Век живи – век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь. (Козьма Прутков)
Современная светская школа взращивает честолюбие у наиболее успешных её учеников — претендентов в инженеры и физики, в политические деятели и администраторы, в деятели искусств и т.п. Честолюбие подпитывается мифами о гениях-единоличниках, которые единолично в науке и технике, в политике, в искусствах рождают и воплощают в жизнь «великие идеи», которые сами по себе якобы определяют дальнейшую жизнь человечества. В светских вузах учат всему, чему угодно, но только не тому, что успех в работе в качестве мастера на заводе или учителя в школе обусловлен не только и не столько знаниями, сколько умением общаться с людьми, располагать их к себе, друг к другу и к общему делу, будь то подчинённый многотысячный коллектив или дети в классе.
Итак, что можно предложить, чтобы совершить перевоплощения сферы образования? Надо также отметить очень важный момент, что первые толчки по изменению культуры в полном его понимании в обществе, приведёт к обстоятельствам, которые заставят изменяться и остальные сферы государства: образование, здравоохранение, экономика и т.д. Есть выражение, которое заменяет предыдущее высказывание:
«Всё происходит наилучшим образом, сообразно реальной нравственности и этики всех участников процесса».
Соответственно школе требуется содержательно иной курс обществоведения и содержательно иной курс истории (не только всемирной, но и Родного края). Требуются и другие учебники по этим предметам, повествование в которых было бы основано на реальных жизненных фактах, показывало бы жизненную состоятельность вполне определённых мнений о жизни общества, о сути и перспективах человека и человечества, а также ложность и жизненную несостоятельность других мнений, включая и общепринятые в качестве традиционной истины в тех или иных исторически сложившихся культурах. Пустому же трёпу о фактах и домыслах, который невозможно связать с реальной жизнью, не место в школьных учебниках.
Школа должна готовить детей к взрослой жизни. Если её учебники наполнены вздором, то она не справляется с этой общественной жизненной задачей.
При этом школе требуются новые учебники физики, биологии, в которых излагались бы не только легитимно господствующие в науке мнения, но сообщалось бы и о тех фактах, которые не укладываются в развитые к настоящему времени научные теории (чтобы не было создания навязанной наукообразной кабалистики).
Школе необходим курс адекватной жизни психологии, которая бы не описывала внешне видимые проявления психической деятельности, а объясняла бы её алгоритмику и взаимосвязи различных компонент психики личности и характер порождения, личностями коллективной психики, открывая тем самым пути к выработке, освоению и развитию разного рода психологических практик, а по существу качественно новой духовной культуры соборности и человечности.
Школа, как общественный институт, действующий на основе профессионального учительства, возникает и существует вследствие того, что большинство детей не может на основе воспитания в семье получить те знания и навыки во всей их полноте и детальности, которые необходимы в ту или иную историческую эпоху взрослому человеку в жизни в обществе, а обществу — для поддержания и развития культуры.
Поскольку государственность — это система профессионального управления делами общественной в целом значимости,как на местах, так и в масштабах общества в целом, то нормальное государство неизбежно оказывается заинтересованным в здоровье семьи и школы как двух взаимно дополняющих друг друга общественных институтов, обеспечивающих развитие общества и его культуры в преемственности поколений, и поддерживает их своей политической деятельностью соответственно реальным обстоятельствам, перспективам и целям дальнейшего общественного развития в том виде, как их понимает государство.
Для этого государственность должна выработать стратегию поддержки и развития института семьи и согласованную с нею стратегию реформы и поддержки школы и начать проводить их в жизнь, что возможно только при опоре политики государства в области образования на творческую инициативу той части общества, которая понимает суть системного кризиса общества и его институтов - семьи, школы, государственности.
Сказанное по существу означает, что государство обязано:
Лучшие педагоги психологи-практики должны работать с младшими возрастными группами, поскольку старшие возрастные группы уже способны к саморазвитию, а младшие нуждаются в поддержке и водительстве. Поэтому, чем эффективнее педагоги младших возрастных групп — тем легче работать педагогам в старших возрастных группах, и тем легче учиться и далее жить самим детям, когда они повзрослеют.
И если рассматривать этот процесс в преемственности поколений, то наилучшим педагогом самых младших возрастных групп должна стать мать всякого ребёнка.
Дело в том, что процесс мышления — не химические реакции и физиология обмена веществ в тканях нервной системы человека, а биополевой процесс, только поддерживаемый физиологией обмена веществ и структурами вещественного тела. Именно поэтому взрослый в общении с ребёнком, отвечая на его вопросы, ОБЯЗАН САМ ДУМАТЬ о сути вопросов о сути ответов.
Однако всему сказанному здесь (и в первой части) возможны возражения в том смысле, что в содержании предполагаемых к написанию учебников будущей школы неизбежно окажутся те или иные несуразности, ошибки и заведомая ложь, вследствие чего реформа системы образования с внедрением новых учебников не только не улучшит положения дел и перспектив общества, но, разрушив прежнюю систему, ещё более усугубит проблемы, накопившиеся от прошлого, и создаст новые; что реформа научит детей не тому. Или с чего «ВЫ» взяли что моему ребёнку это надо? Т.е. логически закономерные и нравственно-этические правомерные вопросы:
Ответ на такого рода вопросы состоит в том, что:
Система образования должна нести в себе самой системообразующее качество, которое позволяло бы в ней самой выявлять и вычищать ошибки и заведомую ложь (это касается как педагогов, неадекватных задаче воспитания и образования новых поколений, так и содержания учебников), она должна взращивать это качество в детях и воспроизводить его в преемственности поколений.
******
Здесь надо также отметить, что важным элементом в реформе образования, кроме изменения наполнения учебников, является изменение статуса преподавателя. Преподаватель должен стать неким авторитетом для учеников, чтобы не было тех печальных инцидентов, над которыми смеются в интернете: драки с учителями, срывы уроков и т.д.
Также немало важным стоит отметить, что одним из главных новых требований, как к системе образования, так и к обществу должно стать вот такое умозаключение:
«Образование – привилегия, а не услуга».
Строить систему образования необходимо целенаправленно, а не «стихийно исторически», принимая и проводя в жизнь (подчас под воздействием внешних кураторов или слепо подражая зарубежным модным нововведениям) «спонтанные решения», которые в совокупности порождают нечто, именуемое в последствии «системой образования», то необходимо, прежде всего, дать определённые ответы на вопросы:
Ответы на эти вопросы представляют собой системообразующие принципы построения и функционирования системы образования, обусловленные прежде всего концепцией организации жизни общества в преемственности поколений.
Но эти четыре системообразующих вопроса даже не осознаются, ни педагогическим сообществом и руководством системы образования, депутатским корпусом, ни подавляющим большинством родителей на протяжении многих десятилетий.
В среде учащихся система образования поощряет состязательность за оценки в учёбе. Казалось бы, это — хороший стимул для повышения успеваемости и освоения учебных программ. Но соревнование за оценки в учёбе попутно культивирует:
УЧЁБА ДЛЯ ЗНАНИЙ А НЕ РАДИ ОЦЕНОК.
ОЦЕНКИ ДАВНО ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ПОКАЗАТЕЛЕМ ЗНАНИЙ.
******
Некоторые выводы по образованию:
Первое, что надлежит переосмыслить – это само отношение к образованию. Сегодня оно у нас является «социалкой», то есть, какой-то нагрузкой на бюджет и экономику, статьёй для иждивенцев, бюджетников, статьёй затратной, которую можно увеличивать, только если много зарабатываешь, как в случае с какой-то роскошью. Вообще, наличие хоть каких-то платных элементов в системе образования, как бы говорит всем гражданам от имени государства: образование нужно вам, а не нам, поэтому граждане за него и должны платить. Если же понять другое, а именно, что:
Второе. Мы должны тратить на образование не меньше, чем на оборону, а с учётом известной фразы, что «войну выигрывает школьный учитель», это более чем целесообразно. Кроме того, образование выполняет и непосредственную оборонную функцию: государство, которое является гуманитарным и инновационным лидером, никто не хочет завоёвывать, оно безмолвно само завоёвывает всех своим превосходящим уровнем культуры.
Третье, что следует из второго – в образование мы должны привлечь или вернуть самые лучшие кадры. Надо, чтобы работа в школе была настолько высокооплачиваемой и престижной (а какой ей быть, если именно здесь куётся будущее государства, которое мы можем доверить только самым лучшим людям, а не бездарям), что в школу стремились бы ведущие педагоги. В педагоги должны идти люди максимально нравственные и идеологически подкованные, ведь они должны понимать, что на их плечах будущие кадры, управленцы, инженеры, да просто будущее страны.
Четвёртое. Впрочем, сама школа должна быть иной. Она должна полностью измениться в соответствии с современными технологическими, гуманитарными и социальными достижениями. Ведь как уже ранее говорилось, образование должно идти в ногу со временем.
Пятое. Многим известна так называемая «пирамида обучения». Грубо говоря, из прочитанного текста усваивается 10% информации, из увиденного – 25 %, из дискуссии – 50%, из практики, эксперимента – 75%, и 99% информации усваивается из... «обучения других». Мы все знаем, что только тогда понимаешь вещь по-настоящему, когда объясняешь её другому. Знать-то мы знаем, но это мало используется у нас в школе. Между тем, наставничество должно стать фундаментальной основой образования. Грубо говоря, первоклассников должны обучать пятиклассники, пятиклассников – восьмиклассники, восьмиклассников – десятиклассники и т.д.
А если без этого, то всё касается прикладных предметов – физика, химия, биология, астрономия и т.д. – кроме сухой теории, необходимо намного больше в процентном соотношении разнообразных экспериментов для понимания именно физических объективных процессов в Мироздании, и при этом необходимо в полной мере раскрывать основы данных предметов, смотреть на физические процессы с другой критической стороны. Допускать, что современная наука не знает ответа на данный вопрос.
Шестое. У нас сейчас система, которая предполагает, что закончив ВУЗ, человек заканчивает образование. Те, кто идут в кандидаты и доктора – это уже академическая наука, особый класс людей. На самом деле, настоящее обучение продолжается всю жизнь, и человек может постоянно повышать квалификацию и открывать себе новые возможности и перспективы.
ВУЗ сегодня даёт только теорию, часто оторванную от жизни – надо честно признать это. Настоящие навыки и «живые» знания мы получаем на практике.
******
Используемая литература: