«Новая газета», где опубликована предлагаемая статья, ресурс для нас откровенно вражеский. Но прочитать настоятельно советую. Там открывается дискуссия по поводу «противостояния» ислама и христианства. Возможно, это просто совпадение. Но посмотрите на мою последнюю статью «Дух Соловьева против педерастии головного мозга». Там рассказано, как чеченский богослов Магомед Хийтанаев не где-нибудь, а на передовой, не выпуская из рук автомат, вводит в наш обиход понятие «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»: «Мы все люди Писания: и христиане, и мусульмане и иудеи, которые уверовали в Моисея… Все мусульмане мира ждут пришествия Иисуса…».
…Время такое пришло – собирать камни, различать сердцем, где слуги Сатаны, а где и наши люди, объединённые Единым Творцом.
Эдуард Наипов
«Русскому миру» — аятолла. В РПЦ заявляют, что православие «ближе к исламу», чем к западному христианству. Что это значит?
3 дня назад
7K прочитали
[Патриарх Кирилл. Фото: Коммерсантъ]
Патриарх Кирилл. Фото: Коммерсантъ
«Однажды наш президент Владимир Путин <…> на вопрос журналистов об отношении православия к католицизму и исламу ответил: "Мы к исламу ближе". Я тоже считаю так, — признался глава РПЦ патриарх Кирилл несколько лет назад во время визита в Казань. И пояснил: — И ислам, и православие, принадлежат к одной восточной группе. Так получилось, что Восток оказался менее восприимчивым к новациям».
<...> «Восточная идентичность» звучит в речах патриарха все чаще, заменяя доктрины «русского мира» и «славянского братства». Термин «русский мир» ныне перешел в разряд агрессивных раздражителей и стал нарицательным, а «славянское братство» скорее формируется сегодня вокруг Украины, которой всесторонне помогают
Польша,
Чехия,
Словакия,
Словения,
Хорватия,
Черногория,
Северная Македония
и даже Сербия,
в то время как единственным союзником Москвы остается белорусский режим, едва не свергнутый собственным народом в 2020 году.
На встрече с генсеком Всемирной исламской лиги Мухаммедом Абделькаримом Аль-Иссой Кирилл вновь подчеркивал:
«Православные и мусульмане принадлежат к единой восточной культуре».
Патриарху импонирует в исламе то, что он «твердо стоит на догмах — основе нравственности — и с опасением смотрит на религиозную жизнь Запада». В современном глобальном противостоянии христианской и исламской культур глава РПЦ винит, разумеется, первую — ведь западное христианство «деградирует»:
«Когда благочестивые мусульмане видят, что происходит, они не могут этого понять. [На Западе] отсутствует даже базовая мораль».
Иран как образец, а «мы — как мученики»
На фоне СВО Иран стал важным приоритетом внешней политики Москвы. В официальной «духовной дипломатии» — тоже. Так, в структуре патриархии действует совместная с лидерами Исламской революции комиссия «Ислам — православие». По словам патриарха, она формулирует общую позицию по противостоянию «секуляризации современного мира» и «защите нравственных ценностей».
Общий враг РПЦ и Ирана — «гонка за материальными благами и плотскими удовольствиями».
Вот как говорит об этом настоятель храма РПЦ в Мадриде протоиерей Андрей Кордочкин:
— Идеальная Россия, построенная на «традиционных ценностях», — это православный Иран. В этой парадигме глава государства — это не просто управленец, а аятолла, самостоятельно истолковывающий духовные материи, церковь же выступает его ретранслятором. Именно поэтому он говорил о том, что православие ближе к исламу, чем к католичеству.
Именно поэтому он провозгласил шахидский принцип: «Мы, как мученики, попадем в рай, а они просто сдохнут».
Песни смерти. Как президент Путин приглашает погибнуть за Родину: разбор Александра Минкина
Новая Газета
11 января
Отношение к исламу стало новой линией водораздела между «почвенниками» и «западниками» в самой РПЦ. Заслуженный профессор богословия Алексей Осипов так формулирует незатейливую доктрину, которая практически стала официальной в церкви:
«Запад, Европа уже давно потеряли христианство… Никакого антагонизма [с исламом у нас] не было, это лживая пропаганда!»
А неаккуратные выражения папы римского Франциска, предпринимающего дипломатические усилия по прекращению боевых действий на территории Украины, православные активисты вслед за Рамзаном Кадыровым в ноябре 2022 года умело подали как выступление католичества на стороне «четвертого ЛГБТ-рейха» против христиан и мусульман России.
[Патриарх Кирилл. Кадр Первого канала]
Патриарх Кирилл. Кадр Первого канала
Тайна Христа и «шикр»
Богословский взгляд на ислам патриарх Кирилл сформулировал на Пасху 2017 года в московской детской больнице:
«Здесь и христиане, и мусульмане; каждый обращается к одному и тому же Богу-Творцу; и вот в ответ на это мы каждый получаем реальную Божию помощь».
Это такой уровень редукции религиозности, при котором становится неважна личность Богочеловека Иисуса Христа — основа христианства.
Можно вспомнить, как Новый Завет высказывается по этому поводу:
«Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1 Иоан. 4:2);
«Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Иоан. 2:23).
Православное святоотеческое предание уделяет много внимания отличиям христианства и ислама. По мысли святителя Григория Паламы, Коран знает евангельское откровение о Христе, но сознательно отвергает его, считая искажением истины. Святой замечает, что приоритетом исламского мира является внешняя экспансия и мирской успех.
Константинопольский собор 1180 года провозгласил анафему исламскому вероучению по причине отрицания Божества Иисуса Христа, а в богослужение православной церкви вошел чин отречения от магометанства. Он совершается над мусульманами, крещенными в детстве, но воспитанными в исламской вере и пожелавшими вернуться в христианство.
Под ударами исламского мира — сначала Арабского халифата, а потом и Османской империи — пала «хранительница православия» Византия, которая считала себя последней христианской империей на земле.
Идеология путинской России предлагает микс двух главных «монотеистических конкурентов» — евразийскую православно-мусульманскую империю, причем в условиях постмодерна, когда потеряна реальная историческая преемственность религиозной традиции и ее приходится реконструировать.
Принципиальное отличие христианского представления о Боге от мусульманского подчеркивает и Коран:
«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей» (4:36);
«Аллах не простит того, что вы придаете Ему в сотоварищи другие божества, но простит другие грехи, кому пожелает из Своих рабов. Тот, кто измышляет в сотоварищи Аллаху другие божества, совершает великий грех и никогда не получит прощения Аллаха» (4:48).
Исламская традиция называет этот грех «ширк» и относит к нему христианское почитание Бога-Троицы.
Божественная дискредитация. Как трансформировалась заповедь «Не убий» от ранних веков христианства до РПЦ наших дней
Новая Газета
26 ноября 2022
На упрек в «почитании трех богов» русский средневековый святой Максим Грек отвечал:
«Если кто исповедует трех богов, тот да будет проклят на веки веков, аминь! Мы знаем единого Бога, Творца и Создателя всего, имеющего Слово и Дух, равночестных и тождественных по Божеству, собезначальных и соприсносущных, ибо никогда Бог не был без Слова и Духа <…>. Един Бог в Троице, а не три Бога, да не будет сего! Как ум, слово и дух все три называются одною душою, а не три души; так же круг солнечный, свет и луч, все три составляют одно солнце, а не три солнца: таково и таинство Святой Троицы».
<...>
Выражаясь научным языком, налицо богословский ревизионизм в угоду политической конъюнктуре.
Раз необходимо мотивировать православных на «священную войну» с Западом, включающим Украину, значит, им теперь ближе ислам, чем «неправильное» христианство.
Недаром еще преамбула к российскому закону о свободе совести именует православие и христианство разными религиями!
Западный католицизм достиг заметно больших успехов в диалоге с исламом, поскольку менее зависим от сиюминутных практических задач и может себе позволить сосредоточиться на «теории вопроса».
РПЦ на этом фоне выглядит, выражаясь языком патриарха Кирилла, более секулярной, более вовлеченной в актуальный политический процесс, чем якобы «деградировавший» католицизм.
<...>
«Церковный Жириновский» Андрей Ткачев, его поклонники и противники
Новая Газета
8 ноября 2022
Александр Cолдатов