Каждый ребенок стремится кому-то подражать, хочет на кого-то быть похожим. На определенном этапе развития дети чисто механически копируют жесты и привычки взрослых, в первую очередь, своих родителей. Потом примерами для подражания становятся сказочные персонажи, киногерои и известные люди, добившиеся больших высот в своём деле. И это вполне естественный процесс, в ходе которого проходит развитие и социализация ребёнка.
Постепенно взрослея, человек всё больше начинает опираться на собственные знания, опыт и мировоззрение. Он перестаёт бездумно подражать окружающим и начинает руководствоваться собственными взглядами и суждениями. Но так бывает не всегда. К сожалению, очень многие люди, даже став взрослыми, продолжают следовать авторитетам и создавать себе кумиров. На них и рассчитан фильм французского режиссера Бертрана Бонелло “Сен-Лоран. Стиль – это я”.
Как бы вы отреагировали, если бы узнали, что ваш кумир, например, какая-нибудь творческая и известная личность, является полусумасшедшим наркоманом и извращенцем, помешанным на своей работе и славе. Вдобавок, вам бы ещё сказали, что его извращённая натура и страсть к наркотикам как раз и помогли ему обрести славу, заработать много денег и добиться больших профессиональных высот. Вот именно таким в фильме “Ив Сен-Лоран. Стиль – это я” и показан всемирно известный модельер: гомосексуалистом и наркоманом, который бесцельно прожигает свою жизнь в погоне за удовольствиями, а свои шедевры создаёт под действием химических препаратов.
46-ая минута (разговор с доктором):
Сен-Лоран: Я бы снова хотел купить таблетки, те же что в прошлый раз, голубые. Как они назывались?
Доктор: Коптагон.
Сен-Лоран: Тогда те же только посильнее. Это помогает мне работать. И ещё другие, чтобы расслабиться вечером.
36-ая минута (разговор с партнёром).
Партнёр: Тебе обязательно столько пить?
Сен Лоран: Мне так проще думать.
Фильм длится 150 минут, из которых 40 минут в кадре присутствует алкоголь, сигареты и другие наркотики.
При этом женщины с сигаретой фигурируют даже чаще, чем мужчины. Правда, всех главных персонажей мужского пола “мужчинами” назвать очень сложно, так как большинство из них проявляют симпатию друг к другу. В фильме множество сцен, в которых в качестве нормы со всеми подробностями показаны гомосексуальные интимные отношения.
Большую часть фильма главный герой страдает от того, что не знает, чего сам хочет, и живет абсолютно бессмысленной жизнью в погоне за удовольствиями и приступами “творчества”, которое сейчас принято называть “высокой модой”. Диалоги и монологи в фильме носят бессодержательный и примитивный характер:
18-ая минута (Сен-Лоран читает письмо от американского продюсера Энди Уорхола):
“Мода быстролётна, как и реклама, и это её облагораживает. Сегодня, по обе стороны океана, мы – два величайших художника второй половины этого века. И всё же искусство больше не интересует меня. Оно стало удручающе скучным. Но, возможно, стать знаменитым сегодня – и есть величайшее искусство. И ты, и я – оба великолепны в этом, потому что мы оба любим славу… Сегодня только кино, музыка и реклама оригинальны. Поэтому мне так нравится продюсировать эту группу, давно я не занимался ничем настолько созидательным и бодрящим”.
После этой сцены главный герой начинает с упоением слушать песню “Венера в мехах” (англ. “Venus In Furs”), группы The Velvet Underground, которую и продюсировал Энди Уорхол. Песня начинается со следующих слов (перевод с английского):
Ботинки из сияющей кожи,
Отхлестай девочку в темноте.
Со звоном приходит твой слуга – не прогоняй его;
Ударь, госпожа, исцели его сердце…
20-ая минута (сцена в баре):
Сен Лоран: Он думает только о деньгах и своей мизерной власти. Он подходит, и ты слышишь, как стучат его яйца. Он чудовище. Знаешь, почему он чудовище? Потому что он некрасивый и комплексует из-за своего маленького роста, и у него слишком длинный нос…”
Мир моды показан пошлым, циничным и извращённым. Большинство моделей ведут себя как послушные зомби, которые не смеют даже слово сказать модельеру. Человеческими качествами наделены только несколько самых вульгарных представительниц этой профессии, к которым по сюжету проявил внимание сам модельер, главными “музами” которого служат извращённый секс, алкоголь, табак и другие наркотики.
Чтобы окончательно ввести зрителя в состояние шока, в одной из сцен фильма с одной стороны экрана демонстрируются кадры войн и революций (плачущие дети, оружие, трупы), а на другой половине экрана в тот же момент модели дефилируют в вызывающих и ярких нарядах.
Во всем этом потоке творчества больной фантазии есть один показательный момент. Когда группа бизнесменов обсуждает, в какой модельный дом вкладывать деньги, один из них агитирует за Сен-Лорана, так как “пресса всего мира сходит по нему с ума”, а продажи его одежды быстро растут. Эта сцена хорошо демонстрирует, что средства массовой информации – это как раз тот инструмент, с помощью которого можно создавать кумиров даже из таких маргинальных личностей, каким показан главный герой этого фильма.
Ведь если задуматься, является ли случайным то, что наркоман и извращенец (хоть в фильме всё и сведено только к этому, но и сам Сен-Лоран не скрывал своих гомосексуальных пристрастий) стал всемирно известным модельером? Лежат ли таланты и выдающиеся достижения в основе популярности тех людей, которые сегодня подобно Сен-Лорану возведены на вершину славы? И какова роль СМИ и системы различных премий в популяризации тех или иных персон, а через них и идей, мыслей и образа жизни?
Честные ответы на эти вопросы заставляют пересмотреть своё отношение ко многим из тех, кого сегодня принято считать кумирами и звёздами.
Отметим также, что в 2014 году в России вышел ещё один фильм под названием «Ив Сен-Лоран» французского режиссёра Джалиля Леспера. Единственное его отличие от разобранной выше картины в том, что он относится к категории 16+ и поэтому гомосексуальные сцены в нём не столь откровенны. Во всём остальном отличий практически никаких.
Насилие: Отдельные кадры войны.
Секс: Откровенные сцены гомосексуальной интимной близости.
Наркотики: Фильм длится 150 минут, из них 40 минут в кадре фигурируют алкоголь, табак и другие наркотики: их либо употребляют, либо показывают пьяных, либо о них говорят.
Мораль: Фильм создаёт иллюзию нормальности гомосексуализма и наркотиков. Более того, этим порочным явлениям через личность всемирно известного модельера придаётся ореол элитности и исключительности.
Продвигать этот фильм в Россию лично приезжали исполнители главной роли Гаспар Ульель и режиссер Бертран Бонелло, а в премьерном показе участвовали многие российские звёзды. Свой вклад в популяризацию подобной пошлости внесли ЦУМ и журнал Vogue, для которого тема извращений, судя по всему, одна из профильных.
– В фильме подчёркнуто демонстрируется ценность личного успеха и преуспевания независимо от чистоплотности способа их достижения. Безнравственное или даже преступное поведение героев по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.
– В фильме культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь — вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.
– В сюжете фильма пропагандируются ценности «ни к чему не обязывающих», так называемых «свободных» отношений, случайных связей, обязательности или просто одобряемости сексуальных отношений до брака, зрителю навязывается чрезмерная ценность половой жизни. Тем самым дискредитируется ценность самого института брака и семьи, целомудрия.
– В сюжете фильма присутствует явная пропаганда/реклама употребления одурманивающих веществ (спиртного, наркотиков, сигарет), пропаганда нездорового образа жизни (приверженность фастфуду, клубному образу жизни, лени и др.) главным образом путем наделения положительных персонажей соответствующими вредными привычками.
– В фильме прослеживается пропаганда исключительной важности красивого тела и внешности для достижения успеха, социального признания; навязывание медийных стереотипов красоты: чрезмерная худоба, культ моды и культ ухода за телом.
– В фильме используется подмена понятий и попытки убедить зрителя, что «чёрное – это белое», когда для обозначения порочных или социально-опасных явлений используются смягченные, нейтральные, «безоценочные» или даже оправдательные способы объяснения этих явлений.
– В поведении героев фильма отчётливо прослеживается смещение социальных ролей по признаку пола: герои мужского пола женоподобны внешне и/или ведут себя как женщины, а герои женского пола мужеподобны внешне и/или ведут себя по-мужски.
– Герои фильма открыто демонстрируют в своем поведении нетрадиционную сексуальную ориентацию и подчёркнутую лояльность к таковой.
– В фильме присутствуют сцены, содержащие кадры псевдо-эротического характера, когда подробности интимной близости демонстрируются в избыточной мере с подчёркнуто неприкрытой детализацией.