О неотвратимости экстенсивного пути развития с/х производства в России
Получившая широкую известность благодаря Н.Лескову, история русских мужиков, везущих взятку городским чиновникам, дабы отказаться от высокоудойных голландских коров, поставляемых в деревню за казенный счет, не потеряла своей актуальности и продолжает рассматриваться на серьезных дискуссионных площадках, в контексте стратегий развития государства и обеспечения его продовольственной безопасности.
Обросшая за годы реформ, массой фактологических подтверждений правоты лесковского крестьянина (наиболее показательным среди которых является, заездившее всех москвичей, доминантное поведение сохранивших традиционный уклад горцев, и отравленное интенсивными технологиями Нечерноземье), в обществе сформировалось понимание ущербности прямого переноса даже самых технологически продвинутых западных методик хозяйствования на российскую почву, без учета всего комплекса местных факторов и долгосрочных последствий, в первую очередь экологических и этнодемографических .
С точки зрения государственного подхода, по определению должного учитывать длинные позиции при разработке стратегии устойчивого развития территорий, то вынося за скобки коррупцию и непрофессионализм, невозможно объяснить продолжение этого мазохизма, ведь даже в рамках элементарного здравого смысла очевидно, что одни только размеры вверенных нам свыше земель, их уникальное месторасположение, обязывают к природосообразным методикам хозяйствования. Перевести на интенсив эти сотни миллионов га не получится, и не имеет смысла! Засевать зерном наше северное громадьё, с целью замены в рационе домашней скотины, обусловленную её системой пищеварения, долю пастбищных кормов на высокобелковые концентраты, можно лишь с твёрдой гарантией того что в долгосрочной перспективе от такой "пахоты" не получишь ни зерна, ни мяса. А принимая во внимание заведомо более низкий(по зерновым) потенциал урожайности, даже для получения которого приходиться посыпать родную землю тысячами тонн удобрений, химикалий и прочих раундапов, то изменение климата, засоление и эррозия почв станут единственным доходом от такой "пахоты". Физика процесса очень проста, воздействие Отравляющих Веществ(исправление имен) на пахотный слой, приводит к гибели населяющей его биоты: грибниц, плесеней, бактерий, дождевых червей - являющихся в самом прямом смысле "скрепами", без которых омертвлённая почва не может противостоять водяной и ветровой эрозии(образы - дёрн и песок), теряет плодородие, территории опустыниваются и опустевают. Человек всю свою историю делает попытки навредить Природе, и всегда бывает за это вознаграждён. Зарастающее борщевиком Нечерноземье это реакция экосистем на существующий технологический подход, а лезгинка на Арбате - целеуказание должного пути развития - на языке природы.
Свернули с этого пути мы сразу после смерти Сталина, поддавшись, на казавшиеся прогрессивными, веяния Зелёной революции. Заявленная в качестве спасения с помощью американского капитала и технологий, доведенных до нищеты стран «третьего мира», вместо того, чтобы накормить голодающих, Зеленая революция выгнала миллионы жертв программы, поддерживающей крупные корпоративные агроструктуры, с пахотных земель Азии, Латинской Америки и Африки. Результатом стала чудовищная технологическая колонизация, поставившая мир в зависимость от капиталоемкого сельскохозяйственного бизнеса и уничтожившая прежние земледельческие общины." Советскому Союзу которому к началу 50х удалось в значительной степени решить продовольственную проблему и уже проводилась регулярная политика снижения цен, эта совсем не обязательная участь была навязана Хрущевым. Кукуруза, налогообложение частных подворий, строительство "крупнопанельных" животноводческих комплексов, укрупнения и прочие нагибания, окончательно добили русскую деревню, и без того задерганную непростыми реформами ХХ в.
В меньшей степени эти процессы коснулись национальных республик, лучше сумевших охранить традиционный, закрепленный в религиозных обрядах, культурных, ремесленных, и бытовых традициях уклад, от внешнего вмешательства. Народов не сумевших его сохранить, на планете не осталось, и это не единичные примеры.
(Исправление имён)Одним из инструментов проведения в массы постулатов Зеленой революции стало внедрение матрицы деклассирования, лишения сакрального смысла профессии пастуха. Очень мешали пастухи победному шествию Зелёной революции, оставаясь наглядной альтернативой химическо - кредитному безпределу . Образ Пастуха - Демиурга - Агроэколога, был подменен недалеким ущербным пьяницей в одноухой шапке, и не только у нас. Во многих регионах мира, пастух пользуется особым почитанием: на Русском Севере его считают колдуном, имеющим связь с лешим и другими потусторонними силами; на Украине главный Пастух выполняет функции местного знахаря, целителя, а заодно и колдуна, многие влиятельнейшие народы ведут свою генеалогию от пастухов - кочевников, сохраняя традиции. Так что разрыв этих уз, маргинализация имиджа сросшегося с Природой и разговаривающего на её языке, представителя рода человеческого, была критически важна для переиначивания землетворения в агроиндустрию, и получения над ней контроля.
Физика процесса Зеленой революции, выглядит как перевод сельского хозяйства отсталых и развивающихся стран с традиционной модели, опирающейся на природосообразные способы : труд+ механизмы + Солнце; на более "интенсивные": труд+ высокая механизация + ископаемые источники энергии +кредитные ресурсы + Солнце. Т.е. под благовидным предлогом облегчения ручного труда и повышения его производительности, фактически была осуществлена постановка под контроль значительной части мирового с/х производства, путём управления контролируемым потоком материально технических и финансовых ресурсов. По аналогичной схема, чуть позже мир был подсажен на нефтедоллар.
Естественно что после такой "интенсификации", в Африке начались регулярный голод, и уже в 2000-е годы, по требованию ООН, в её структуре был создан комитет под руководством специального докладчика по продовольствию Оливье де Шуттера, главной задачей которого стал возврат в африканские общины традиционных природосообразных способов земледелия. Результаты его деятельности, оцениваются независимыми агроэкологами, как полный успех.
Если бы не Хрущевсий "переход" от артельно - колхозного уклада к налогообложению каждой курицы, СССР уже в 1970 году мог бы не напрягаясь производить до 50 млн. тн мяса в год, с практически нулевой себестоимостью, в "дополнение" к многократному превышению собственных потребностей по овощам и прочим орехо-фрукто-мёдам. Единственное по зерновым, было бы всего двух кратное превышение потребностей. Экстенсивные пермакультурные методики, всем своим природосообразием буквально прописаны для восстановления заброшенных территорий. С точки зрения конструктивной экологии и Пермакультуры, лесопастбищная система для всего севера европейской России, а лесосадовая и лесохлебная для более южных территорий, рассматриваются как безальтернативные. И главным фактором является то, что помимо полной экологической безопасности таких систем основанных на максимальном природосообразии технологических процессов, экономическая составляющая в развитом состоянии (начиная с 3го года), на порядок выше, т.е. вместо греющих душу не каждый год 300$ прибыли с 1 га, в растениеводстве, Лесопастбище с того же га будет ежегодно продуцировать от 3 тыс $ и выше. Мясом, молоком, яйцом, медом, орехами, травами и ягодами, лесом и др. продуктами, весь список примерно на 150 наименований, без учёта экзотики.
И этот природосообразный подход уже не спрячешь, и не замолчишь, он прорывается к нам со стороны признанного авторитета - Запада. Скажем, круглогодичный, беспривязный откорм быков, пришедший к нам как промышленная канадская технология, и по смыслу и по генетике восходит к монгольско-калмыцко-казахско-бурятско-якутскому способу производства. И таких традиционных для каждого народа способов производства, могущих дать фору любому интенсиву и по производительности и по сквозной рентабельности(если честно считать!!) несть числа. Обогатить их современным подходом, соединив их современнейшими технологиями 6 уклада...об этом речь.
И вот группа конструктивных экологов, в консорциуме с "разумными от народа", воссоздают по крупицам эгрегориальную матрицу "Справедливого Процветания" базирующуюся на извлечения стратегического преимущества, из "условно неблагоприятных" размеров и природно-климатических условий и особенностей нашей многонациональной империи.
Лесопосадки + пруды + ротационный выпас - вот она та самая, камлаемая со всех трибун "устойчивость", позволяющая не реагировать ни на засуху, ни на биржевые колебания, ни на большинство других негараздов. И ничего, что пока Пермакультурные методики позволяют использовать лишь от 0.5% до 5% этой энергии, цифра уверенно растёт вместе с пониманием сути. Вот правильная постановка задачи, как для исследователей - "разумных от народа", так и для профессиональных учёных, агробиологов, машиностроителей и др.
Основная задача проектирования дизайна экосистемы - получение устойчивой продуктивности без ввода любой внешней энергии, кроме солнечной.
Эта суть бережно хранимая в большинстве традиционных укладов народов мира, является Божественной основой их процветания. Об этом я хотел сказать.
Don't usury! Да здравствует Справедливое Процветание!