И.А.Ефремов когда то написал: “Красота как наивысшая степень целесообразности”. То, что не красиво, не делай. Делай через вдохновение то, что приносит эстетическое удовольствие - хорошее настроение. Именно в хорошем настроении любая мысль, любого человека формирует атмосферу жизни и среды обитания. Красивая архитектура (музыка в камне), красота в искусстве (музыка, текст, образ) формирует гармоничные мысли-образы человека.
Почему так сложилось, что людей для молитвы зовут в красивые строения, которые зазывалы зовут храмами? Потому что человеческое сознание, попадая в красивые формы музыки в камне, наполняется гармоническими волнами, и на основе такого течения духа молитва эффективно воздействует на реальность.
В сегодняшних городах понимание того, как архитектура формирует сознание, чаще всего заканчивается разговорами о том, как она (архитектура) его (сознание) “расформировывает”. Но это одна сторона вопроса. А ведь нет ничего проще, чем через воплощение красоты в камне влиять на показатели жизни в регионе. В хорошем настроении не будешь думать плохие мысли - накачивать разрушительные матрицы. И посему первое, за что следовало бы отчитываться руководителям регионов, это эстетика города, формирующая у граждан Любовь к месту жительства. Отсюда вытекают и улучшение других показателей: рождаемость, безопасность, ненапряженность отношений между людьми, уменьшение количества смертей, отток/приток населения и т.д.
Как-то давно было замечено, что в 20-м веке особенно в развитых капиталистических странах, где традиционная культура сеет напряжение, особенно качественно вкладываются в урбанистику, в её эстетическую составляющую. Эти вложения власть имущих оправдывают себя тем, что человеку рабство духа совмещают с красотой мира: мол посмотри, как мы живём, а ты не доволен. До чего же красивые кандалы. А у нас, в России, “кандалы” не красивые. Нарратив на эту тему в фильме “Неуместный человек”.
Как-то раз поступил такой вопрос от человека, выросшего на Западе: Почему на Западе так чисто и красиво, а в России, особенно на периферии, такая разруха? Ответ был ожидаемым: Русские люди честнее. Нет красоты в голове, они её не хотят импортировать, они хотят своё, ждут, когда справятся с разрухой в головах. Культурный код русских - это правда (форма=содержание), культурный код европейца - это обман сознания обёрткой, форма - не само содержание. И вот когда созидатели вылезают на поверхность из вдохновенного, победившего разруху сознания, они всем миром выстраивают уникальную культуру. Если на Западе есть островок высоток из стекла и бетона для “небожителей”, то в Сталинском СССР строили типовой город-сад для всех тружеников.
Эпоха Сталинской архитектуры (сталинский ампир, сталинский неоренессанс), также называемая сталинской готикой или социалистическим классицизмом, – это термин, которым обозначают архитектуру Советского Союза под руководством Иосифа Сталина между 1933 годом, когда был официально утвержден проект Бориса Иофана для Дворца Советов, и 1955 годом, когда Никита Хрущев осудил “перегибы”, “излишества” последних десятилетий и распустил Всесоюзную академию архитектуры. Сталинская архитектура связана со школой социалистического реализма в искусстве и архитектуре.(pikabu.ru )
Поиск форм красоты произрастает из чувства меры творца. И.В. Сталин не имел образования архитектора, но чувствовал: где, какой формы, с какими элементами стоит строить сооружения, оттого и вмешивался в строительство ключевых объектов. Квинтэссенцией его взглядов стали, конечно, Сталинские высотки в Москве - своего рода «пирамиды»/«символы» дела Сталина. Их активное строительство началось после Победы в Великой Отечественной войне. Казалось бы, учитывая потери от войны и потребность населения в жилье, нужно было спешно штамповать нечто наподобие хрущёвских «курятников». Но утвердившаяся в своей правоте цивилизация расцвела торжественными Сталинскими высотками, отражая величие и перспективу планов того времени.