328-ЛЕТИЮ Флота Российского посвящается…
Путешествие в Петербург и обратно…в Россию
«Петровские замыслы»…будут ли такие же исполнители?
18 мая этого года состоялось заседание Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации. В преддверии проведения в июне в Санкт-Петербурге десятого Международного военно-морского салона "МВМС-2021" во второй части интервью корреспондентам РИА Новости Дмитрию Струговцу и Денису Кайырану рассказал член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, член Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Владимир Поспелов.
– Что изменится по сравнению с действующей программой?
– Для Военно-Морского Флота резких изменений не будет. Есть определенные нюансы, но они не принципиальны, если сравнивать с действующей ГПВ или с предыдущей. ВМФ – это тот вид Вооруженных Сил, в котором горизонт планирования определен до 2050 года. Ведь только строительство атомной серийной подлодки занимает 7-8 лет, а в составе флота она находится не менее 35 лет. Головные лодки строятся еще дольше.
– В новых кораблях, на тех же "Бореях" и "Ясенях" не приходилось также отказываться от каких-то нововведений и возвращаться к старым проверенным решениям?
– Нет, такого не было. Хотя есть два-три завода, которые к сожалению допустили поставки корабельных комплексов с отклонениями от технической документации. В результате на устранение замечаний были потеряны месяцы. Конечно, мы боремся с такой практикой, иногда приходится идти на крайние меры и менять руководителей заводов.
- Какие конкретно комплексы были поставлены с отклонениями от технического задания?
– В прошлом году совершенно неожиданно на серийных поставках было выявлено отступление от документации по блочным паротурбинным установкам. Мы потребовали анализ всей системы качества. Собственники завода сменили руководителя и проверили технологическую дисциплину на всех этапах, начиная с момента поступления металла и разработки технологической документации.
- Можете описать примерный облик ВМФ на перспективу десяти лет, к моменту завершения следующей ГПВ?
– К 2030-м годам мы должны завершить создание группировок атомных подводных лодок четвертого поколения, модернизированных корветов проектов 20385 и 20386. На горизонте планирования до 2050 года все проекты получат дальнейшее развитие. Фрегат 22350 уже модернизирован – мы увеличили количество пусковых установок. Следующий этап – строительство фрегата 22350М. Его водоизмещение будет увеличено до восьми тысяч тонн.
– Есть ли в новой ГПВ место авианосцам?
– В ближайшее время в рамках подготовки новой ГПВ необходимо оценить целесообразность создания авианосцев и их стоимость. По идее, для ВМФ нужно три таких корабля – головной и два серийных.
Аванпроект авианосца есть. Ядерные энергетические установки необходимой мощности, которые обеспечат соответствующую скорость, тоже есть. Но несколько основных элементов будущего авианосца требуется довести до ума, в том числе, системы взлета и посадки летательных аппаратов.
Кроме того, мы должны создать перспективный палубный корабельный истребитель, способный нести необходимое количество вооружения.
Должен быть определен головной завод-строитель. На данный момент ни один из заводов, кроме, может быть, в будущем завода "Звезда" в Большом Камне, не способен строить корабли такого водоизмещения. Теоретически, при реконструкции за работу мог бы взяться еще "Севмаш", но он загружен программой строительства атомных подводных лодок. А рисковать провалом той или другой программы не хотелось бы.
По мнению специалистов, такой крупный проект нужно реализовывать в рамках отдельной госпрограммы. Если строительство авианосца внести в программу вооружений, финансирование этой строки может "съесть" все остальные флотские направления.
– В какую сумму может обойтись авианосец?
– Есть разные оценки. Нам представлена такая: головной авианосец – около 500 миллиардов рублей. Но это лукавая цифра. Когда мы начинаем строить такой масштабный корабль, а он должен быть не менее 70-80 тысяч тонн водоизмещения, то можем войти в программу с одной цифрой, а через 10 лет получить другую. Все риски должны быть учтены на этапе планирования, до принятия решения. Мы можем ошибиться на 10-20%, но не в разы. Иначе уйдем в долгострой на многие годы.
Пока все упирается в цену вопроса, которая, повторюсь, начинается от 500 миллиардов рублей за один авианосец, а на чем можем остановиться, даже трудно представить. Для принятия решения нужен глубокий анализ всех вариантов, научно-технический задел по основным корабельным комплексам и перспективному палубному истребителю.
Мы знаем, сколько стоят корабли такого класса в Америке, в Англии и Франции. Считаем, что у нас он должен быть дешевле. Как минимум потому, что не ставим перед собой задачу выйти на аналог американского – 110 тысяч тонн водоизмещения, авиакрыло более 100 летательных аппаратов с учетом беспилотников.
– Понадобится ли для нового авианосца создание ядерных установок нового поколения?
– Не думаю. У нас есть научно-технический задел по корабельным ядерным реакторам и системам электродвижения корабля.
– Вы сказали о перспективном палубном истребителе. Если это не МиГ-29К и не Су-33, то что?
– Это должны сказать нам специалисты по авиации. За базу может быть взят Су-57, но конструкторам придется все пересчитать под базирование самолета на корабле. В первую очередь, это складывающееся крыло, элементы, связанные с тормозными устройствами, потому что обычный самолет не сможет воспринимать динамические нагрузки, связанные с зацепом при посадке за крюк.
– Какое авиакрыло должно на нем базироваться?
– Авиакрыло будет значительно увеличено по сравнению с "Адмиралом Кузнецовым", включая появление беспилотных летательных аппаратов.
– Если будет принято решение о строительстве авианосца, сколько лет необходимо?
– Минимум 10 лет при наличии научно-технического задела по самолету и готовности судостроительной верфи.
– Американцы активно развивают большие корабли-беспилотники. Будет ли у нас что-то аналогичное? В целом, какие перспективы у надводной и подводной беспилотной тематики?
– Ведущие морские страны развивают четыре типа безэкипажных платформ: сверхмалые, малые, средние и большие. Все эти платформы строятся на единой архитектуре искусственного интеллекта. Каждая платформа решает свои задачи. Одни предназначены для разведки, другие занимаются противоминной обороной, третьи несут ударное вооружение. У нас в этом направлении задействовано несколько институтов.
Сейчас мы попали в условия, когда слова "холодная война" не говорят, но отношения между Россией и США хуже некуда. Даже во времена противостояния США и СССР до такого упадка отношений не доходило. Мир полон противоречий, и мы в этих условиях обязаны иметь достаточный оборонный потенциал.
– Еще один безэкипажный аппарат – это глубоководный "Витязь". Будет ли он передан флоту? Будут ли строиться еще такие аппараты в интересах российских военных моряков?
– Сегодня глубоководный аппарат "Витязь" находится на балансе разработчика, по результатам испытаний будет передан флоту. На каком флоте ему служить – решает Главное командование ВМФ. Программа модернизации серии "Витязь" будет продолжена.[1]
Запахло» очередной программой строительства коммунизма, только...военного[2].
В этом смысле есть у наших «новорусских» чиновников страсть к копированию эпохи позднего «брежневизма», видно культура того времени оставила в их подсознании неизгладимые «борозды».
Не успели китайские, не очень новейшие корабли, участвовавшие в петербургском военно-морском параде доплыть до родных берегов, как вдруг в Китае…загорелся бывший авианесущий крейсер «Минск». Видео последствий наконец-то потушенного пожара на бывшем советском тяжелом авианесущем крейсере «Минск» проекта 1143, находящемся в Китае на приколе у Наньтуна на реке Янцзы: «островная» надстройка из алюминиево-магниевых сплавов большей частью уничтожена.[3] Вопрос: кто запроектировал и построил, коли с 1982-го года известна чрезвычайная горючесть этих сплавов, при том, что палуба для вертикального взлёта при взлёте сильно нагревается... И втюхали хохлы Китаю... Или они сами отдичились на этой стезе «модернизации»...пока не известно. На пять лет раньше на однотипном корабле «Адмирал Кузнецов» тоже возник пожар от сварки…[4]. Причина такой лёгкой возгораемости лежит, возможно, в применявшихся при постройке лёгких сплавов, использовавшихся для максимального облегчения корпуса малого авианосца.
Интересно, это учитывается «высокой» Комиссией, или стремление к гигантомании и великодержавному первенству всё застит? При этом «планов громадьё» требует своё: готовьте минимум три трюллика на игрушки (загнанные в какое-нибудь черемное море, ибо гулять сейчас на просторе им враги дадут только в мирное время, присматриваясь), которые враги смогут уничтожить тремя беспилотниками, учитывая лёгкую воспламеняемость... Остальное не считается: кадры, инфраструктура, начинка и боеприпасы с расходниками... И даже поставить это чудо кораблестроения будет некуда, а потом ещё ремонтировать, красить, обслуживать кто будет? Наверное китайцы, с турками, и тувинцы с конями…
Как видно из этой пространной вставки «о делах наших скорбных» на некогда славном «петровском» флоте, простому «росианину» в праздник ВМФ (РККФ) и радостно, и, одновременно, скорбно за наш «убелённый сединами» флот, как и любое другое учреждение Петра I, которое, однако, как видно из «объективки» КВПК, находится, прямо скажем, не в лучшей форме и в смысле производственных мощностей и, соответственно, планов. Видимо, поэтому главнокомандующий решил провести мощный военно-морской парад в северной «колыбели» Большого Флота России и «погрозить оттуда шведу», понимая под ним «коллективный Запад.
28 июля, не раннее утро, Санкт-Петербург…
Всё началось несколько раньше – накануне 27 июля, когда в Неву вошли и встали «на бочки» несколько военных кораблей, которые на следующий день должны были олицетворять силу и мощь современного Российского ВМФ.
Среди в общем-то малых военно-морских кораблей класса ударных катеров и сторожевых кораблей, в основном доставшихся в наследство от СССР выделялся недавно построенный на Адмиралтейских верфях арктический сторожевой корабль ледокольного класса «Иван Папанин», пока ещё не принятый в состав военно-морского флота. Те, из прогуливавшихся, в этот вечер по набережной Невы, кто служил на флоте, не мог не отметить для себя какой-то бутафорский оттенок предстоящих торжеств, что было видно по фривольному поведению команд кораблей, не считая вахтенных и вооружённой охраны. Навязчивое ощущение театральной постановки не проходило, а усиливалось к ночи, когда команды кораблей стали по бортам глазеть на берег, бросив что-либо делать, согласно корабельному уставу, при этом командиров среди них видно не было. Военно-морской дисциплиной, характерной, например, для Петровского флота, или ВМФ СССР здесь и не пахло, а уж бдительность (охрана боевого корабля в условиях «дроновой опасности», либо «минно-торпедной») – на отметке ниже удовлетворительного…Становилось понятным, почему наш Черноморский флот оказался заперт в дальних портах на Восточном побережье Чёрного моря и не участвует своими соединениями (эскадрами) в боевых действиях СВО. Совокупно с этим, имея ввиду продолжительность строительства относительно небольшого корабля «Иван Папанин» на казённых верфях, легко можно было себе представить, что будущий российский авианосец (как в своё время и не состоявшийся советский «большой» авианосец) может стать частью очередной программы строительства «светлого будущего», во что будут свято верить не до эволюционировавшие до человеков более крутолобые неоантропы, при этом, более косолобые рассказчики, с большими затылками (больше похожие на реликтовых кроманьонцев) – будут, как бы оправыдываясь перед неоантропами горестно разводить руками – ну «неполучилося», нас «опять обманули» коварные враги, либо предатели, которых надо…пожалеть за это…Тогда стоит ли, при таком нравственном состоянии общества затеваться с такими супердорогими проектами, продукты которых могутт запросто сгореть, или утонуть от простой дури какого-нибудь члена команды…либо горе-флотоводца. Надо вначале восстановить железную флотскую дисциплину, воспитать хотя бы одно поколение в этой дисциплине и нравственности, не основанной на высоком армейском довольствии и разовых выплатах, а на любви к своей Родине, в которой нет места во власти различного рода паразитам с большими звёздами и «золотыми парашютами», а уж потом браться за «прожекты» по четверти бюджета…
Официальная часть морского парада хорошо была пропиарена телевидением и в комментариях не нуждается. Под конец парада праздничный Петербург был «осчастливлен» реальной угрозой террористической опасности, о которой сообщили позже. Смертельная опасность угрожала извне верховному главнокомандующему…no comment!
«Город пышный, город бедный, Дух неволи стройный вид…
Коренные петербуржцы (в прошлом – ленинградцы) ни при советской власти, а уж, тем более, при «капиталистической» никогда не отличались столичным уровнем жизни. Помнится, в магазинах начала 80-х «коренные» ленинградцы просили взвесить 50 гр. сливочного масла (высоко-жирного!), что приезжему из более провинциальной части СССР было довольно необычно – набирали килограммами всей большой родне…
Живущие в центральной части Петербурга в полукоммунальных и (до сих пор!) коммунальных квартирах «коренные» петербуржцы «отовариваются» в близлежащих «пятёрочках» и «дикси», ища продовольствие «с дисконтом». Толпы заезжих туристов, «сорящих» пятитысячными купюрами, воспринимаются ими как богатые иностранцы, которые им, ровным счётом им ничего не прибавляют, кроме толкотни и суеты на центральных улицах и проспектах.
Сталинская архитектура с большими просторными квартирами как для советского начальства, так и советских трудящихся характерна для Петроградского района. Послевоенный ампир здесь «на высоте». Позднесоветская архитектура со своими УП-шками характерна для спальных микрорайонов окраин Петербурга. Радует хорошо работающая транспортная система Петербурга, особенно – трамваи – наследие «проклятого советского прошлого». Своеобразный памятник «высокого» советского дизайна и архитектуры представляют собой петербургские станции метро.
Теперь о внешних коммуникациях…Приехать в «северную столицу», а особенно…уехать практически невозможно в праздничные и послепраздничные дни. В этом смысле, «пост советская» РЖД даёт сбои и «корчит рожи» гражданину со средним достатком: поезда летом формируются из «отстойных резервов» 25-40-летней давности. В поездах идущих через Петербург, либо в обход, от Ладожского вокзала, «через Волховстрой 2», до пяти вагонов могут быть без биотуалетов, которые по «советской» старинке закрывают за час до станции и открывают через полчаса. Такие полустанки, как Волховстрой 2 находятся в ужасающем санитарном и техническом состоянии, резко контрастирующим с остальными станционными помещениями РЖД, со всей их «цифровизацией, талонизацией и громкоговорением». В общем – РЖД – как и Петербург – корпорация контрастов, с уже поизносившимся «дешёвым» подвижным составом и супер-дорогими «стрелами» и сапсанами, которые везут «строго до Москвы». Невольно задумываешься, столкнувшись с этим, о тех миллиардах бюджетных денег, которые уходят на «нацпроекты», а вот рядовому «россиянину» до сих пор в отпуск недорого и съездить-то особо не на чем – «давит» коммерческая надстройка над РЖД в виде ТУ-ТУ и других паразитических структур.
Приходишь к выводу, что «северная столица» и связанная с ней транспортная инфраструктура сильно отстала от образцово-витринной Москвы, где Собянину просто девать некуда федеральных и своих денег и он строит «коммунизм в отдельно взятой деревне», уже не говоря о провинциальных центрах СФ, а тем более районных, где детские парки, построенные по евростандартам спокойно соседствуют с разбитой и латанной-перелатанной городской дорогой. Во истину… «Россия страна возможностей» (в смысле – возможно всё!).
«Внешняя среда» петербургских праздненств
Представлена «странной войной» «за Волчанск» и неожиданно, для наших властей обнаружившегося дипломатического давления «братского» Китая (КНР), которые не давая никакой братской помощи, теперь уже взялись сдерживать наше военное руководство «от эскалации и расширения». Конечно, такая достаточно наглая политика вполне прокатит с «не великой державой», если КНР уже считает себя «великой» и может себе позволить применить в дипломатии двойные стандарты: одни для себя в части Тайваня, другие – для «зависимых», которым нельзя освобождать свою территорию, «расширять» и «эскалировать». Интересно, как бы отреагировала военная машина Китая на захват хоть одной своей деревни какими-нибудь «японскими нацистами», стали бы вести мирные переговоры, или шарахнули «из всех средств»? Однако, экономически более слабосильная чем СССР РФ, вынуждена утираться и терпеть…Хорошо, что ещё Индия, видимо не забывшая «индо-пакистанский инцидент», не учит нас, как защищать наши исторические территории и русскоговорящих граждан…И на том спасибо!
Всё это представляется следствием сверх-избыточно затянутых военных действий, позволяющих противнику восстанавливать свой боевой потенциал и нервировать «наших партнёров» на Юге и Востоке. Наша же военная доктрина «средней конвенциональной войны», за которую отвечает «большой генерал» В. Герасимов откровенно провальная, судя по последним событиям в Курской области.
Смотря на всю эту «оперетту» и батька Лукашенко, было подтянувший армию к границе с «хохландом» отказался от идеи «блицкрига», опасаясь оказаться один-на-один с натовской военной машиной, при этом, видя полную нерешительность и безыинициативность российского генералитета, а возможно и «более высоких товарищей»…За что ж его-то винить насчёт призывов к переговорм?
Свыше (ИНВОУ) – всё это явно не одобряется и посылает Всевышний Творец – Вседержитель, Свои Знаки Внимания[5].
Однако, «странная война», балансирующая на грани большого ТЯ конфликта имеет и ещё одну – военно-экономическую «странность». Так Россия в конце весны возобновила поставки урана Штатам (для ядерного перевооружения, наверное) после перерыва в апреле: за месяц объем экспорта составил 91,1 тонны на $209,5 млн. Это стало максимумом с марта 2023 года, когда было поставлено обогащенного урана на $245,9 млн, следует из расчетов «РИА Новости» по данным американского статбюро.
При этом в целом США приобрели обогащенного урана на максимальную за все время сумму — $987 млн. При этом впервые с июля 2015 года покупки были у всех основных поставщиков.
Главным экспортером урана в Штаты в мае был «братский» Китай с поставками на $323,6 млн, при этом 4 месяца до этого поставок не было. Далее идет Франция с $245,4 млн, которая возобновила поставки после трехмесячного перерыва. Тройку лидеров замыкала Россия.
Далее идут Германия ($96,8 млн) и Нидерланды ($63,3 млн), Британия ($38 млн). Небольшие поставки даже были из Казахстана ($8 млн) и Бельгии (2,6 млн).
После того, как «мы» нарастили объемы поставок удобрений в страны Европы, чтобы европейцам было легче пережить экономические сложности, вызванные «ихними санкциями» (а это – наши – российские санкции в ответ на ихние, знай наших!)), мы стали наращивать поставки в ЕС металлов, продолжаем поставлять титан в Канаду — страну, последовательно занимающую одну из самых русофобских позиций в мире, а так же наращиваем экспорт в США — страну, поставляющей на Украину самые большие объемы вооружений и другой помощи, благодаря которым российско-украинский конфликт никак не может завершиться.
It's not personal, it's just business, уважаемые читатели.
В последние дни опять заговорили о неких тайных переговорах с «незаконным киевским режимом». Воистину, кто-нибудь наконец сломает эти самые грабли, на которые наша верховная власть наступает снова и снова?!
[1] https://www.atomic-energy.ru/interviews/2021/05/18/113949
[2] Думали, что на военный капитализм хватит, однако всем ворам не хватило... Так, что, мб, и к военному коммунизму без публичного объявления могут вернуться... Поскольку есть "удачный пример" такового у Китая... Но слова есть слова, а вот сути определять нельзя, потому что спросят, найдутся умники, а нах разводили эту бодягу... (Поделитесь, пожалуйста!), доведя до войн на собственной территории... А ранее эта безопасность обеспечивалась ими на чужой... Германии, Венгрии, Чехословакии, Польше... Разорять свои есть несколько иное, чем давить мятеж коллективно... Раздавали тогда зачем оружие, чтобы оно повоевало против производителей... Тем более, если отказаться от идиотизма идей и с "построением социализма" исчезла "классовая борьба"... Если идти от той терминологии...
Эти вопросы, в основном, риторические, потому, что заряжено это было ещё до смерти ИВС, намечавшейся политикой наследников. Намечавшийся не ими, они были исполнителями. Система ВД, держалась как и НАТО (на США) на сильном в воено-экономическом отношении СССР . Потому подбросили Никите экономическую и админреформы, чтобы начать разваливать экономику, а под это сокращать армию, как «типа» обузу для экономически реформируемой страны. Это привело к торможению развития флота и фронтовой авиации. Всё вместе, к сокращению экономической помощи странам ВД и СЭВ. Плюс навал освобождённых колониальных стран, появившихся из развала империй который был запланирован руками США на заре ООН. На это опять таки клюнул Никита – погрезило ему мировую революцию. Таким образом, 9 лет Никиткинского троцкизма хватило для серьезного военно-экономического отставания и остановки в повышении благосостояния трудящихся. Потом Брежнев, образно говоря, схватился за сиську, пупок и хрен (одной рукой), навёрстывая отставание в оборонке, увеличивая армию (хрестоматийное учение «Днепр» - 1968 г.), при этом совсем упустив базовые отрасли – техперевооружение ОФ, сельхоз и ТД. Потом всё это «меченому» представили как системный кризис не жизнеспособного социализма. https://oko-planet.su/politik/politiklist/719986-diskussija-o-problemah-zamedlenija-sovetskoj-jekonomiki-60-70h-godov.html Нужна, дескать, очередная реформа с перестройкой и… конец КПСС. Почему так скоро?
Ответ до тупости прост и он - «от Рейгана»: «Когда я шёл на встречу с советским генсеком, то ожидал увидеть одетого в хрестоматийное большевистское пальто и каракулевую пилотку товарища. Вместо этого меня представили одетому в модный французский костюм господину с часами «Rado Manhattan»… Взглянув на них я подумал – «Даа... Он продаст нам всё!»
Рональд Рейган о своей первой встрече с Горбачёвым. ЗАБЫТАЯ ИСТОРИЯ 👁
[3] https://www.rbc.ru/politics/17/08/2024/66c036cc9a79472386583fc7
[4] https://www.rbc.ru/society/12/12/2019/5df1f3939a794731eb05ab87?from=article_body
[5] https://russian.rt.com/nopolitics/news/1347278-molniya-udar-park-patriot