Опрос, проведенный на призывном пункте военкомата, показал, что призывников, готовых с оружием в руках защищать Родину оказалось всего 14%. Большинство, нисколько не стесняясь, призналось, что в случае боевых действий сразу сдадутся в плен или дезертируют! И это, несмотря на то, что у нас давно существует правительственная программа патриотического воспитания молодёжи. Так что же такое патриотизм, где его истоки, от чего он зависит?
Согласно Философскому энциклопедическому словарю понятие «патриотизм» происходит от греческого соотечественник, родня, Отечество, любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Элементы патриотизма в виде привязанности к своей земле, языку, традициям формировались уже в глубокой древности. По-видимому, патриотизм как чувство основан на кровном родстве.
На протяжении всей русской истории патриотизм был важнейшей составляющей общественного сознания. Но отношение к нему часто приобретало форму серьёзного противостояния различных социальных слоёв и групп русского общества, проявляющегося в области политики, идеологии, религии. Свидетельством тому является многовековая борьба «западников» и «славянофилов». Причём, если «славянофилы» отражали взгляды русских патриотов, то «западники» всегда были противниками русского национального патриотизма — апатриотами, космополитами, людьми, лишёнными чувства Родины. Принадлежность к тому или иному течению далеко не всегда определялась национальностью. Например, Пётр I, русский по крови, был «западником» по убеждениям, а императрица Екатерина II, немка по крови, была русским патриотом. Ну а роль личности в истории, тем паче такой, комментариев не требует.
В различные времена в России то одни, то другие убеждения одерживали верх. Очевидно, в настоящее время власть в России принадлежит не русским патриотам.
Возникнув на основе родственных чувств, первоначально патриотизм представлялся только на эмоциональном уровне. Однако уже в ХIХ веке появились и другие подходы. Так, ещё в 1827 году В. Ф. Раевский писал, что патриотизм есть «святая любовь к Отечеству, основанная на обязанностях по отношению к нему». Иными словами, патриотизм заключает в себе не только эмоциональное, но и социальное начало. Это не только любовь к Отечеству, но и осознание необходимости социальной активности во благо его.
С другой стороны, основываясь на родственных чувствах, патриотизм не может быть отделён от национализма. Патриотизм и космополитизм — понятия несовместимые. Человек, лишённый чувства Родины, особого отношения к ней, не может быть назван её патриотом, как это сейчас пытаются утверждать наши либералы, стремящиеся одновременно усидеть на двух стульях, поклоняющиеся Западу и называющие себя патриотами России.
Наконец, патриотизм неразрывно связан с гражданственностью. Понятие «гражданин», возникшее ещё в античном мире, первоначально означало наличие неких прав и обязанностей по отношению к государству (полису). Но, согласитесь, ведь не о наличии российского паспорта думал Н. А. Некрасов, когда писал:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
…Он, как свои, на теле носит
Все язвы Родины своей.
…И жалок гражданин безгласный!
С позиции только наличия чувства трудно объяснить и то обстоятельство, что Россия две трети своей истории провела в войнах по защите своих земель и при этом сохранила государственность.
К сожалению, в ХХ веке идея русского патриотизма ошибочно была заменена идеей интернационализма и мировой пролетарской революции. Господствующим стал тезис: «У пролетариата нет Отечества. Патриотизм — буржуазный пережиток». Этой точки зрения придерживался и Ленин. Вследствие этого до начала Великой Отечественной войны в СССР патриотические чувства искоренялись из сознания народа. Только неудачи на фронтах Великой Отечественной войны в 1941—1942-м годах заставили идеологов ВКП(б) понять, что патриотизм — не просто абстрактное эмоциональное понятие, а весьма значительное для истории социальное явление, что, разумно опираясь на него, можно существенно влиять на ход исторических событий. Честь и хвала И. В. Сталину, который, хотя и с задержкой, осознал роль русского патриотизма и церкви. Ещё живы свидетели того, что он в 1941—1942 годах приезжал на метро на станцию «Сокол», где тогда находилась действующая грузинская церковь, и участвовал в Крестных ходах и молениях «За победу русского оружия». К слову сказать, Сталин, не будучи русским по крови, был настоящим русским патриотом, о чём свидетельствует хотя бы его речь на приёме в Кремле по случаю победы в Великой Отечественной войне: первый тост он поднял «За великий русский народ». Сталин разумно и весьма результативно использовал русский патриотизм во благо многонационального государства!
В настоящее время, в период глубокого раскола российского общества и естественного отсутствия единой государственной идеологии, нет и единого понимания патриотизма. В ходу широкий диапазон определений этого понятия, начиная от: «патриотизм — это последнее прибежище негодяев» (с родиной в Англии), и кончая «патриотизм — это возвышенное состояние рафинированной русской души». При этом большинство определений даются на чисто эмоциональном уровне, что принципиально меняет смысл этого явления. Очевидно, привязанность к родной земле, населённому пункту, соответствующей природе, родственному народу, языку передаётся генетически, то есть это скорее биологическое качество человека. Но ведь человек уже давно — существо социальное. И этого нельзя не учитывать. Он воспитывается средой, формирует свою индивидуальную систему ценностей. Иными словами, чувственный, эмоциональный подход к определению понятия «патриотизм» является односторонним, не системным, не диалектическим. Представляется необходимым иметь единый, общепризнанный подход к определению патриотизма. Правительство РФ 26 февраля 2001 года приняло постановление «О патриотическом воспитании граждан РФ на 2001—2005 годы». Но как можно реализовать это постановление, если граждане понимают патриотизм совершенно по-разному? Очевидно, если Правительство действительно желает заботиться о воспитании граждан, оно должно позаботиться и о единстве понимания слова «патриот».
Наверное, следует разграничить понятия патриотизма на чувственном уровне и патриотизма, основанного на социально значимых интересах всего общества, государства, Отечества, поскольку эти понятия не всегда совпадают. То есть, патриотизм, как и гражданственность, являясь составной частью общественного сознания, отражает неравнодушие к своему Отечеству, любовь к нему и предполагает активную гражданскую позицию во благо Родины. С правовой точки зрения патриотизм отражает право народа жить в определённой географической среде в соответствии со своими исторически сложившимися традициями и обычаями и право защищать это.
Многообразие понимания и проявления патриотизма в обществе вытекает из многообразия его слоёв и групп, различающихся исповедуемой системой ценностей. Буржуазия, например, преследует свои корыстные интересы и имеет своё понимание патриотизма, которое во многом пересекается с космополитизмом. Для этого слоя сохранение и преумножение капитала и власти, чаще всего, выше национальных интересов. Поэтому надеяться на общенациональный патриотический порыв, направленный на возрождение России, особенно в настоящее время, в период первоначального накопления капитала, просто наивно. Сегодня целесообразно говорить о государственном патриотизме, отражающем интересы не только элиты, но и большинства населения страны. При этом подразумевать не государство как управляющую систему, отражающую сегодня интересы только элиты, буржуазии, а государственность как систему, включающую географическую территорию, население и собственно государство. Государственный патриотизм основывается на согласованных гражданских действиях, направленных на благо большей части населения и Отечества в целом. Согласованность действий в свою очередь может быть основана на общности интересов национальной буржуазии и остального населения страны возможно и временных.
Российская государственность прошла три периода в своём развитии: дохристианский — ведический, христианский и социалистический. Наверное, целесообразно в будущее брать всё лучшее, соответствующее интересам Отечества от каждого из них.
В досоциалистические времена государство воспитанию патриотизма в народе всегда уделяло огромное внимание. Вспомните труды Татищева, Карамзина, Ключевского, другие памятники истории и культуры. Все они превозносят доблесть, разум, честь и достоинство русского человека. Нельзя без волнения и гордости за наших предков читать надписи на памятниках русской воинской славы ХVIII—ХIХ веков. Тогда умели найти слова, пробуждающие русскую душу! Какие чувства может, например, вызвать надпись на Чесменской колонне в Пушкине: «Русская эскадра в составе десяти военных кораблей и семи фрегатов 24 июня 1770 года разбила и обратила в бегство турецкую эскадру из шестнадцати линейных кораблей. Фрегатов, галер, бригантин и мелких судов было более ста». А надпись на Морейской колонне: «….Русских войск было числом шестьсот. Они не спрашивали многочислен ли неприятель, но где он. В плен было взято турок шесть тысяч». Разве после прочтения такого текста может возникнуть другое чувство, кроме восхищения, гордости за своих предков и желания быть похожими на них? А сколько зданий в старинных русских городах украшено воинскими атрибутами?! Это тоже, несомненно, внушало патриотические чувства. Погибнуть за свой народ, царя и Отечество считалось честью!
В советское время этот опыт патриотического воспитания нашёл дальнейшее развитие. Вспомните, сколько книг, кинофильмов, театральных постановок и других произведений искусства было посвящено воспеванию советского человека, его трудовых и воинских подвигов! И русский человек не мог не гордиться своей Родиной, её успехами и достижениями. Он не мог не считать честью её защиту. Мужчин, не служивших в армии, в народе считали неполноценными. К сожалению, сегодня мы наблюдаем обратное.
В последние годы СМИ делают всё, чтобы сформировать в нашем народе отрицательное отношение к художественным произведениям советского прошлого, уверяя, что это была пустая и вредная пропаганда, не имеющая ничего общего с реальной жизнью. При этом они не считают пропагандой, тем паче вредной, всю чертовщину, порнуху и чернуху, насилие, секс и мордобой, который потоками льют по 24 часа в сутки на сознание своих соотечественников вот уже двадцать лет!
Однако, когда в Нью-Йорке в 2000 году прошёл показ 37 советских кинофильмов времён сталинизма и начала 60-х годов, то вся тамошняя кинокритика в один голос восторженно заявила: «Это какая-то другая цивилизация!» А с каким успехом на Западе прошла в середине 90-х годов выставка советского изобразительного искусства и скульптуры эпохи сталинизма. Она была и в Русском музее под названием «Агитация за счастье». Именно в этом вся суть искусства эпохи сталинизма.
Восторг американцев после просмотра связан именно с агитацией за счастье каждого члена общества, основанного на иных нравственных принципах, непонятных американцу! И агитация за счастье куда более созидательна, нежели вся голливудская мордобойщина, которую можно назвать агитацией за несчастье. Только враги России и недалёкие люди могут не понимать этого! Доказано, что сегодняшняя преступность во многом — осознанное подражание киногероям. Недаром после терактов 11 сентября напуганные американцы потребовали снять с кинопроката фильмы, изобилующие сценами насилия. Надолго ли? Алчность непременно возьмёт своё!
В. О. Ключевский утверждал: «Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности. ...История не учительница, а надзирательница, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Нельзя не согласиться с ним!
Увы, уроки истории не пошли на пользу нынешним правителям России. Только на положительных примерах, на лучших традициях можно воспитать достойных граждан страны, патриотов Отечества и, опираясь на них, достичь величия и процветания России! Вспомните о создании индустрии в 30-х годах, о победе в Великой Отечественной войне, о послевоенном восстановлении страны, о строительных гигантах 60-х—70-х годов, о целине, о достижениях в космосе — это ведь всё основано на патриотизме и гражданственности нашего народа, который сегодняшние СМИ всеми силами стараются унизить!
В деле воспитания патриотизма граждан велико значение языка. Ведь именно язык несёт традиции народа через столетия и тысячелетия. Невозможно забывать свой язык, засорять его иностранными словами и не нарушать процесс патриотического воспитания граждан. Истинные патриоты должны бережно хранить свой язык, как это делали наши предки. Этому занятию посвятил всю жизнь В. И. Даль и оставил нам в наследство более двухсот тысяч русских слов и поговорок. Многие из них вышли из употребления, но сохранили память о нашем славном прошлом, почву для воспитания патриотов. Существует, например, гипотеза, что русские слова «радуга», «рассвет», «правда», «право» имеют своим корнем имя древнеегипетского бога солнца Ра. То есть славяне — потомки древних ариев имеют какое-то отношение к основанию Египта, династии египетских фараонов, древней египетской культуры. Слова «культура», «ура», «Урал», «Урарту» связаны с почитанием древнего божества Ура, а «пастор» происходит от русского слова «пастух». Таким образом, этимология даёт прекрасную возможность для воспитания чувства гордости за своё прошлое, патриотизма в народе.
Сегодня же нас, русский народ, СМИ лишают своего языка, его безжалостно искажают, засоряют иностранными словами, связанными с внедрением чуждой нам американской массовой культуры. Снижение роли русского языка ведёт к разрыву духовных связей народов бывшего СССР и нынешней России. Обратите внимание на рекламные щиты в наших городах, сколько вы увидите там иностранных слов! Не думаю, что такое допустимо в Париже или Лондоне!
Сравнительно недавно в Челябинской области археологи открыли, возможно, древнейший город на территории России. Это Аркаим. Считается, что ему более полутора тысяч лет! Разве это не предмет гордости нашего народа, разве это открытие не может послужить подъёму патриотических настроений?! Но много ли «наши» СМИ уделили внимания этому событию?! А недавнее открытие древнего городища в Воронежской области? Вы слышали о нём? Славная история народа, его культурные достижения, нравственные традиции являются базой для воспитания патриотизма, укрепления национального самосознания — основ его духовной силы и жизнеспособности. Поэтому силы зла ещё со времён Ивана III ведут работу по сокрытию, искажению русской истории. А между тем, просвещённая императрица Екатерина II , немка по происхождению, считала, что славяне имели свою письменность ещё задолго до нашей эры. По официальной же версии письменность славянам принесли греки Кирилл и Мефодий лишь в IХ веке. Очевидно, здесь приложили руку иностранцы, наводнившие Россию при Петре 1. Официально утверждается, что наши предки до крещения Руси были невежественными язычниками. Однако сейчас существуют доказательства, что до христианства на Руси существовала весьма высокая ведическая культура, нашедшая своё отражение в Ведах. По официальной версии, Российское государство берёт начало от варяжского князя Рюрика. Но существует и другое мнение, которое широко не афишируется, согласно ему Рюрик имел славянские корни, что Варяжским море названо в честь одного из славянских племён, что Рюрик был родственником Гостомысла и был приглашён на княжение в Великий Новгород только потому, что сыновья Гостомысла погибли в боях; что ещё в V веке на берегах Дуная существовало славянское государство, разрушенное Атиллой, что памятники высокой культуры, найденные в скифских курганах — это памятники культуры наших предков! Однозначно отрицать всё это могут только русофобы, не желающие видеть Россию Великой Державой!
Как уже отмечалось ранее, к сожалению, в России издревле находились люди, и зачастую весьма влиятельные, с восторгом взирающие на Запад, которые не были заинтересованы в укреплении патриотических настроений в народе. Однако впервые за нашу тысячелетнюю историю теперь они захватили политическую, экономическую, а самое ужасное — информационную власть. Россия пережила и татарское, и польское нашествия, но тогда власть над душами русских людей, традиции народа сохраняла Православная церковь. Сегодня и этого нет. Поэтому сегодня особенно важно, чтобы все россияне, и, прежде всего, русские, все, кому дорого Отечество, земля и природа России, могилы предков, свой язык и культура, прошлое, настоящее и будущее - активно включились в борьбу за сохранение, а во многих случаях и за возрождение лучших народных традиций, памятников истории и культуры как основ патриотического воспитания — непременного условия возрождения страны.
Чем сильна еврейская нация, что помогло ей, несмотря на тысячелетия гонений, сохраниться и даже захватить власть над половиной мира? Ответ очевиден: высочайшее национальное самосознание, строгое сохранение и соблюдение национальных традиций, если хотите, патриотизм!
Возрождение наших утраченных национальных традиций, памятников истории и культуры, воспитание на этой основе в народе России чувства национальной гордости, достоинства, патриотизма — вот единственный путь возрождения Отечества!
Что же мы наблюдаем сегодня? Правительством принято постановление «О патриотическом воспитании граждан». Это означает, что во власти ещё есть здравомыслящие люди, неравнодушные к судьбе нашей цивилизации. Однако постановление на местах не выполняется. В наших школах, начиная с первых уроков, учат: «Твой дом — твоя планета». Разве это воспитание патриотизма, а не космополитизма? Уже двадцать лет все «наши» СМИ постоянно уверяют своих читателей, слушателей и зрителей, что русский (государствообразующий и скрепляющий нации!) народ от природы ленив, безынициативен, глуп, склонен к алкоголизму, что наши предки ничего достойного внимания не свершили, что наши учёные бесплодны, а все научные достижения ими украдены на Западе, что наши полководцы бездарны и достигали побед только благодаря суровой русской зиме или большой кровью. И чем же в таком случае может гордиться россиянин? Откуда у него может взяться патриотизм? Что его заставит пойти на жертвы ради Отечества?
Недавно в даже в целом неплохой телепрограмме «Парламентский час» прозвучало: «Никакими законами не заставить любить свой дом, свою страну». А что если запретить апатриотическую агитацию и пропаганду и изменить её на противоположную?! Уверен, что принятие и государственная поддержка таких законов может принципиально изменить ситуацию в России в лучшую сторону. Но захотят ли этого силы зла, имеющие власть и богатство?
Патриотизм и гражданственность напрямую связаны с системами ценностей, исповедуемыми отдельными слоями общества и государственной. Известно, что восточный мир нашей планеты живёт больше духовными ценностями, западный — материальными. Россия находится посередине. Уже поэтому русский человек всегда отличался от европейца (к счастью, пока ещё и сегодня) большей духовностью, большим приоритетом духовных ценностей в общей их системе. Отсюда следует и отличие русского патриотизма от, скажем, американского. Американцы очень гордятся своей страной, что и помогает им в настоящее время править миром. Но их патриотизм основан на экономическом процветании страны, он меркантилен. Убеждён, что, случись в США подобная нашей «катастройка» и общий развал, большая часть американцев тотчас бы бросились искать тёплые места на Земле. Американец не способен на бескорыстное самопожертвование. На американской земле ещё не родился ни один Александр Матросов! В России же и задолго до Великой Отечественной войны случаев самопожертвования ради Отечества было великое множество. Гибель в бою за Веру, Царя и Отечество всегда считалась почётной. И этим нельзя не гордиться! Эта традиция была прекрасной основой для патриотического воспитания. Именно по этой причине американцы выдумали новую форму боевых действий: «Без соприкосновения с противником». Власти не надеются на своих солдат.
К сожалению, наши древние традиции ныне во многом забыты, и власть имущие делают всё для их искоренения. Основным орудием при этом являются СМИ, которые на практике исполняют постановление о патриотическом воспитании. На порнухе, насилии, сексе и мордобое не воспитаешь патриотов. Да они этого и боятся.
Только разработка Морального кодекса граждан России, утверждёние его на всенародном референдуме, принятие соответствующих юридических законов, устанавливающих суровую ответственность СМИ за аморальную, антинародную пропаганду, создание специальных органов контроля может изменить положение. Свобода слова не должна выходить за рамки интересов большинства населения, Отечества. Советую вспомнить, что любое человеческое сообщество, начиная от семьи и кончая коалицией государств, создаётся для блага всех его учредителей!
Итак, воспитание патриотизма, гражданственности, неравнодушия, активности народа — необходимое и достаточное условие возрождения России как великого процветающего государства.
Пробуждение национального самосознания народа возможно только на основе лучших народных традиций, хранимых памятниками истории и культуры, русским языком.
Решающую роль при этом играют СМИ. Для выполнения этой задачи необходимо поставить их под нравственный контроль путём утверждения на всенародном референдуме Морального кодекса россиянина, разработки и принятия на его основе юридических законов и строжайшего контроля за их исполнением. Необходимо законодательно закрепить сохранность в чистоте русского языка.
Чиновникам от образования пора вспомнить, что образование народа есть двойственная задача, включающая воспитание и обучение. Причём воспитание (как обучение нравственным нормам) имеет даже высший приоритет по отношению к обучению специальным знаниям.
Требуется вернуть в сознание наших граждан понимание того, что защита Отечества является священным долгом и именно так она оценивается государством.
На всех видах занятий, во всех учебных и воспитательных учреждениях, кроме учебных, должны ставиться и воспитательные цели. При каждом удобном случае следует подчёркивать славные эпизоды российской истории, приоритет и достижения нашей науки, нашего искусства, нашего спорта и т. д.
Студенчество, школьников, всю молодёжь необходимо шире привлекать к сооружению и охране памятников истории и культуры и на этой основе воспитывать уважение и гордость за свою Родину.
Особое значение патриотическое воспитание приобретает сегодня в армейской и флотской среде. Известно, что боевая мощь армии определяется, прежде всего, её моральным духом и в меньшей степени — вооружением и военной техникой. Именно высокий моральный дух Советской Армии помог победить в Великой Отечественной войне, а высокий моральный дух палестинцев не могут сломить все финансы мира, находящиеся сегодня в руках Израиля. О том, каков ныне моральный дух Российской Армии, думаю, говорить не стоит. Это ясно каждому здравомыслящему человеку — он как никогда низок! Наёмная или, как сейчас говорят, профессиональная армия, которую у нас пытаются создать, служит за деньги. О высоте её морального духа тоже говорить бессмысленно. Очевидно, она всегда будет служить тому, кто больше заплатит! История знает множество примеров низкой боеспособности и предательства таких вооружённых сил. С другой стороны, резонно поставить вопрос: «А что, Советская Армия была не профессиональна? Её офицеры и сверхсрочники были дилетантами, любителями?» И Великая Отечественная война и все локальные войны после неё показали абсурдность такого утверждения! Напомню, что именно эти «любители» победили фашизм, а не профессионалы США, Англии и Франции!
Советская Армия служила своему Отечеству действительно не за деньги, а за идею святости задачи защиты Родины! Она была, безусловно, лучшей армией мира до 80-х годов. Российской Армии неплохо бы достичь того же уровня.
Если нынешнему правительству России, по-видимому, не нужна сильная армия (у него ведь нет внешних врагов!), то настоящие граждане и офицеры рассуждают иначе. А потому поднятию морального духа солдат и матросов они должны уделять максимальное внимание. Правительства приходят и уходят, а народ, Россия останется вечно! И это должны обеспечить её армия и флот! Потому первейшей задачей офицерского корпуса является воспитание любви к Родине у подчинённых!
Государству пора позаботиться об идеологии, указывающей светлую перспективу обществу. Люди, не видящие перспективы, равнодушны, безынициативны, лишены чувства гражданственности. Сегодня активны в нашей стране только поклонники золотого тельца. А это, к счастью, пока не всё общество.
Джек Лондон когда-то сказал: «Не так страшен убийца, самое большое, что он может сделать — это убить. Не так страшен вор, самое большое, что он может сделать — это украсть последнее. Не так страшен предатель, самое большое, что он может сделать — это предать. Не так страшен подлец, самое большое, что он может сделать — это подлость. Как страшны равнодушные люди. Именно с их молчаливого согласия совершаются в мире и убийства, и воровство и предательство, и подлости». И с ним нельзя не согласиться. Так не будем же равнодушными к судьбе Отечества!