Как что-то неприемлимое сделать приемлимым (окно овертона), если, предположим бы Камеди клаб появился бы и транслировался бы сразу после войны – высшая мера наказания, я думаю, никому бы не показалась бы дикостью, и была бы справедливостью. Как зачин и предтеча современной мразоты индустрии Газпром Медиа – ядовитые комедии Рязанова кажутся исполненными чуть ли не святости с ангельскими хорами и «легендой жанра».
Рассматривая сказку с той позиции, с которой большинство людей приучили думать, получается абсурдная ситуация: зритель невольно переходит с позиции сочувствия главным героям (изначально положительным) на позицию сочувствия и поддержки «лесным духам» (изначально враждебно настроенных к людям). То есть, так как приучили думать – человек ментально поддерживает сторону противника и начинает бороться сам с собой. Кому сочувствует и как потом интерпретируют «по шаблону» и на стороне кого размышляют в таком роде: что вот, мол, главный герой посмотрел в зеркало, не поблагодарил гриба, какой плохой, нужно его наказать по всей строгости.
Сказка почему-то названа не по именам главных персонажей, а по имени «добродетеля» духа, показывая, что основа – Морозко (слово ср. рода), хотя по сюжету это не сказать что так. Второй дух «Гриб-боровик» предлагает Ивану состязание и награду за выигрыш сам, герой сам не просил и не выпрашивал у него лук. Гриб побеждает героя при помощи хитрости и магии и морока, и даже не предупреждает того, что намерен в соревновании её использовать, хотя знает, что герой не обладает магией и не использует её, а это изначально не равные условия и возможности, что несправедливо изначально. Причём Иван, не смотря на это, признаёт победу Боровика, и не просит ему что-либо давать, тот по – собственному желанию ему вручает лук, но духу это показалось недостаточным признанием его верховенства и могущества (вернее не ему, а мороку), он выказывает желание, чтобы Иван поблагодарил того и поклонился (используешь магические силы – автоматически прав и лесной кукарача) стихийному лесному духу. Во-первых: если рассудить честно – за что спасибо – за то что тот его обманул хитростью и нечестно обогнал – за это, недостаточно того что он не стал спорить о реальном победителе конечном результате победы? Возможно «дед-лесовичок», убери у него всю его магию – пустой пар и пшик, даже бы не мнил о возможности соревнования как такового, и просто завидовал главному герою в его физической силе и красоте, а поэтому решил обходным путём сломать волю, и покорить себе. Во-вторых: поклон (он попросил за лук) – это не просто дань уважения, это поклон - служения за подарок (непрошенный) низлежащим царствам стихий и их духам, которые враждебны царству человека и хотят видеть человека исключительно своим слугой. НО! Гриб-Боровик – «добрый персонаж» сказки и абсолютно никак не наказывается за свои неадекватные издевательства (это же гриб - кто же его посадит) за придуманные же им «провинности» ему. Не соответствие погрешность- наказание столь очевидна, что невидна только зашоренным штампами типа: «Ну, это же добрый советский фильм на основе неискажённых образов русских сказок, как там могут быть странности, отсутствие справедливости и «тихий» яд пропаганды». Показано как преступление – гордится собой и быть без изъяна (ладно бы если бы герой красовался бы без оснований на то), нужно быть обязательно кривым, косым, рябым, лысым, кривоногим, горбатым, несуразным, с физическими и моральными дефектами, сломанными физически и морально, ну тогда и «духи» спокойны и не волнуются, что они – никто и ничто и звать их никак без «своих» способностей украденных у людей.
Из статьи на тему "Морозко" на "Крамола инфо": «Мы определили этого героя, как собирательный образ правящих элит России высшего звена, от дома Романовых до наших дней. Гольштейн-Готторп-Романовская династия – люди пришлые, засланные казачки, так сказать…Самомнение у Ивана настолько велико(так и должно быть), что он надумывает поспорить с ИВОУ(этого не было), «кто круче»? Правда ему хватает ума признать в итоге верховенство божественного управления (каббалу?). И Старичок-Боровичок за это дарит Ивану лук со стрелами (наделяет его особой властью на земле), за которые тот мало того, что не потрудился отблагодарить, а ещё и нахамил в ответ на замечание Старичка: «Пусть тебе медведь в ножки кланяется». «Ну что ж, Иван, будь по твоему – медведь мне будет в ножки кланяться, а согнётся твоя спина».
Небольшое «лирическое» отступление от темы: Вариант понимания произведения представленный на данном ресурсе и обозначенный такой фразой: «Таким образом, нам хотят показать, что качество правящих элит зависит от меры понимания народа» В «переводе» – Народ заслуживает то правительство которое есть; Народ- «сам дурак» и во всём виноват исключительно сам; Народ должен возложить на себя ответственность за всё происходящее только на себя (перечисление манипулятивных фраз для народа разжижающих мозги). Прослеживается желание господ выйти сухими из воды, навешивая народу (пусть населению) ярлык козла отпущения и отправить медленно, умирать в пустыню питаться подножным кормом (медленно сварить как лягушку). Само по себе это абсурдно, так как для никого не секрет, что в большинстве своём народ лишён воли (искусственно и методично - селекционно, а не сам по себе), следовательно виновен только в невозможности её проявлять (подобен доверчивому безвольному ребёнку), активно не действует и не проявляет волю - априори не может быть виновником активных негативных изменений и искажений, значит по-настоящему виновны те кто взял на себя всю её силу, а значит и ответственность с них не снимается, рано или поздно они окунутся в свою яму вырытую для других. Следует отметить, что и образ и аллегория Ивана – как правительства России, тоже не уместен, правительство – это скорее тряпка и зомби-робот отец Настеньки. Неправильно определили господа, только тапки свои насмешили, не доросло ещё ваше «правительство» до образа Ивана – духа русского народа, вы его предали, можно предложить (скорее, но не точнее) образ старика «псевдо-отца» - предателя и безвольной тряпки. Понавешали псевдо-преступлений без состава преступлений, даже по фильму герой – просто радовался жизни, а иметь своё великое мнение – это преступление только для существ лишённых разума. Почему Старичок-боровичок имеет самомнение и гордость (ему позволено, если да, то кем?) и не смириться всё лишь с тем, что ему отказали в формальном ритуале почтения, не отпустит на милость судьбы (если действительно была бы вина), а хочет именно активными действиями наказывать – гордыня обуяла, не применяет к себе свою же логику смирения и благодарности? Эти духи в сказке – падшие мертвецы, застрявшие в материальных стихиях ими же порабощаемыми, и желающие чтобы и другие вечно крутились в них.
Старичок – Боровичок сам признаётся чем занимается: скучает, колдует понемногу, то есть от безделья пакостит людям. При этом, речь укоряющая и «пристыжающая» Ивана с удивительной точностью подходит под описание самого характера Старичка-боровичка, ведь всё, в чём он обвиняет Ивана – проделывал он сам:
«…На себя посмотри, как ты жил – только перед людьми похвалялся (магией), да сам собой любовался. Сам себя ублажал, а людей обижал. Вон и Настеньку зря обидел… (чужими руками) И никто от тебя добра не видел. Тут тебе и ответ – тут тебе и совет. Только не знаю, поймёшь али нет?» Так что в манере этих же духов можно их же внушениями посоветовать: поклониться, поблагодарить, не перечить, покориться, смириться и молчать.
В какой именно момент Иван «превращается» в медведя – в тот момент, когда первое, что он может предположить – что это Настя его заколдовала как ведьма, а это именно результат вредительской деятельности Старичка-боровичка.
Я так дотошно и скрупулезно останавливаюсь на этом моменте по необходимости вскрыть и выявить методы и принцип действия «лесных духов» злобы (ведь дьявол скрывается в мелочах, в данном случае – в карлике). Иван ему чётко (а не своенравно, как принято, штамповано понимать, а не «зрить в корень») поясняет – «что пусть тебе медведь в ножки кланяется». Это следует понимать так, медведь – зверь великий, но относиться к царству животных – ему и следует и не зазорно поклониться падшему стихийному духу в образе гриба-боровика. Иван же не относится к царству животных , и не должен именно поклоняться четырём и более, но стихийным духам, не доросшим даже до уровня человеческого царства, даже с тем, что они овладели искусством «управления и повелевания» стихиями и порабощение животного, растительного царства для своих нужд. Но силу, то они берут у порабощённых живых. Дух гриба-боровика рассуждает как перевёртыш человека – он выхватывает не суть и смысл, а видимость, поверхность, слова, он схватывает слово «медведь» из речи героя, и решает этим того, как ему кажется справедливо, покарать, это их любимая «фишка». Таким людям кажется особым шиком, и доставляет удовольствие бить не покорённых с ними, их же выхваченными словами и речами, это придаёт наказанию нарцистизм и большую силу энергии страдания, как и некоторую иллюзию правомерности самого наказания. Так как: «сам же предрёк себе и «сам» себя покарал», следовательно, за дело, значить человек будет изнутри снедаем, самостоятельно «за грех», будет варить сам себя, на самом же деле это не так как кажется. Для этих существ нужны ваши искрение раскаяния, как наркотик и кайф для себя, а не погрешности сами по-себе, встречающиеся на трудном (искусственно, из-за них же) жизненном пути. Преступлением для этих существ является уже то, что вы живёте, и «не дай Бог» здравствуете, что не хотите служить им, не сломаны и покалечены духом и душой перед ними, сердце ваше не сокрушено, вы не едины с ними в их безумии – это «грех». Дьявол всегда остается одним и тем же, и не меняется, перманентен в своих действиях и сути, и хочет только вашего «изменения сознания - измене себе» под себя, под бесоподобное состояние, потому-что изначально позавидовали человеческому богоподобному состоянию.
У Гриба-боровика его мноходовка, связанная с его псевдо-предречением так, чтобы всё случилось так как он предрёк:
Интересный пень, который «расцветает» тоненькими цветочками от слёз и страдания Настеньки, то есть пню нужны именно негативные эмоции человека.
Другие слёзы девушек в сказках:
Неужели не видна связь между грибом-боровиком и другими подобными духами-единой шайкой-лейкой и богами-олимпийцами которые меняли образы неугодных людей (скорее наводили морок-гипноз) на звериные, только за то, что те не хотели признавать их своими господами и кланяться им. Кто желает иметь рабов - рабы изнутри и сгнили изнутри полностью и безповоротно, так что нет смысла в существовании их оболочки, поскольку они мертвее мёртвого.
Человеческие возможности, даже расщеплённой личности, показаны на примере Марфушечки (это не устраняет негативизм её личности как таковой и не оправдывает образ отрицательного персонажа) – девочки-подростка, которая своей энергией сваливает с ног Морозко, и честно признаётся, что руки и ноги у неё в холоде (что в принципе соответствует реальности), а не отрицает того что замерзает, при том что на деле окоченевает, и только когда совсем уже «отбрасывает коньки» говорит что замерзает. Марфушечка по-хамски и не уважительно, но говорит Морозко правду, он ведь, по-сути, задаёт абсурдные-издевательские вопросы (нагоняя холод спрашивать не про холод, а про наличие тепла, как если бы рыбу на суше спросили бы, есть ли той чем дышать) «Не перечливость» и тотальная смирённость как «положительное» качество доходит в характере Насти до той черты, после которой – абсолютное растворение личности в природе стихий – отказ от своего я и эго (стержня души, от которого так мечтают себя и других людей избавить некоторые псевдо-эзотерики)- обман себя и наплевательское отношение к своей душе и личности, как к чему-то несущественному, обо что можно вытирать ноги.
Возможно, такой характер – это идеальный раб, и ребёнок, лишённый воли, преступно жертвенный и добрый к другим, но не к себе (уничижающий свою душу). Настенька чувствует и может положительно влиять на природу и рост, но не имеет силы воли. У Марфушечки же есть силы и энергия противостоять Морозко, даже в этом уничижённом, разделённом и не полноценном состоянии натуры, направленными на демонизм и деструктивность – у неё нет оживотворяющей силы и внутреннего направления души. Определённо, Марфушечка и Настенька – это две расщеплённые половинки одной целой личности (подспудно об этом говорит то, что обе героини были сыграны актрисами-еврейками), обе были при первой встречи названы одинаково Морозко – «чудо-юдо», что первая, что вторая, как-будто они воспринимаются одинаково, и вопрос (хоть и абсурдный и как по-программе) был задан один и тот - же, независимо от внешних изменяющихся обстоятельств.
Платон считал расщепленные личности особенностью «земного» человека: «Особенностью земного человека стала двухсоставная душа. Платон одну часть называл благородной частью души, а другую дурной, способной воспринимать низшие чувство. Такую двухсоставную душу он называл смертной, или по-другому, подлежащей растворению в соответствующих областях, ибо они только покров безсмертного духа»
Если у Платона таковой расщеплённая личность является сама по - себе, как «особенность земного человека», и лишь одна из половинок является истинной сущностью человека, то в варианте одной из серий «Бегство Логана» такие люди создаются искусственно, проходя процедуру разделения. Они не являются, при этом, полноценными личностями, и в каждой части присутствует небольшой процент от изначального человека.
Дед Мороз – зимний образ «Деда Мороза», а «гриб-боровик» - его летний образ, напоминает также Абсолема из «Алисы» Бёртона:
Настенька (Настья – хорошая погода, как противовес Морозу – плохой погоде) как бы «оживает» после сна именно в тот момент когда Иван кается, как-будто она заснула из-за обиды от Ивана, а не от посоха, и во время «расколдовывания» снова слышны колокольчики Старичка-лесовичка. Настенька просыпается и говорит, что Иван стал лучше, чем был (хочется спросить, как она это определила, если спала всё это время). Иван же, желая угодить, соглашается, и говорит, что действительно, будет хорошие дела делать, а раньше сам себе служил (повторяет внушенное). Настеньке, почему-то это проявление «самомнения» не устраивает (а сейчас то, что не так?), она запугивает его тем, что у него на щеке пробивается медвежья шерсть, что, по сути - жестоко. Если вдуматься, как Настенька могла узнать, что Иван превращался в медведя из-за своей псевдо-гордыни, как только не со слов Морозко. Настеньку, получается, не устраивает Иван со своей личностью, ей нужен подогнанный под чужой шаблон, изменённый он - по соответствию взглядов Старичка-лесовичка (она говорит его утверждениями). И как можно использовать негатив и страх сделаться снова медведем, запугивать неприятными воспоминаниями, чтобы переделать под образец пригодный для духов и служащий им. Но при этом избирательно понимать негатив от жениха, и не видеть вреда от тех, кто действительно делал вред в её судьбе (мачеха, сводная сестра, отец), поощрять его смирением. Значит, если мачеха действует на отца Настеньки грубым запугиванием, то сама Настенька, с самого начала действует путём испуга оборотничества Ивана, напоминая про неприятный эпизод в жизни. Разве не говорит в Настеньке в этот момент ум Старичка-боровичка в образе Настеньки. Как-то уж больно образ мыслей совпадает с образом мыслей лесных духов, тем более что, Морозко два раза в сказке повторяет фразу, про то, что «никогда не проснётся», но при этом особо точно не был в этом уверен, или в точности не знал. Плюс в конце свадьба играется в тереме Морозко, судя по витражу окна, что может означать (если поразмышлять по логике фильма «Начало»), что герои всё ещё во сне.
В одном из других вариантов этой сказки, всё перевёрнуто с сёстрами в точности наоборот - первая (дочь деда) не мёрзнет, а отец просто сдаёт её в аренду, а потом возвращает её вместе с богатством обратно, а вторая, дочь Яги – замораживают до такой степени, что привозят из леса только её кости. Ещё одна странность: когда Иван говорит её о злющей мачехе, она сообщает, что та обычная, хотя перед этим пела жалостливую песню о том как она несчастна. Не может определиться, нормально ли ей живётся с мачехой или не особо, при этом, в лесу же, когда её отец отвез, она снова понимает, что мачеха всё же плохая, и «поедом съест».
То есть, налицо взгляд человека как-бы из внешнего круга на свою личность и отрицание своего эго, побивание самоё себя.
Аналогичный сюжет вкраплён и во многих других произведениях, но как пример достаточен, например, образ в художественной интерпретации (не факт что точно по-биографии) «Вангелии». Самопожертвование – или жертва как безальтернативный образ бытия и мира или «как решить собственно состряпанные проблемы за счёт чужой добровольно-принудительной жертвы».
Классика жанра в христианизированных русских сказках – это то, что главные злодеи – не наказываются вовсе; прощаются «на радостях» и отпускаются на все четыре стороны или наказываются, но не сильно; отделываются лёгким испугом; что не мешает им в дальнейшем стать рецидивистами.