«Он живет в своей параноидальной вселенной, и она определяет его мысли и поступки», – первоначальное заключение психиатров.
10 апреля 2012 года оглашены результаты повторной медэкспертизы психического состояния Андерса Брейвика, которая показала, что он вменяем.
20 апреля (в день рождения Адольфа Хитлера) Брейвик в ходе выступления в суде держался очень спокойно, позволял себе поправлять прокурора и предстал человеком, который прекрасно осознает и себя, и цели своих поступков, и их последствия.
Многие западные СМИ еще до начала процесса предупреждали, что Брейвик, даже осужденный, может стать победителем, если ему удастся предъявить свою политическую программу. Впрочем, отказ от предоставления террористу слова нес бы в себе еще большую опасность. Норвежский суд, таким образом, проигрывал подсудимому еще до начала разошедшейся на цитаты речи. «Брейвик, как ожидается, попытается использовать суд для пропаганды своих взглядов, а суд (и политики) хотят дать ему минимум пространства. Поэтому нельзя снимать на камеру его ответы, поэтому – чем дальше, тем чаще – срабатывает самоцензура и усиливается давление противоположных точек зрения. При этом политическая гиперкорректность, которая душит свободную дискуссию и оттесняет в сторону отличные точки зрения, для демократического общества опасна так же, как и жестокое физическое насилие», – так описывало главную коллизию процесса чешское интернет-издание «Ihned».
Норвежские власти из двух зол выбрали полную открытость. Премьер Йенс Столтенберг еще до начала суда заявлял, что норвежский ответ на безумные действия Брейвика должен быть таким: «Больше открытости, больше демократии, но никакой наивности».
Брейвик воспользовался открытостью и демократией по полной программе.
Свое выступление он начал с самой важной темы: установления собственной вменяемости. Террорист иронично описал все предъявленные ему характеристики: «Они (СМИ) пытались сказать, что я потерял работу, что у меня комплексы, что я вообще ни с кем не контактировал, что я жестокий и безумный человек, который этим поступком намеревался привлечь внимание к своей персоне. СМИ и прокуратура утверждали, что я болен нарциссизмом, что я антисоциальный психопат, что я страдаю от разных фобий, которые и привели меня к такому шагу. Более того, дошло до того, что обо мне написали, что между мной и моей матерью была кровосмесительная связь, что я жалкий убийца детей, хотя мною не был застрелен ни один человек моложе четырнадцати лет, утверждали также, те же самые СМИ, что я гомосексуалист, педофил, трус, некрофил, расист и социопат. Фашист, нацист, сионист и анархист одновременно. Дошло даже до того, что СМИ утверждали, что мой IQ ниже 80 пунктов…» – отметив, что совершенно им не удивлен. Причиной нападок на себя Брейвик полагает не убийство 77 человек, а «реализацию» им успешной боевой операции.
«Я смог реализовать прекрасный план боевой операции, первый со времен Второй мировой войны. Они все меня высмеивают, потому что боятся, в них говорит страх, потому что воинствующие националисты могут нанести непоправимый ущерб их собственной идеологии «культурного марксизма» и мультикультурализма», – пояснил Брейвик.
После краткого экскурса в послевоенную историю Европы обвиняемый, открыто выступающий с трибуны суда, обвинил Европу в либеральной диктатуре. «Норвегия и Европа почти полностью подавлены, и в наших странах царит настоящая диктатура. Либеральная буржуазия сосредоточилась на контроле за экономикой, а марксисты начали контролировать образование и культуру, но проблема в том, что эти же самые марксисты сейчас пытаются вовсю контролировать и экономику». Именно в контроле «марксистов» над образованием Брейвик видит первопричину торжества мультикультурализма, который, в итоге, не позволил властям Норвегии задать два вопроса обществу. «Первый вопрос: Считаете ли вы недемократичным, что норвежский народ никогда не имел возможности провести референдум о превращении страны в полиэтническое и поликультурное государство? Разве недемократично обращаться к собственным гражданам за советом? Второй вопрос: Демократично ли никогда не спрашивать у граждан собственной страны, готовы ли они приветствовать у себя дома африканских и азиатских беженцев, более того, превращать коренных граждан в меньшинство в своей собственной стране?», – так сформулировал свои претензии террорист.
Убийство 77 человек, среди которых были дети, Брейвик, как выяснилось, не считает злом, а жестокость оправдывает бомбежкой американскими самолетами Хиросимы и Нагасаки: «Люди, которые называют меня жестоким, злым, абсолютно не понимают разницы между злом и жестокостью. Жестокость – это не обязательно зло. Чтобы говорить о зле, вы как минимум должны знать что-то о намерениях человека и его мотивах. Так же столь невежественно говорить о жестокости, как обвинять в жестокости американских военнослужащих во время Второй мировой войны за то, что на головы 300 тысячам японцев скинули атомные бомбы».
То и дело возвращался террорист к теме свободы слова, которой, несмотря на открытость его выступления, нет. «И меня ожидает тюрьма, возможно, на всю мою жизнь, но это совсем меня не пугает, потому что мы все живем в тюрьме, я родился в тюрьме, в тюрьме, где нет никакой возможности проявить себя политически, где нет свободы слова, в тюрьме, где я вынужден был смотреть, как мой собственный народ, этнос и культура постепенно исчезают, ее разбирают по кусочкам, и делают это все марксисты и левые либералы», – снова обратился к своим главным врагам Брейвик.
Отдельно он коснулся и ислама, сравнив ультраправую идеологию с радикальными мусульманами, использующими террор для достижения собственных целей: «Я позволил мулле выступить на стороне защиты, чтобы он подтвердил, что идет война между исламом и европейской цивилизацией, конечно же, все комментаторы в один голос утверждают, что это бред сивой кобылы, но, однако же, большинство мусульман считают так же, как я!»
В финале выступления, которое оказалось почти вдвое дольше запланированного, Брейвик прямо призвал националистов к гражданской войне против все тех же «марксистов»: «И я задаю вопрос, как это может быть недемократично, поднять вооруженную борьбу против тех, кто уничтожает мой собственный народ, уничтожает веками сложившуюся культуру, этнос, уничтожает традиции, все эти профессора, ученые, журналисты, политики, проповедующие мультикультурализм. Почему средства, с помощью которых я пытаюсь защитить собственную идентичность и собственные ценности, признаны недемократичными? Мы, воинствующие националисты, – первые капли, которые принес вам ветер перемен, за нами придет настоящий шторм. Гражданская война не станет для вас неожиданностью», – эти слова обвиняемого стали действительно кульминацией всего процесса, показав, что всех поставленных целей Брейвик успешно добился.
При попытке найти реакцию российских политиков, общественных деятелей и медийных персон на выступления Брейвика, оказалось, что никаких реакций просто нет. Главный сюжет мировых СМИ в России, где идеи террориста разделяют, как это ни странно, и правые, и левые, остался достоянием блогов, где у норвежского террориста нашлась масса сочувствующих.
Основная часть пользователей Сети осуждают и цели, и методы Брейвика, отдельная часть выступает за цели, но категорически не согласна с методами, но есть и те, кто полагает, что террорист «все правильно сделал».
Привлекательность людоедства норвежского террориста будет возрастать и дальше: пятничная речь (20 апреля) убедительно доказала, что опасность «правого» реванша, который может использовать для своего триумфа любые методы, вряд ли стоит так уж недооценивать.
Статья составлена из материала, взятого в официозных СМИ (в основном из газеты «ВЗГЛЯД»).
P.S.
Неспроста Брейвику было позволено весьма влиятельными политическими силами выступить в суде именно 20 апреля — в день рождения Адольфа Хитлера. Основная часть выступления Брейвика (про марксизм, мультикультурализм и т.д.) — это положения книги Адольфа Хитлера «МОЯ БОРЬБА» («MEIN KAMPF»)…
Прочитайте с соображением сделанный ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВОЙ русскоязычный перевод книги «МОЯ БОРЬБА» и вы многое поймёте, в том числе и причину появления «брейвиков».
——
Прецедент (от лат. praecedens идущий впереди) — случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для следующих случаев подобного рода.