«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…
Ф. И. Тютчев
Современный кинематограф устроен так, что завышать значимость выходящей кинопродукции стало нормой. Я хочу рассмотреть один из самых недооценённых фильмов за последние десятилетия. Фильм «Почтальон» удивительным образом не заслужил обязательного места в видеотеке фанатов постапокалипсиса, не удостоился никаких наград. Хотя после его выхода в 1997 году голливудские клоуны полили «Почтальона» липким соусом насмешливых номинаций и регалий. Не будем выискивать причины, почему так произошло, но давайте разберёмся, почему этот фильм заслуживает иной оценки.
Расскажу немного о сюжете фильма. Фильм был снят Кевином Костнером по книге фантаста, нашего современника, Дэвида Брина. Кевин Костнер, известный актёр Голливуда, к моменту съёмок фильма «Почтальон», можно сказать, прошёл пик своей популярности. Снявшись в роли Робина Гуда, спасителя «Водного Мира», индейцев и темнокожей певицы, казалось, и здесь он должен появиться в роли стандартного персонажа – непобедимого «воина света» без слабостей. Одной из отличительных сторон книги являлось именно то, что главный герой – это не вершитель судеб, «а одинокий странник – единственный свидетель царившего вокруг хаоса», а точнее сказать – наблюдатель. Именно с позиции наблюдателя фантаст рассказал нам свою версию разрушенной цивилизации, и предложил сразу несколько вариантов её восстановления. Эти варианты были связаны с информационным влиянием на общество, где разрушены все виды социального взаимодействия. Проще говоря, были описаны способы манипуляции «во благо». Книга была доработана и переработана в сценарий фильма и, на мой взгляд, из романа-концепции, фильм стал настоящей историей с глубоким посылом для разных поколений.
История фильма повествует о безымянном персонаже, менестреле, который даёт дилетантские спектакли по произведениям Шекспира за миску супа для себя и ведро овса для своего мула. В мире, где уже не помнят что такое телевидение, эти спектакли радуют детвору, а некоторых взрослых, угнетённых реалиями разрушенного мира, задевают за живое. А реалии мира таковы – на руинах разрушенных штатов Америки поднимает голову фашиствующий клан мерзавцев, считающих себя сверхчеловеками. Лидер этого военизированного образования сковал целую армию здоровых и сильных мужчин идеологией писателя ницшеанца – Натана Хольна, от имени которого сверхчеловеки зовут себя хольнистами.
Главный герой помимо своей воли становится новобранцем в армии хольнистов, где наблюдает, как идея братства силы и чистой расы подавляет все человеческие качества – милосердие, справедливость, индивидуальность. В условиях полуразрушенного мира лагерь хольнистов выглядит вершиной прогресса, где огромные силы брошены на обмундирование и совершенствование армии, которая обложила кабальной данью все города в округе. Многие из мужчин, оказавшихся в подобной среде, обретают смысл существования – где они часть чего-то большого, мощного и единого.
Но наш герой отказывается от подобной участи и при первой возможности бежит из армии фашистов. Причём сцена бегства показана при обстоятельствах, где главный герой впервые начинает понимать силу воздействия разного рода идеалов на людей. Но оставим подобные детали для тех, кто, без сомнения, уже заинтересовался сюжетом фильма.
Убежав, менестрель едва не умирает от холода и голода, и спасается, обнаружив автомобиль почтовой службы и скелет почтальона в ней. Он снимает форму почтальона и, согревшись, решает попробовать новый способ заработка на тарелку супа. Чтобы попасть за частокол первого встретившегося ему города, менестрель вынужден придумать миф о том, что он представляет собой почтового курьера в восстанавливающемся государстве. Его впускают в город, и с этих пор он становится Почтальоном.
С этого момента я прерву пересказ сюжета фильма, и заострю внимание уже на ключевых вехах, о которых стоит рассказать в этой статье.
Почтальон, едва оказываясь среди людей, в своём новом воплощении неожиданно для себя пробуждает такую силу, которой не ожидал. Словно нехотя он посвящает в почтальоны другого персонажа – молодого темнокожего юношу по имени Форд. С этого момента набирает силу невероятное движение, сотни молодых людей вступают в ряды почтальонов, воодушевлённые верой в то, что они способствуют восстановлению единого государства. Мало-помалу, их действия вызывают такой резонанс, что даже генерал хольнистов усматривает в них опасность для своего существования.
В этом есть один из основных посылов фильма: благая весть, связь между людьми и вера в будущее вдохновляют на смелые поступки. И главные смельчаки – это молодёжь, которая не хочет угасать вместе с разрушенным миром, а хочет восстановить его, вопреки безысходности, вопреки господству серости и власти фашизма.
Почтальон оказывается уже не просто героем поневоле, он становится идеей, целью жизни сотен молодых людей, которые не боятся жертвовать собой во имя страны и народа. Очень близкое явление для нашего народа, и очень далёкое для спокойного американского континента, именно поэтому «Почтальон» обязателен для просмотра и осознания нашей молодёжи и жителей нашей страны.
В фильме параллельно развивается романтическая линия взаимоотношений. Причём, что интересно, автор сумел показать действительно зрелые отношения. Возлюбленная главного героя – Эбби, по сюжету фильма потеряла любимого мужа, и в течение всей истории она не позволяет себе забыть о нём, хотя становится всё ближе и ближе к Почтальону. Она становится мудрой соратницей главного героя, подталкивая его, не позволяя ему свернуть с выбранного пути.
Можно ли сказать, что здесь представлены традиционные семейные ценности? В полной мере, пожалуй, нельзя. Хотя бы обстоятельства знакомства главных героев абсолютно аморальны для нашего мира, и вполне оправданы для мира постапокалиптического.
И последним главным событием, которое стоит подчеркнуть, является победа Почтальона над Генералом. Победа эта достигается целиком и полностью идеологически. Причём самое главное, что Почтальон оборачивает против генерала его же идеологию, он показывает армии хольнистов, что он из их рядов, и он не просто бросил вызов их генералу, но перед этим способствовал воссозданию единения среди простых людей, их же жён и детей. То, что происходит потом, уже не так важно, потому что победа Почтальона абсолютна, и это пример того, как надо одолевать противника, даже самого страшного, имеющего самую жестокую идеологию. Чтобы жить в едином человечестве, нужно уметь одолевать врага информационно, потому что пролитая кровь – это река, через которую очень сложно построить переправу.
По моим наблюдениям, некоторые люди, посмотревшие этот фильм, пугаются того, что в фильме ярко выражена тема единства Соединённых Штатов. Не удивительно, что на фоне псевдопатриотизма и сотен голливудских фильмов возвышенный образ Соединённых Штатов воспринимается как откровенная пропаганда. Может, это даже и хорошо, только не в этом фильме. Здесь США – это не бренд, это образ общности, образ сосуществования народов, объединённых общей идей. Патриотизм здесь здоровый, я бы даже сказал – выстраданный. Со временем мы это поймём, когда тяжёлые 90-е окажутся далеко за спиной, мы увидим своё отражение в этих загнанных в исторический капкан людях – персонажах фильма, вспомним, как трудно было любить Родину, когда все вокруг вытирали об неё ноги, и как порой смущали патриотические призывы. Именно поэтому фильм «Почтальон» очень близок для понимания именно в России.
В заключение хочу сказать, что лично для меня «Почтальон» – фильм, сделавший меня таким, какой я есть. Всю жизнь я ищу возможности, чтобы хоть на минуту почувствовать себя курьером, несущим благую весть и силу единения другим. Всю жизнь я мечтаю, что встану плечом к плечу с товарищами и изменю мир к лучшему, и мало-помалу я это делаю. Вот сейчас я пишу эту статью с той же целью, чтобы подарить это чувство и вам, чтобы наполнить вас радостью единства и радостью созидания.
Насилие: Преимущественно насилие в фильме осуществляют хольнисты. Но в определённый момент Почтальон позволяет себе карательную операцию по уничтожению отряда фашистов. Тяжёлые последствия этого поступка заставляют его переосмыслить роль насилия в становлении общества, потому в самом конце он даже отказывается убивать главаря хольнистов – безжалостного генерала Вифлеема. Таким образом, в сюжете фильма негативное отношение к насилию обосновано и подчёркнуто.
Секс: Единственная сцена эротического характера представлена в первой трети фильма. Показана обнажённая грудь, и переживания главных героев, потому что эта сцена имеет сюжетную подоплёку. Сцена довольно откровенная, хотя корректная и без лишних подробностей.
Наркотики: Главный герой в начале фильма находит сигареты и с удовольствием их выкуривает. Больше он не курит ни разу до самого конца фильма. Алкоголь представлен один раз в момент, когда главный герой пытается согреться, оказавшись в почтовой машине. В фильме представлена марихуана, или намёк на неё. Пожилой доброволец – бывший морпех, курит в её в одной из сцен, Почтальон настоятельно просит его не делать это при молодёжи, и старик тушит окурок едва в сцене появляется один из юных почтальонов.
Мораль: Фильм «Почтальон» – это вдумчивое повествование о месте человека в изменчивом мире. Главный герой практически переживает несколько перерождений, от безучастного наблюдателя, до творца и вдохновителя. Причём сложно утверждать, что он целенаправленно следует этим путём, но его направляет совесть, чувство ответственности за свои поступки, сочувствие и уважение к окружающим людям.
Помимо главного героя, здесь немалая роль отдаётся молодёжи. На фоне десятков фильмов, о том, что молодёжь должна ломать систему и разрушать мир, это один из немногих фильмов, где молодёжь под предводительством старших вопреки противодействующим силам созидает систему, создаёт мир таким, каким хочет его видеть. В этом самая главная и самая ценная для нашего времени мораль.