Кто покупает лишнее, в конце концов продает необходимое.
Бенджамин Франклин
К числу нормативных документов, регулирующих инвестиционную деятельность, относится Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года № 39 – Ф3. Этот закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности.
Приведём основные понятия, содержащиеся в этом законе:
инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного эффекта;
капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;
инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес–план).
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Особое значение для развития инвестиционной деятельности в фондорыночных подходах имеют
«иные права, имеющие денежную оценку»,
ибо они позволяют использовать деньги не только как средство платежа, но и как меру стоимости, что обеспечивает выход из порочного круга, создаваемого дефицитом и диктатурой денег как средством платежа.
Эффективность новых для современной России подходов может быть резко повышена при знании и использовании в полной мере особенностей перевода капитала-собственности в капитал-функцию развития. Фраза в Законе №39 — ФЗ об имущественных правах и иных правах, имеющих денежную оценку, является ключевой для осуществления такого перевода капитала.
Сделаем в этой связи небольшой обзор экономической научной мысли за последние примерно сто лет. Сто лет — это дистанция от инвестиционного кредитного договора и плана его реализации к инвестиционным программам, которые предусматривают не только предмет инвестирования, но и систему юридических, финансовых, страховых, организационных, общественных, государственных и иных мер реализации этих программ.
Первоначальная форма отношений участников инвестиционного проекта в рыночной экономике была представлена инвестиционным кредитным договором с набором сопутствующих документов — заявкой, обоснованием, проектом и другими. Эти документы содержали ограниченный набор экономических и технических показателей проекта. Важной особенностью этой формы отношений инвестиционного кредитного договора был весьма скромный план реализации проекта.
Следующим — вторым этапом в развитии содержания и форм инновационного инвестирования стало применение полноценных планов с широким набором развёрнутых форм и показателей. Важной особенностью этого этапа в развитии форм инвестирования — инвестиционного плана — стало применение полноценных планов с элементами программирования в качестве документов, дополняющих и развивающих сам план.
Третий этап совершенствования содержания и формы инновационного инвестирования — этап разработки и реализации инвестиционных программ в которых собственное развитие становится возможным только как с-О-РАЗ-витие, т.е. именно как целое (О) и в целом (с-О-РАЗ). Это имеет практическую значимость, которую полезно увидеть на примере.
Ситуация. Основные фонды пенобетонного завода в Карелии (срок давности – 10 лет) изношены на 80-90%. По налогам есть задолженность перед бюджетом в объёме 3 млн. рублей. По бизнес-плану заводу необходим кредит в 1,7 млн. рублей. Обеспечения нет. Поставлен вопрос о банкротстве.
В результате расчета инвестиционной программы и перевода денег из средства платежа в меру стоимости путём денежной оценки материальных прав потенциальных соинвесторов в объекте развития было показано, что для реализации проекта денег как средства платежа необходимо менее 10 % от суммы кредита, обоснованного бизнес-планом. При этом завод на полностью обновлённом оборудовании вышел бы на доходную часть не через полтора года, а через шесть месяцев, платил бы не только все текущие налоги, но и по 300 тыс. рублей ежемесячно — в счёт погашения бюджетной задолженности. Кроме того, у завода ежемесячно осталось бы при 14 штатных работниках 250–300 тысяч рублей чистой прибыли.
Откуда такие эффекты?
Эти эффекты из отношений, о которых идет речь. Для частичного ответа на вопрос об эффектах укажем, что поставщик новой пенобетономешалки не продаёт её, а лишь передаёт в проект как инвестор титул собственности, оставаясь собственником. Это очень важное обстоятельство: смена собственника не происходит! Предмет налогообложения не возникает! Однако база налогообложения расширяется за счёт её перенесения на конечный результат (реализация продукции) хозяйственной деятельности пенобетонного завода. В этом результате у поставщика оборудования своя доля, соразмерная удельному весу счётной стоимости поставленного оборудования в рамках 100 % счётной стоимости всех факторов получения итогового хозяйственного результата.
Наполнение этой доли таково, что поставщик пенобетономешалки за шесть лет её амортизации получил бы 10-12 её себестоимостей. Причём после уплаты всех налогов, то есть как чистую прибыль! Перевод на фондовые отношения обеспечил бы проекту производства пенобетона до 200 % годовых на каждый рубль, инвестированный в развитие производства. Следующим этапом развития могло быть участие завода в программе следующей ступени. На этой ступени завод мог бы изготавливать не просто строительный материал, а стандартизированные узлы и блоки для так называемых домов здоровья, аналогов которым сегодня в мире нет.
При этом себестоимость квадратного метра площади была не выше 110 долл. США.
Средства, которые завод получил бы от оптимизированного фондорыночного проекта, позволили бы предприятию развиваться в дальнейшем, причём с получением экспортной выручки, так как на дома здоровья имеется спрос из-за рубежа, в частности, из Финляндии, куда удобно делать поставки малотоннажными судами.
Приложение: Типичная схема для 4-й и 5-й ступеней ФМХ.