконец отказаться от затеи с самоубийством.
История героя, позитивно закончившаяся обретением любви, передает мысль, что нельзя оставаться холодным и равнодушным, нужно сделать шаг к переживанию жизни, к чувствам и найти себя в чем-то настоящем.
Эту идею мы видим на примере героини Морин. Её основная проблема, приведшая к решению о самоубийстве, во многом состоит в недостаточной любви к себе. Морин будучи внимательной, ответственной и заботливой мамой трудного ребенка, нисколько не замечает своих заслуг и достоинств. Героиня вызывает огромную симпатию своей заботливостью, способностью дарить тепло, что проскальзывает в ходе фильма небольшими деталями вновь и вновь,
однако к себе она не относится с той же заботой, какую готова оказывать другим. Она словно не замечает своей ценности, и, более того, готова отрицать ее вплоть до катастрофичной гиперболы – убийства себя и, тем самым, передачи своего сына-инвалида в более подходящие на ее взгляд условия.
Она ужасно пугается поездки на отдых, вероятно, и по причине того, что не привыкла к такому доброму отношению к себе, к проявлению заботы не о других, а о себе. И интересно заметить, как позволив себе маленький отпуск, этакую «роскошь», она вдруг заметно хорошеет и набирается сил.
Позже с ходом сюжета она еще раз позволяет себе проявить по отношению к себе доброту – начинает участвовать в интеллектуальных викторинах, просто для себя, по своим личным интересам и для своего удовольствия. Тенденция заботы Морин о себе, своих потребностях и интересах максимально усиливается к финалу: в последней сцене мы видим её счастливую, в блёстках, связывающуюся с остальными из «четверки» прямиком с праздника.
Героине не хватало здоровых заботы и любви к себе, признания своих заслуг, и окончательный поворот к доброму отношению к себе становится новой опорой для ее жизни.
В целом, с идеями о ценности человеческих взаимоотношений, о вкусе жизни в небезразличии к ней, о любви и заботе о себе общее настроение фильма передает установку не отчаиваться. Всегда есть другая, лучшая дорога вместо падения и смерти, и мы это здесь видим.
Хочу еще отметить: очень здорово, что изображенное в «Долгом падении» стремление уйти из жизни, хоть и подано в начале трагикомично, не выглядит достойно или романтизировано а-ля вампирские саги или что-то подобное. Здесь желание смерти — очевидно далекий от романтики и непохвальный импульс, который в итоге сходит на нет, как и должно быть.
Образ СМИ в «Долгом падении» — это еще один внушительный плюс. Тема подана очень характерно, двумя эпизодами с двумя разными женщинами-журналистками.
Первый эпизод с журналисткой Пэнни и утренним шоу и второй, с журналисткой на курорте, проводят, по сути, одну и ту же идею бесстрастного пережевывания современными СМИ людей и их жизней на свое усмотрение. Что ТВ-шоу, что вероломное выуживание информации девушки-журналистки у Джей-Джея демонстрируют, что человечность, гуманный подход к людям как объекту внимания для современных СМИ чужд. Интересно, как четверка героев пытается подать свою версию истории их встречи, воодушевляющую и юмористическую, а непробиваемая Пэнни с улыбкой убийцы просто перемалывает их четверых на свой лад, как это необходимо для рейтинга и повестки дня (кстати, в качестве интересной детали — Пэнни играет актриса из фильма «Исчезнувшая», и похоже, подобные жестокие образы её «конёк»). Эпизод с ТВ-шоу формирует впечатление о СМИ как о мясорубке, работающей по своим бесчеловечным законам и использующей людей в фокусе телекамеры как пушечное мясо для этой системы. И за Мартина, который был долгое время ведущим изображенного ТВ-шоу, но в итоге лишился этой работы, вполне можно порадоваться. Качественно для него и его имиджа, о котором он очень беспокоится, это явно не потеря, а приобретение.
Мораль:
Насилие: одна около-комичная сцена легкой драки
Секс: излишнее муссирование секс-тематики, обрывочное вступление подразумеваемой далее постельной сцены
Наркотики: сцены с курением, распитием алкогольных напитков
(в качестве «+»: 1) изображение наркомана неприглядным, отталкивающим образом; 2) герой Мартина в одной сцене называет алкоголь правильным словом «отрава»; 3) на фоне вступительных титров с названием фильма вместо человека с крыши падает его сигара как позитивный образ скидывания вредного балласта)