Внешние заимствования госпредприятий и госбанков станут спусковым крючком для начала очередного кризиса российской экономики
Внешний госдолг России составляет всего 2,5% ВВП и является минимальным среди стран «восьмерки», «двадцатки», да и БРИКС тоже, бодро заявил президент Владимир Путин с трибуны Петербургского международного экономического форума. Правда, после этого он признал, что новый кризис не будет похож на предыдущие - его «спусковым крючком» для России может стать не только падение цены на нефть, но и наличие долговой проблемы. Но если у страны такой маленький долг, тогда о чем идет речь?
Дело в том, что российские предприятия накануне кризиса продолжают активно влезать в зарубежные долги. Внешний долг России за полгода вырос почти на 40 млрд - до 585 млрд долларов на 1 июля 2012 года, свидетельствуют данные Центробанка. Таким образом, внешний корпоративный долг страны увеличился за первое полугодие текущего года на 7,3%, и намного превышает 510 млрд рублей золотовалютных резервов России, которые являются своего рода «залогом» для иностранных кредитов госпредприятиям и госбанкам. Кроме того, если внешний долг самого государства сегодня невелик – около 35 млрд долларов, то общий размер внутреннего госдолга равен половине доходной части бюджета. По данным Минфина, его объем составляет 3,8 трлн рублей (9,2% ВВП), причем, только за июнь он увеличился на 58 млрд рублей, а с начала года рост составил 249 млрд рублей. К сумме внутреннего госдолга нужно прибавить 621 млрд рублей – это госгарантии бюджета коммерческим предприятиям под привлеченные ими кредиты. К этому также необходимо добавить задолженность субъектов Федерации и муниципальных образований, которая по данным Минфина превышает 1 трлн рублей. И получается 5,5 трлн – половина от 11 трлн рублей запланированной доходной части бюджета на 2012 год.
Однако для России, с ее нефтяной «наркозависимостью», важно учитывать также срочность долга, которая в среднем не превышает 3-5 лет. Для сравнения, сроки погашения государственных долгов США редко бывают меньше 50 лет, а Франция занимает деньги и на 70 лет вперед. Но России скоро и на три года никто давать уже не будет. Поэтому в случае кризиса, даже рефинансировать долги путем нового кредитования и облигационных займов, как это делается сейчас, уже не получится. О ситуации с долгами России «СП» расспросила руководителя лаборатории денежно-кредитной политики ИЭП им. Гайдара Павла Трунина.
«СП»: - Насколько опасен рост внешнего корпоративного долга, учитывая, что большая часть его принадлежит госпредприятиям и госбанкам?
- Конечно, то что внешний долг в основном принадлежит квазигосударственным компаниям, это не очень хорошо. Потому что, в конечном счете, ответственность по этим долгам в случае, если предприятия не смогут их обслуживать в кризис, будет нести государство. Правда, в случае возникновения проблем эти компании смогут использовать средства, которые вывели за рубеж, для погашения своих долгов.
«СП»: - Только что была опубликована также статистика ЦБ по утечке капитала: во втором квартале чистый отток снизился до 9,5 млрд долларов, против 33,9 млрд в первом, это хорошо?
- На самом деле, радоваться пока еще нечему, потому что это снижение связано в основном с падением цен на нефть, в результате чего экспортная выручка, которую предприятия оставляли за рубежом, стала меньше. А так как по правилам бухучета ЦБ невозвращенная экспортная прибыль попадает в категорию оттока капитала, соответственно, он значительно уменьшился.
«СП»: - Если брать итоги полугодия в целом, чистый отток вырос до 43,4 млрд долларов, что намного превышает сумму, которую заняли предприятия за рубежом. Выходит, наши предприятия вполне могли бы обеспечить себя деньгами сами, а не занимать их у иностранцев?
- Действительно, если посмотреть на баланс отдельных предприятий, и сравнить размер иностранных займов и объем денег, выведенных за границу, то чистая позиция выходит в ноль. То есть, предприятия выводят денег столько же, сколько занимают, причем, кредитные средства они берут под проценты, и достаточно большие по нынешним условиям. Почему они так делают – это вопрос к государству, которое не может обеспечить предприятиям привлекательность инвестиций внутри страны. Поэтому компании оценивают риски внутренних инвестиций с учетом ухудшающегося инвестклимата и принимают решения выводить прибыль за рубеж. А иностранцы, которые дают кредиты под большие проценты, закладывают в них страновые риски, и им выгодно давать деньги российским компаниям даже с учетом плохого инвестклимата.
«СП»: - Понятно, и все-таки, внешний долг госкомпаний, судя по результатам прошлого кризиса, придется отдавать государству из бюджета, из денег налогоплательщиков, то есть – нас с вами. Насколько это правильно?
- Это вопрос сложный, потому что и квазигосударственные компании теоретически ведь тоже принадлежат народу. Тут важно, на что госпредприятия тратят эти кредитные деньги. Если они идут на инвестиции в развитие производства «Газпрома», «Роснефти», ВТБ и так далее, то это допустимо. Но если зарубежные кредиты тратятся на приобретение футбольных клубов и других непрофильных активов за рубежом, на раздувание текущих расходов госкорпораций, то это уже совсем другой разговор. И судя по открытой информации, эффективность многих расходов госкорпораций вызывает большие сомнения.
«СП»: - По последним данным, весной РЖД разместило долговых облигаций за рубежом на 1 млрд долларов, и ВТБ занял под еврооблигации 1,5 млрд долларов, а о каких-то масштабных проектах на эти миллиарды пока ничего не слышно. Можно предположить, что они пошли «на текущие расходы»?
- Это сложно сказать. Если смотреть статистику, то только за полугодие иностранная задолженность корпораций выросла на 20 млрд долларов с лишним, а за весь прошедший год – всего на 22,9 млрд. Причина в том, что в связи с прогнозируемым кризисом, компании пользуются возможностью занять деньги, потому что во второй половине года неизвестно, что будет с долговым рынком. А на что они будут их тратить, пока неизвестно.
«СП»: - А правительство уже зарезервировало 500 млрд рублей из бюджета на поддержку предприятий, то есть, расплачиваться по этим кредитам - «предкризисным» долгам, как и в прошлый кризис, будет государство?
- Действительно, в прошлый кризис на антикризисную поддержку экономики правительство и Центральный банк потратили около 3 трлн рублей, но сколько из них пошло конкретно на выплату долгов корпораций неизвестно. Однако ряд государственных кредитов, которые давались компаниям для расчетов с зарубежными кредиторами, они вернули. Что будет на этот раз, пока говорить еще рано.
«СП»: - Теперь о внутреннем долге России, который растет. Насколько это опасно, с учетом приближающегося кризиса и снижения доходов бюджета от экспорта нефти и газа?
- Сейчас этот внутренний госдолг России вместе с внешним меньше 12% ВВП – по мировым меркам это немного. Например, у многих вполне благополучных и устойчивых развитых стран размер внешнего и внутреннего долга достигает 60% ВВП. Конечно, для развивающихся стран, к которым принадлежит Россия, этот потолок значительно ниже, но и он составляет 20-30% ВВП. То есть, пока говорить об опасности еще рано, однако в наращивании долгов накануне кризиса ничего хорошего нет – нужно жить по средствам. Особенно с учетом того, что бюджетные расходы продолжают расти, а доходы наверняка будут сокращаться. И в этом случае правительству придется сокращать расходы, потому что средств, зарезервированных в бюджете на случай кризиса, явно не хватит.
«СП»: - Значит, ситуация для России накануне кризиса, несмотря на бодрые заявления властей, складывается далеко не благоприятная?
- Конечно, и эти заявления очень похожи на то, что Россия останется «тихой гаванью», о чем говорили власти накануне кризиса в 2008 году. В такой ситуации, которая сейчас наблюдается в мире, правительству нужно проводить политику, направленную на повышение устойчивости экономики, а не на увеличение ее зависимости от внешнего финансирования.