Самое ценное, что нам могут дать близкие люди — это боль.
Судите сами — вообще, в нормальной ситуации болеть не должно. Боль — это в любом случае признак болезни. То есть, если вы чувствуете боль, значит у вас что-то не так. И это «не так» может вылезти вам (и всем остальным) таким боком, что эта, нынешняя, боль покажется поцелуем мотылька.
Очень хотелось бы заострить на этом внимание — что бы по отношению к вам ни сделали, если вы испытываете боль, значит, что-то не так именно в ваших отношениях с миром. Простой случай — если вам не сделали ничего «такого», а вы испытываете боль, означает, что вы неадекватно реагируете на окружающую действительность, имеет смысл поменяться к лучшему. Сложный случай — по отношению к вам действительно поступили несправедливо, но это означает в конечном итоге то, что вы сами вступили с миром в такие взаимоотношения, которые сделали возможной несправедливость по отношению к вам. Бог не ошибается, но и спуску никому не даёт. В общем, даже не важно, был ли реальный повод испытывать боль или нет, важно то, что вы её реально испытываете, а значит нужно разбираться, что именно привело к таким неприятным последствиям.
Можно привести ещё такой примитивный пример, который, однако, достаточно показателен. Малыш бежит, не заметил угол и со всего маху на него налетел. Ему больно, он плачет. Что делают нерадивые родители, готовые продать Родину, только чтобы ребёнок не плакал? Они вместе с малышом подходят к злополучному углу, и начинают его «наказывать»: вот он какой нехороший, этот угол, напал на нашего Алёшу! Ребёнок быстро успокаивается, действие получило своё противодействие. Вот только какой ценой? Ценой того, что после у человека уже безсознательно работает сценарий: во всех моих неудачах виноваты окружающие, главное найти «крайнего» и на нём выместить свою боль. Станет ли пластика ребёнка от этого грациознее? Будет ли он более внимателен к углам и своим перемещениям? Ответ известен.
Только у действительно близких нам людей есть такая удивительная возможность — заставить нашу душу страдать. Страдать в хорошем смысле этого слова. Я говорю о том страдании, в котором душа совершенствуется, наконец обнаружив своё несовершенство, стремясь это несовершенство исправить. В такие минуты невольно поднимаешь глаза к небу. Там есть утешение. С другой стороны, сразу становится понятно, что значит, когда страдать может заставить практически каждый встречный и поперечный. Это вовсе не признак того, что мы стали роднёй всему миру (хотя, в отдельных святых случаях бывает и такое, но мы пока такие недосягаемые вершины воспринимаем лишь как потенциально возможные), а свидетельство, что наша душа настолько несовершенна, что её необходимо обтёсывать буквально со всех сторон. И тут не надо специально заморачиваться в поиске «чистящего средства» - всё, точнее все подходят для того, чтобы сбить с нас ненужное, мешающее, несовершенное.
Только в руках тех, кто действительно послан нам Свыше, оказывается тот скальпель, которым они — чик — и отрезали что-то, что ещё кровит, что ещё совсем недавно было нашим, но быть им уже не должно. Отрезать-то отрезали, да вот что дальше?
Две самые непрятные крайности, неправильные крайности, которые могут быть реакцией на эту боль. Или обозлиться и начать кусаться — ну, там обычно разговор короткий тогда: «Всего вам доброго!». Или постараться полюбить эту боль, превратить её в изысканное удовольствие своей жизни, стать мазохистом, заставляя близких невольно становиться садистами. Искать эту боль, облагородить её, превратить её в мелодию своей жизни. Такая волынка может тянуться очень долго, всё зависит от мастерства мазохиста, умения правильно сменять раздражители. Но итогом таких отношений будет всё равно то же самое — жалкая, никчёмная смерть. Смерть, оставляющая людей на дне такой жуткой ямы, что выбраться оттуда может помочь только чудо.
Но боль, которую мы испытываем благодаря нашим близким, содержит в себе самое нужное лекарство для нас. Эта боль, если в ней разобраться, разобраться в смысле этой боли, точно покажет нам, в чём мы не правы. Где именно у нас на душе наросло что-то жуткое и вонючее, а где, наоборот, не выросло что-то необходимое, без чего и жизнь не жизнь. Ну и тут уж, как водится, всё от нас зависит. Посидеть в тишине, в тени хорошего дерева, посмотреть на обнадёживаюие звёзды, увидеть в вышине свою глубину, и дать чёткую оценку тому, что происходит. Ответить на вопрос «что это было?», а главное — на вопрос «как должно быть?».
Ответы на эти вопросы должны быть максимально конкретными. Собственно, только в этих ответах и можно утолить ту боль, которой пылает душа. Вот и признак — если боль не проходит, значит, ответы не те, какие-нибудь отмазки в виде лозунгов и книжной мудрости. Если же боль сменяется покоем в настоящем и ужасом в прошлом (ужасом при воспоминании о том, как же можно было так жить), значит, настоящее покаяние состоялось. Что-то отвалилось от нас, что-то стало расти, дурная кровь, гной, чёрная желчь вытекли и на смену им приходят кровь свежая, здоровая лимфа, энергетический баланс восстанавливается.
Легко начать упиваться болью. Вся культура, в которой мы воспитаны, облагораживает эту боль, делает её необходимым элементом любого сценария. А так хочется почувствовать себя героем блокбастера (а точнее — пошлейшей мыльной оперы)! Но меняя наш многомерный мир на плоскую картинку наведённого изображения, мы сами себя обрекаем жить в той пещере, о которой говорил ещё Платон, в пещере с движущимися тенями на стене. О да, там всё просто и понятно, мы видим эти тени постоянно, и нам ничего не стоит стать ещё одной маской в этом безумном и больном карнавале. Но стоит ли? Ведь получив удовольствие от проигранной роли мы обрекаем себя на конец спектакля, занавес, ящик с нафталином.
Гораздо сложнее использовать эту боль как знак, как жёсткий, но справедливый приговор, вынуждающий нас к таким действиям, которые выведут нас из этой пещеры. Да, вполне возможно, что в результате мы окажемся пока ещё не на свободе, но в другой пещере. Но света там точно будет больше. И новая боль, которую нам придётся испытать в новых обстоятельствах своей жизни, будет указателем на выход ещё ближе к свежему воздуху. К вечному источнику, к Правде, к такой жизни, которая будет гарантированно лишена боли и страдания. К жизни, когда мы сможем устранять будущие неполадки ещё когда только открываются возможности для них.
Берегите тех и будьте благодарны тем, кто может причинить вам боль — они инструменты в руках Бога на вашем операционном столе. Где вы сами и пациент, и хирург. И как было бы здорово, если бы функция этих людей не закончилась с успешно проведённой операцией!
Потому что каждый человек — это вход в Вечность. Надо только найти его.