Заглавие отсылает к роману братьев Вайнеров "Эра милосердия", экранизация коего (по их же сценарию) Говорухиным (фильм "Место встречи изменить нельзя") стала весьма популярной, как говорят, в народе.
В статье "Если враг сдаётся" ( https://www.razumei.ru/blog/Agafonov/12790/esli-vrag-sdaetsya ) я напомнил, что жизненно важно знать меру - меру беспощадности к непримиримым врагам и меру милосердия к врагам сдающимся, таким, которые признают свои преступления и ошибки, деятельно в них раскаиваются.
Гражданин, пишущий под разными псевдонимами (на сей раз он выбрал... насколько могу судить... самый первый - "Алексей Баранов"), предложил поправку (сохраняю орфографию):
Как говорил В.С. Высоцкий в роли Глеба Жеглова: "милосердие - слово поповское" - соответственно не может быть у этого слова никакой мъеры, как и у всякого наваждения от церковного эгрегора... Может лучше - по-Пушкински: "...и милость к падшим призывал..."?
Так что же это за слово... понятие - "милосердие" и следует ли жить по (этому) понятию?
***
Начнём ... из Даля (Владимира Ивановича).
В его Словаре есть большая статья "МИЛЫЙ" (по изданию "Москва, Астрель-АСТ, 2002 г.", т.2, сс.539-541), цитирую поясняющее:
МИЛЫЙ - любезный, любый, любимый, любви достойный; дорогой, желанный; привлекательный, заставляющий себя любить; приятный на вид, хорошенький; нежный, кроткий, любовный; баженый, моленый; грациозный, обаятельный в обращении.
... Милость ж. - миловидность, качество или свойство милого на вид, приятность; свойство человека любящего; снисходительная любовь; радушное расположение, желание кому добра на деле; прощение, пощада; благодеяние, щедрота; благоволение, оказание кому отличия; награда...
... Милостивый, а в народе и милосливый или милостливый - добрый, сострадательный, милосердый, мягкосердый; снисходительный, благосклонный, ласковый, доброжелательный.
Надо так понимать, что во времена Даля милости в Русском народе было немало. Хотя конкретное помянутое понятие (напомню, кстати, что словарь Даля - как и, соответственно, "весь" Русский язык - основан на глаголах, означающих действие, деятельность... ибо Русский народ - народ-деятель... а вот имена существительные - на вторых и третьих... как в данном случае... ролях-местах) этак подзатерялось среди её (милости) океана - впрочем, просьба "помилосердствуйте!" была нередка.
И, так или иначе, было оное вполне органично в нашей - народной - жизни.
***
В качестве умственного упражнения рекомендую представить себе нынешних милосердных граждан РФ... какого-нибудь милосердного чиновника... кого-нибудь из - столь ныне популярных - политологов энд блогеров... вот вы заходите в магазин, а навстречу вам - милосердный продавец... или заходите в кабинет поликлиники и вас принимает милосердный врач... милосердные менеджеры пытаются вами руководить, а милосердные маркетологи - втюхать какое-нибудь барахло... пардон - отличный товар по сходной цене.
Мне так что-то один только единственный гражданин РФ или, точнее, создаваемый средствами массовой рекламы, агитации и дезинформации образ его, представляется более-менее и неизменно милосердным... нередко даже - чересчур (чуры-щуры - сиречь наши дедичи, то бишь чересчур - это, по сути, в нарушение их заветов, традиций)... думаю, что догадались - кто.
Стало быть, скорее - не поповским было... или стало... таковое понятие, но неприменимым к нашей жизни, изжитым из нашего бытия.
Приложил ли к сему руку и Глеб Егорыч?.. постольку-поскольку.
На одном из концертов он (исполнитель роли Глеба Жеглова, Владимир Семёнович Высоцкий - ещё много более... в своё время... популярный, нежели сей киногерой) "хвастался" - дают, мол, мне всё роли воров и разбойников. Да и вообще - дорогу в искусство ему дали, как исполнителю т.наз. блатных песен (ныне оные благопристойно именуют шансоном). И неизменно вдоль всей этой дороги старались держать его под надёжным контролем (начиная с червончика, который крупнейшая звезда советской эстрады Кобзон Иосиф Давыдович ссужал Володеньке до получки... наш артист небогат... и вплоть до организации больших концертов и поездок за рубеж).
Ну а как перерос Высоцкий блатнячок, стал - неудержимо и неостановимо - поднимать общечеловеческие темы, так его быстренько и оприходовали. И списали, разумеется, на самого же упокоенного - дескать, мы тут не причём, это он всё сам! И пил, и курил, и кололся.
Остались, впрочем, недозачищенные следы - вроде песенного
"...не пью примерно более двух лет... запью ли вновь?.. не знаю, не уверен!"
Но из своего - с самого т.ск. начала жизни - окружения Владимиру Семёнычу выйти, конечно, было не суждено... разве что, пытаться как-то оное корректировать... Поэтому и запивал, вновь и вновь, и ушёл из жизни в 42.
***
Так вот, заложенный потенциал в сыгравшем роль Жеглова Высоцком был велик - и был он вполне мил и милостив (см. выше). А вот реализовать сей потенциал ему удалось лишь отчасти - ибо реализация сиречь продажа, сиречь оплата таланта, труда... кто платит - тот и заказывает музыку.
И заказали - в очередной раз - Высоцкому сыграть человека весьма... как нынче выражаются... харизматичного - благо, что все данные у него были налицо. "Харизматичного", но не очень чистоплотного - ибо ставшее крылатым "Вор должен сидеть в тюрьме!" дополнено "И людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу!"
Иными словами - цель оправдывает средства, пресловутый девиз иезуитов.
О коем И.С. Тургенев писал так:
Одни иезуиты утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть цели. Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм.
по https://ru.wikisource.org/wiki/Переписка_(Тургенев) .
Средства обязательно и неизбежно соответствуют целям... другими словами - цель оправдывают средства.
***
Рекомендую поразмыслить и над тем, существенно ли, радикально ли отличаются в пресловутом нравственном плане Жеглов и тот же, к примеру, Сапрыкин/Кирпич (роль Садальского). Не играют ли попросту разные роли - один ворует, другой ловит - нравственно сходные граждане (не Высоцкий, подчеркну, как личность - а его персонаж)?.. вся жизнь - театр, и роли могут поменяться - или их могут поменять. Те, кто пишет сценарии, осуществляет режиссуру и раздаёт роли...
Стало быть - к сценаристам, братьям Вайнерам. Они писали детективы. По этим детективам снимали фильмы - из других популярных назову "Гонки по вертикали", "Визит к Минотавру"...
В детективах, разумеется, побеждало добро - преступление влекло за собой наказание... вполне по Достоевскому. Но было это добро с некоторым изъяном - каковой вполне характерно проявился и в Жеглове... Немилосерден он был к преступникам - и трудно его за это осудить... когда, скажем, пресекает он преступную деятельность негодяя, укравшего хлебные карточки - обрекшего потерпевших на голод...
А вот обвинение невиновного - это уже не вызывает сочувствия к ... карающему мечу правосудия.
Равно как и ... уничтожение преступника, ставшего таковым именно из-за недоработок/ошибок органов, но помогшего обезвредить приютивших его бандитов - т.е. вновь сделавшего правильный выбор на очередной жизненной развилке.
Говорят: в кино - всегда счастливый конец... как и в Русских сказках - ибо описано в оных, как следует жить, как поступать, дабы быть хорошим, милым человеком - достойным членом общества.
И в "Месте встречи..." конец тоже счастливый - в отличие от исходника/романа:
ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПОГИБЛА МЛАДШИЙ СЕРЖАНТ МИЛИЦИИ ВАРВАРА АЛЕКСАНДРОВНА СИНИЧКИНА
Т.е. в романе действительный главный/"положительный" герой семьи не создаёт - лишь усыновляет ребёнка... немилосердно с ним обошлись его создатели!
И, кстати, ряд источников утверждает, что именно главный спорный герой фильма - сиречь Высоцкий - проявил милосердие, настоял на изменении концовки...
***
Разрушение СССР одним из основных элементов имело тезис о порочности т.наз. патриархального характера государства. Т.е. наряду с изживанием действительно порочных явлений, вроде непотизма, кумовства, из нашей жизни последовательно вымывали и простые человеческие/человечные отношения. Радикально меняли идеологию: вместо... насаждаемого зачастую, как говорится, со всей дури... человек человеку - друг, товарищ и брат, стали насаждать немудрёное "обогащайся!", по умолчанию - "всеми не запрещёнными напрямую/законом способами" и... жёстко логично вытекающее из оного... "человек человеку - волк".
Разрушали государство, уничтожали патриархальные, семейные отношения в государстве/обществе - разрушали и обязательную его составную часть, семью.
И главными человеко-орудиями в сём процессе были... и до сих пор остаются... те, кто воспитан в культуре, традиции, чуждой Русским культуре и традициям. О сём я в крайний раз писал в статье "Русская культура и культура еврейская: об отличиях" ( https://www.razumei.ru/blog/Agafonov/12478/russkaya-kultura-i-kultura-evreiskaya-ob-otlichiyah ).
Потому и для "Алексея Баранова" - и для героя Вайнеров - понятие "милосердие" есть понятие чуждое, устаревшее. Современны... т.е. соответствуют времени их жизни, неважно - жили ли они во времена Христа, живут ли сейчас - жёсткая конкуренция даже между своими, и дружба против чужих (активная помощь друг другу в борьбе с оными), последовательное уничтожение лучших из них.
***
Характерно, что - буквально, как только была уничтожена... более-менее народная/Русского-Советского народа... советская власть, так сразу и братья Вайнеры, подобно многим другим братьям (во всех смыслах - и кровном, и принадлежности к ложам/орденам, и прочих), приступили к зачистке следов и переводу стрелок - цитирую по http://ru.wikipedia.org/wiki/Библиография_братьев_Вайнеров :
1991
Петля и камень в зелёной траве
Первая часть дилогии о деятельности органов госбезопасности СССР. Журналист Алексей Епанчин начинает собственное расследование обстоятельств трагической гибели Соломона Михоэлса и его ближайшего помощника Моисея Гинзбурга. Но Алексей не может даже представить, как жестоко отразится на его судьбе и на судьбе его возлюбленной Суламифи Гинзбург попытка узнать «тёмное прошлое» всемогущего КГБ
Евангелие от палача
Вторая часть дилогии о деятельности органов госбезопасности СССР. Действие романа происходит в конце 1970-х годов, перемежаясь с воспоминаниями о прошлом некоего полковника МГБ Павла Хваткина, который волею судьбы оказывается причастным к «делу врачей». Оказав помощь в аресте Берии, а затем уйдя в отставку, Хваткин надеется, что его преступления забыты. Но появляются люди, готовые спросить с него за всё совершённое им зло.
И до сих пор эти люди спрашивают за совершаемое против них зло - т.е. за попытки пресечь извлечение ими гешефта изо всего, что только под руку попадётся:
Помните генерала ФСБ Алексея Павлова? Минувшей осенью помощник секретаря Совета Безопасности России опубликовал в еженедельнике "Аргументы и факты" статью "Что варят в «ведьмином котле»", где говорилось о превращении Украины в тоталитарную гиперсекту ("Власть имущие в Киеве первыми превратились в воинствующих фанатиков, чьи взгляды прямо противоположны взглядам нормальных людей") и необходимости десатанизации этой территории в ходе СВО. Помимо прочего, он упомянул хасидов-хабадников, подчеркнув: "Главным жизненным принципом любавичских хасидов является превосходство сторонников секты над всеми нациями и народами".
Сильно разозлившиеся евреи обвинили Павлова в антисемитизме, "попытках искажения в массовом сознании представлений об иудаизме" и даже "кровавом навете", потребовали уволить генерала из Совбеза, привлечь его к уголовной ответственности. На Алексея Анатольевича лились потоки оскорблений и угроз. Дошло до того, что непосредственного начальника Алексея Анатольевича - секретаря СБ Николая Патрушева (а Павлова СМИ именовали "правой рукой Патрушева") - вынудили принести публичные извинения. Сам генерал-лейтенант Павлов извиняться не стал.
"Ничего не скажешь, забросил тов. А. Павлов пачку дрожжей в «ведьмин котёл». Кто-нибудь вообще верит в то, что генерал ФСБ мог случайно написать «такое»? Или что он не знал, куда камень бросает и что может прилететь в ответ? Бедные ещё от истории с Сохнутом не оправились, а тут снова «прилёт». На всю статью всего две строчки про хасидов-хабадников, но Берл Лазар уже полез в бутылку. Оно и понятно. <...> Да кто бы сомневался в том, что Совет Безопасности РФ располагает достаточной информацией о том, чем занимается секта любавичских хасидов на Украине, а в первую очередь в России", - отмечала "Русская народная линия".
Продолжение истории было предсказуемым, увы.
20 января Алексей Павлов освобождён от должности помощника секретаря Совета Безопасности, которую он занимал с 19 марта 2009 года. Причина увольнения в президентском указе не названа.
___
На иллюстрации - обложка неустановленного (навскидку) издания, то ли одного романа, см. напр. https://www.knigi-janzen.de/view.php?gid=196150 , то ли целого Собрания произведений Вайнеров А. и Г. в 12 книгах - согласно сему https://booka.su/?product=1859 . Но не суть - характерен образ/глаз всё той же чёрной кошки, надзирающей за "эрой милосердия" - каковая оказалась весьма немилосердной.