Мировоззрение - система субъективных образов (образных представлений индивида о мире), на основе которой субъект (индивид) моделирует (воображает) течение жизни во множестве вариантов. В основе мировоззрения лежит нравственность (нрав) индивида (какова нравственность - таково и мировоззрение, а каково мировоззрение делателей, таковы и дела).
Мировоззрение бывает двух типов:
1. «Я-центричное» мировоззрение, в котором первичными различиями, а равно предельно обобщающими категориями являются четыре категории: вещество (материя), дух (некая властная над веществом энергия; но что такое «дух-энергия» - на уровне образных представлений неясно без особого пояснения), пространство (“пустота”, неограниченно протяжённая во всех направлениях), время (нечто существует, но что это такое - невидимо ни в мире субъективных образных представлений, ни в общей всем реальности).
Слово “пустота” мы взяли в кавычки, ибо, на наш взгляд, это - вакуум, который не воспринимается при «Я-центричном» мировоззрении как одно из агрегатных состояний материи (вещества); агрегатных состояний вещества всего 6: вещество в твёрдом состоянии, вещество в жидком состоянии, вещество в газообразном состоянии, плазма (молекулы вещества теряют устойчивость, атомы теряют свои электронные оболочки), разнородные поля, вакуум (представляющий собой первочастицы вещества, обладающие только устойчивой внутренней динамикой: все остальные агрегатные состояния вещества - материи - возбуждённый вакуум, т. е. его частицы-кванты обладают как внутренней, так и внешней динамикой). А энергия ? это материя (вещество) в переходных процессах от одного агрегатного состояния, обладающего устойчивой динамикой, к другим устойчивым агрегатным состояниям, также обладающим устойчивой динамикой.
Материя (вещество), энергия (дух), пространство и время в представлениях людей могут сливаться в нечто единое целое и называться высшим божеством, в лице которого соединились четыре божества: вещество, из которого состоит всё на свете, - (1-е божество с каким угодно названием); дух, оживляющий вещество или некая сила, которая заставляет его соединяться, изменяться, действовать, - (2-е); бесконечное пространство, занимаемое веществом, - (3-е); бесконечное время, какое нам предоставляется при постоянных изменениях вещества, - (4-е). При этом рассуждают так: «Всё, что ни есть на свете, происходит из вещества через действие невидимой силы, занимает пространство и изменяется во времени, и всё это таинственное соединяется в четырёхедином высшем божестве». Например, такое представление было свойственно древним египтянам.
Также в представлениях людей материя (вещество), энергия (дух), пространство и время могут сливаться не в единое целое, а лишь отчасти, образуя так называемый «пространственно-временной континуум (от лат. continuum ? непрерывное, сплошное)», наполненный материей. Например, такое представление лежит в основе теории относительности Альберта Эйнштейна, который был носителем мировоззрения материалистического атеизма («бога нет, а есть наука», - ключевой лозунг материалистов-атеистов).
Человек в этом всём пребывает как осознающее себя «Я» - «начало координат», «центр», из которого выстраиваются все внутренние и с которым соотносятся все внутренние и внешние потоки мыслей и образов.
«Я» может пребывать во мнении, что существует только оно само-единственное; а может признавать себя субъектом, частью объективного мира, как это имеет место в мировоззренческой концепции саентологов «Тэта – МЕST». Греческий символ «тэта» - Θ - обозначает качество (потенциал). МЕST (звучит как «мэст») - новое слово, состоящее из начальных букв английских слов: Matter (материя), Energy (энергия), Space (пространство), Time (время), которые, по мнению саентологов, «являются составными частями физической вселенной», - из книги саентолога Бернда фон Виттенбурга «Шах планете Земля», Москва, изд. «Новая планета», 1997 г, стр. 441. Там же обозначено саентологическое определение символа «тэта»: «Энергия жизни, которая воздействует на материю в физической вселенной, оживляет её, приводит в движение и изменяет», - стр. 433 (со ссылкой на «Технический словарь дианетических и саентологических терминов»). Отсюда видно, новое слово «МЕST» обозначает лишь старое четырёхединство.
2. Богоначальное мировоззрение триединства материи – информации – меры, при котором образ Бога в душе человека, как система его субъективных образных представлений о Боге как таковом, является «началом координат», «центром», из которого выстраиваются все внутренние и с которым соотносятся все внутренние и внешние потоки мыслей и образов.
Такое мировоззрение основано на информации, озвученной Богом через Пророка Мухаммада: «Бог сотворил всякую вещь и соразмерил её точной мерой по законам, по которым всё существует в соответствии с идеальным порядком», - Коран, 25:2. Из этого положения Корана следует: при размерении мерой какого-либо материала, возникает образ - информация, по отношению к которой вещество вещи выступает как материальный носитель информации в определённой мере. А отсюда становится понятно: пространство и время ? вторичны по отношению к мере, поскольку их восприятие есть процесс соизмерения какого-либо ? несущего образ (информацию) - фрагмента материального мира, с другим фрагментом, избранным в качестве эталона измерения пространства или времени: без материи, несущей в себе меру и образ (информацию) своего бытия, ни пространства, ни времени не бывает.
В характеристике каждого из этих двух мировоззрений выразились два взаимоисключающих мнения об одной и той же Истине. Надо выбрать одно, по нраву.
Оба типа мировоззрения могут существовать на основе одного и того же множества субъективных образов, но эффективность одного из них выше другого при решении всех задач, требующих анализа прошлого течения событий, настоящего стечения обстоятельств и формирования прогнозов возможных вариантов дальнейшего течения событий, без чего невозможно ни формирование концепции (замысла) управления (самоуправления), ни сам процесс управления по какой угодно концепции с приемлемым уровнем качества управления.
На наш взгляд, подтверждённый практикой, мировоззрение триединства материи – информации – меры более эффективно, поскольку, при неизменности избранного «центра» - при неизменности Божьего промысла (замысла), оно обладает исключительной устойчивостью, благодаря чему субъективные представления об Объективной реальности с течение времени обретают бóльшую детальность и соóбразность Объективной реальности. При этом субъективные представления не рассыпаются под воздействием череды стечений жизненных обстоятельств, несоóбразных с прежними несоразмерными представлениями о Жизни.
«Я-центричное» же мировоззрение непредсказуемо для его носителя утрачивает работоспособность полностью, когда в полёте своих фантазий (вожделений) оно неизбежно «залетает» за пределы достоверности. А это влечёт за собой попадание субъекта в такие жизненные обстоятельства, в которых он если и не гибнет сразу, то в которых система его образных представлений о Жизни терпит полный крах. Это, в свою очередь, может повлечь за собой “естественную” смерть в результате болезни или несчастного случая, самоубийства, депрессию, полное помешательство и т. п. Но большинство носителей «Я-центричного» мировоззрения до этого не доходят, поскольку «далеко не залетают», а образы, в их психике, не имеющие устойчивых статистически определённых связей меж собой, под воздействием потока событий непрестанно пересыпаются как стекляшки в калейдоскопе. При этом «Я-центр» непрестанно смещается относительно объективных обстоятельств, вследствие чего всё в мире видится «относительным» и «неопределённым» во всех смыслах этих слов.
Отсюда «Я-центричное» мировоззрение, с непрестанно мельтешащим калейдоскопом, оказывается непригодным для осуществления управленческой деятельности (согласно концепции), которая требует неизменной определённой базы сопоставления различных фаз процессов, в том числе и длящихся столетиями и тысячелетиями.
«Я-центричное» мировоззрение всегда более или менее калейдоскопически неустойчиво, и именно вследствие этого, гарантированно непредсказуемого для него самого, пересыпания “стекляшек в калейдоскопе” (наличествующих в нём различных образов Объективной реальности), оказывается не способным к решению аналитико-прогностических задач.
Мировоззрение же триединства материи – информации – меры носит мозаичный характер, а его разрешающая способность (детальность представлений и наличие связей между фрагментами мозаики), при условии деятельности субъекта в русле Божьего промысла и, соответственно, благодаря заблаговременно данному Богом Различению*, оказывается всегда достаточной для решения всех жизненных задач, которые ставит перед собой субъект.
*«О вы, которые уверовали в Истину Бога и поклоняетесь Ему! Если вы повинуетесь Ему и слушаете Его назидания тайно и открыто, Он дарует вам Различение ? способность различать в душе истину и ложь», ? Коран, 8:29. Из этого положения Корана следует: способность к различению-выявлению образов Объективной реальности (в том числе и новых, прежде не свойственных мировоззрению субъекта) даётся непосредственно Богом каждому по его вере и нравственности, которые выражаются в намерениях на будущее и в этике поведения (как видимой внешне, так и внутренней) во всех без исключения жизненных обстоятельствах.
Соответственно, если деятельность субъекта неугодна Богу, ? не укладывается в Его промысел, то Бог лишает его в какой-то момент Различения как способности. В результате, даже если некий образ уже наличествует в мировоззрении субъекта, но субъект лишён Различения по причине неугодности Богу его намерений и деяний (действий и бездействий), то в его психике разрушается процесс распознавания, вследствие чего только для субъекта исчезают из потока образов текущей жизни реально наличествующие в нём предметы и явления.
В результате лишения, Свыше, способности к Различению, процесс соотнесения с текущей жизнью образных представлений о ней в психике субъекта перестаёт быть соóбразным реальности, по причине чего приключения субъекта могут закончиться даже «крайним случаем». Но «крайний случай» представляет собой завершение определённого процесса. В его начальной стадии лишение Различения приводит к тому, что в мировоззрении субъекта перестают возникать новые образы, прежде не свойственные его образным представлениям об Объективной реальности. После этого ему остаётся только заниматься преобразованием своего мировоззрения на основе уже имеющихся в его психике субъективных образов. Этот процесс имеет своими крайними пределами:
либо самоликвидация субъекта, создавшего в себе несоóбразное Жизни мировоззрение;
либо построение им соóбразных Жизни нравственности и мировоззрения (подразумевает процесс переосмысления и изменения нравственных мерил, влекущий за собой изменение мировоззрения).