Суверенитет культуры: время правды и справедливости
Вопрос государственной культурной политики в Новой России неразрывно связан с вопросом: «А что с культурой было раньше»?
А раньше, при Советской власти культура была национальная по форме и социалистическая по содержанию. Содержанием же был общий культурный код – моральный кодекс строителя коммунизма.
Как свидетельствуют авторы (Ф. Бурлатский) истоком кодекса была нагорная проповедь Иисуса. В этом и сейчас может убедиться каждый, кто сравнит соответствующие программные тексты. То есть: поражение Советской власти и распад СССР это, в конечном счете, поражение в культуре и этике – сбой культурного кода.
Главная концептуальная ловушка (засада) куда попала советская культурная политика – это программный принцип «всё более полного удовлетворения личных материальных потребностей». Отсюда эгоизм, гедонизм и торжество закона об однополых браках.
Плюс ставка на «диктатуру закона», тогда как в культурном коде со времен Святой Руси укоренилось: «Вам латиняне – Закон. А нам православным – благодать». Один из даров благодати Духа Святого в сердце человека – Страх Божий. А когда страха Божьего в душе нет, закон легко преодолевается коррупцией. Она и победила.
Что же делать в государственной культурной политике сейчас, когда в Кремле вновь возник вопрос духовного, культурного и национального самоопределения? Для небополитиков ответ очевиден: нужно восстановить общий нравственный идеал племен и народов нашей многонациональной Родины. Нужно сделать ставку не на идеологию и не на вероучение, но на нравственность.
А нравственным идеалом для народов нашего Богом хранимого Отечества, исподволь, из памяти предков, выступает Святая Русь.
Святая Русь – это ещё тогда, когда племена и народы разных культур жили в едином наднациональном государстве – Орде.
Сейчас не принято вспоминать, что первый хан Золотой Орды Менгу-Тимур начинал свои указы фразой: «Предвечного Бога силою, Высшей Троицы волею наше Менгу-Тимурево слово…»
То есть в Орде Воля Неба была за православной Троицей. Да и в 1267 году Менгу-Тимур освободил православную церковь от всех податей и повинностей, обеспечив на Руси расцвет монастырей как самоуправляемых хозяйственных единиц артельного типа.
Времена, конечно, были дикие, кары жестокие, но факт остается фактом: государство Орды было построено на 64-х моральных принципах Великой Ясы Чингисхана, тогда когда Запад свою государственность строил по модели бездушной тирании Рима с многотомным писаным законом римского права. На устоях морали – ценностях культуры живет семья. На устоях права – интересах частной выгоды живет корпорация. Корпоративное государство Новой либеральной России расписалось в полном неумении…
Выход – возвращаться в семью народов. А для концептуальной основы культурной политики государственного строительства теперь уже Евразийского Союза подойдут принципы «пять выше» Великой Империи Чингисхана:
- Власть выше собственности.
- Служение выше владения.
- Справедливость выше закона.
- Общее выше частного.
- Духовное выше материального.