Каждый из нас прекрасно знаком с содержанием рассказов Редьярда Киплинга про отважного юношу по прозвищу Маугли. Кроме того, в советское время вышел замечательный мультфильм с одноименным названием режиссера мультипликатора Романа Давыдова выдающегося новатора русской и советской мультипликации, одного из ее корифеев, который тоже многие смотрели с большим удовольствием, причем не только дети. Что же до нас хотел донести автор? И кем был и чем дышал сам сэр Р. Киплинг? Начнем с того, что он был крайне интересным человеком, который совмещал в себе довольно много ипостасей. Это и журналист, и писатель, и поэт, и путешественник, и разведчик, и масон, и идейный империалист консерватор Британской империи, которого нередко называли рыцарем империи когда-то написавшим в известном стихотворении «Бремя белых»:
Несите бремя белых, -
Сумейте все стерпеть,
Сумейте даже гордость
И стыд преодолеть…
Ко всему выше сказанному Редьярд Киплинг также обладатель почетных степеней Оксфордского, Кембриджского, Эдинбургского и Даремского университетов и нобелевский лауреат по литературе «за силу наблюдения, оригинальность концепции и мужественность стиля».
Как мне представляется, главным замыслом было не показать с помощью ярких образов героев социально-политические роли, которые они играли и будут играть в жизни и политике стран и континентов, закодировать структуры управления обществом, народами, государствами (хотя и это тоже), а спрогнозировать какая цивилизация и какие народы выиграют битву за человека, за его, именно, человеческую идентичность. И Киплинг, замышляя свои рассказы притчи, прекрасно понимал, что будущее есть у той цивилизации и тех народов – кому всем сердцем, а также кровью и плотью, будет принадлежать человеческий детеныш. Жители джунглей – это не привычные животные, а люди и цивилизации с чертами того или иного животного. Через эту призму и постараемся разобраться в тонкостях замысла автора.
Серые волки как цивилизация англосаксов
Цивилизация англосаксов представлена в рассказах про Маугли серыми волками – свободным народом сионийской стаи. Киплинг, очевидно, не случайно географически привязывает серых волков к сионийским горам. Действительно в центре полуострова Индостан есть область Сиони. Что таким образом хотел показать автор? Предположу два варианта. Первый – Маугли это новый миссия, новый тип человека, который должен указать новый путь. Не случайно Киплинг оставляет открытый финал в конечном варианте, в котором Маугли уходит к людям, но оставляет за собой право вернуться в дикие джунгли. Второй – большая роль иудейского еврейского фактора в создании и управлении Соединенными Штатами Америки, о чем разумеется, писатель был хорошо осведомлен.
Раскрывают суть англосаксонской цивилизации несколько гениально описанных образов. Прежде всего, это Акела – волк одиночка, вожак стаи, который своим образом олицетворяет индивидуальность как главную скрепу свободного народа, естественность основных прав и свобод для волков, но сомнительных и спорных для всех остальных обитателей джунглей, а также священство и неприкосновенность частной собственности, ибо волки постоянно жили отдельными семьями в собственном логове, лишь для крайней надобности сбивались в стаи и охотились где угодно.
Несколько слов автор бессмертного произведения посвящает и молодым голодным волкам, временно подчиняющимся более старшим и опытным, которые всегда готовы оказать поддержку в процессе охоты по суровым законам джунглей. В этих образах можно рассмотреть всех тех, кого принято называть агентами влияния, готовых ради добычи забыть о многом, главном и важном. Сразу вспоминаются многочисленные министры ельцинского правительства, которых в зарубежной прессе нередко так и называли – молодые волки. А само правительство в эпоху правления этого персонажа было самым молодым за всю историю существования этого органа власти как в Российской империи, так и в СССР. Кстати, на Украине после майданных событий 2014 года ставка была сделана также на молодых и дерзких волков, безжалостно расправляющихся со своими оппонентами. До этого их предшественниками были в Никарагуа относительно молодой 42 летний Анастасио Сомоса Дебайле (пришел к власти), выращенный в военной академии Вест-Пойинта в США и другие менее известные экзотические лица африканского континента, начиная от изощренных маньяков и заканчивая откровенными людоедами. Помните, ставшую уже нарицательной фразу - «это наш сукин сын».
Не менее интересна и героиня Ракша сатана в образе матери волчицы наглядно показывающая как много значит женщина в англосаксонской политической традиции. Она способна бросать вызов врагам свободного народа, наравне сражаться с «мужчинами» волками и даже выигрывать опасные схватки. На поверку XX век, в этом смысле, оказался весьма показательным, а прогноз Киплинга очень точным. Это вам реальные, волевые, умные, расчетливые и наделенные большой властью английская королева мать Елизавета II, премьер-министр Великобритании Маргарэт Тэтчер по прозвищу «железная леди», госсекретарь США Мадлен Олдбрайт - первая женщина на должности госсекретаря, «непревзойденная змея» по мнению иракской прессы, а также любительница использования символических брошей в своих дипломатических играх, еще один госсекретарь Кандолиза Райс по прозвищу вулкан, которая считала Сибирь слишком большой, чтобы принадлежать одному государству, дипломат, политик и по совместительству пещерная русофобка Виктория Нуланд. И это только те, кто на слуху.
В заключении характеристики цивилизации англосаксов отмечу, что общие органы управления джунглей по сути также подчиняются серым волкам как свободному народу и находится в их логове. Скала совета где проходит совет стаи напоминает совет безопасности ООН, а скала мира где было объявлено водяное перемирие, провозгласившее, что за убийство у водопоя полагается смерть, если водяное перемирие уже объявлено напоминает генеральную ассамблею ООН. В данном случае автор подтверждает правило – англосаксы всегда умели навязать свою игру другим странам и народам. Кстати, обе книги джунглей Редьярд Киплинг написал находясь в США.
Во всех моих размышлениях радует то, что Маугли все же уходит от волчьей стаи к людям, к тем с кем он действительно одной крови.
Черная Багира как мировая глобальная криптовласть
Черная пантера Багира - это транснациональные органы власти, представленные мировыми сетевыми структурами, в частности мировым масонством, а если выразиться более точно, то можно сказать, что это мировая глобальная криптовласть. Сам Киплинг мало скрывал, что он состоял в масонской ложе с 1886 года под названием «Надежда и стойкость» куда был принят в индийском городе Лахоре, в котором писатель прожил достаточно длительное время. Стоит отметить, что в оригинале Багира – это черный леопард редкого окраса, т.е. самец, мужская особь, который в природе встречается крайне редко.
Автор рассказов о Маугли наделяет своих героев не только интересными именами (кстати, в переводи с хинди Багира это тигрица, а вовсе не пантера), но и конкретным цветом. У Багиры этот цвет черный, такой же как у черного квадрата Малевича и кота Бегемота Булгакова. Черный цвет также используется в покрывалах и плащах высших степеней шотландского масонства, символизирует тайну бытия и искание в темноте. Черная перевязь Рыцарей Ордена Храма – это знак поминовения уничтожения тамплиеров и скорбь о смерти легендарного магистра де Моле. В разряде Великого Ноахита Патриарха, или Прусского Рыцаря, черный цвет – это символ ночи, а капитул собирается при сияющей луне, о которой Киплинг также не раз упоминает в своем сказании.
Багира предстает перед читателем «черная вся сплошь, как чернила, но с отметинами, которые, видны на свету, точно легкий узор на муаре». Кстати, муаровые ленты зачастую используют в церемониях награждений орденами, медалями, почетными знаками, олицетворяющими символизм власти.
О силе и возможностях Багиры как образа транснациональной сетевой власти Киплинг выражается весьма однозначно и предельно откровенно. Багира все видела и все слышала, она убивала направо и налево, когда была голодна. Кроме того, была хитра, отважна и бесстрашна, а голос был сладок как дикий мед, капающий с дерева, шкура мягче пуха. Нервы у Багиры были стальные, а мускулы железные. Если представить в воображении советский мультипликационный образ, то Багира по экрану проносится как капля тьмы, закрученная водоворотом.
Маугли - это близкий друг Багиры, которая была очень разборчива в выборе друзей. Она многому научила человеческого детеныша. Он больше всего любил уходить с Багирой в темную, жаркую глубину леса, засыпать там на весь день, а ночью глядеть, как охотится Багира.
Чем же закончилась дружба наших героев? Багира не просто отпустила Маугли к людям, но и убедила юношу в том, что он должен быть вместе с ними. Багира, имея большую власть над Маугли с раннего детства, так и не смогла научиться смотреть в глаза человеческому детенышу без страха. Как тут не вспомнить макиавеллистскую формулу – держи своих друзей близко, а врагов еще ближе. Багира хорошо помнила кто именно поместил ее в клетку в зоопарке дворца.
Полосатый тигр Шер – Хан – персидская и шиитская цивилизация
Образ Шер – Хана – полосатого тигра людоеда олицетворяет собой древнюю персидскую, а потом уже шиитскую цивилизацию большого Востока. Сама этимология слова тигр имеет иранское происхождение. Имя Шер – Хан в переводе с хинди дословно царь лев.
Герой Шер – Хана предстает как коварный, злой и сильный обитатель джунглей, которого многие боятся. Более того, Киплинг создал тигра Шер – Хана в образе открытого врага Маугли, которого он хочет убить и съесть. Юноша вынужден расправиться с тигром людоедом с помощью хитрой интриги, которую ему помогли осуществить серые волки, заманив его в ловушку к разъяренным буйволам (символ угнетаемых народов, а в качестве аналогии напрашиваются несчастные курды). Именной буйволы затоптали грозного Шер –Хана, а его красивая полосатая шкура, снятая Маугли с помощью волков, красовалась на скале совета сионийской стаи и стала самым известным трофеем. Как тут не вспомнить ковровые бомбардировки Ирака как одного из центров шиитского мира, вместе с разграбленными музеями и гробницами.
На чем основана моя уверенность, что Шер – Хан – это современные шиитские государства, наследники древней и загадочной персидской цивилизации, которая на заре своего существования поклонялась огню с помощью религии зороастризма. Во – первых, Киплинг не случайно показывает внимательному читателю, что Шер – Хан смертельно боится огня и не может справиться с этой стихией. Огонь то больно повреждает его лапы, то чувствительно повреждает его шкуру, и эти литературные приемы крайне показательны. Во – вторых, Шер – Хан предстает как нарушитель закона джунглей, который нередко охотиться не ради пропитания, а ради забавы. И еще он показан как тигр людоед. В данном случае на память приходит религиозный обряд кровопускания у шиитов, который проводится каждый год в день скорби. В ходе церемонии мужчины шииты бьют мальчиков по голове кинжалами, что символизирует единство со смертью внука пророка Мухаммеда.
Исходя из контекста повествования всем становится ясно, что данная цивилизация не имеет будущего, она проиграет глобальную борьбу за идентичность человека и скорее всего будет разрушена изнутри с помощью местных «буйволов» и при участии отработанных технологий англосаксов, т.е. народов находящихся в подчиненном и угнетаемом положении.
Бурый медведь Балу – русская цивилизация
Один из самых интересных и добрых персонажей – это учитель закона медведь Балу. Именно он наделяется автором почетной ролью учителя Маугли, который не только обучал его всем законам лесов и вод, но и строго, но справедливо учил малыша тому как вести себя в джунглях, что можно делать, а чего категорически нельзя себе позволять.
Балу переводится дословно с хинди как медведь, в рассказах Киплинга у него также есть прозвище железная лапа, потому что в процессе воспитания он нередко использует силу своей тяжелой железной лапы. Балу видится читателю как ленивый, поскольку любит переваливаться с боку на бок, а также неуклюжий (еле догнал похищенного бандарлогами Маугли), но в тоже время добрым героем, который искренне любит человеческого детеныша и готов придти ему на помощь в случае опасности.
В буром медведе Балу угадывается известный всем тотем России. Я думаю не ошибусь если скажу, что большая половина человечества ассоциирует русскую цивилизацию именно с медведем. Обе олимпиады как глобальные спортивные соревнования, которые проводились в СССР и России, напрямую связаны с Мишкой – как символом олимпийских игр. Архетипический образ медведя – это один из самых распространенных и наиболее древних образов мифологии, религиозных верований и фольклора, которые были распространены у народов северного полушария на евразийском континенте. Русское слово медведь дословно означает как ведающий мед. Именно Балу приобщил Маугли к известному лакомству. В обрядовом фольклоре русских зимний солнцеворот связывали с поворотом медведя в берлоге на другой бок, пробуждение медведя весной связывали с переходом солнца в активную фазу.
Киплинг, на мой взгляд, верно подмечает, что Балу водит дружбу с Багирой и нередко действует с ней согласовано. Но несмотря на это он самостоятелен, ответственен (роль учителя обязывает), может адекватно оценить обитателей джунглей. Например, вот как рассуждает Балу о бандарлогах – у них нет ни закона, ни охотничьего клича, ни вожаков – ничего, кроме глупых слов и цепких воровских лап.
В итоге, что можно сказать о перспективах «русской» идентичности Маугли? Перспективы светлые, отношения описанные автором притчей добрые, за что отдельное спасибо сэру Редьярду Киплингу.
Но в тоже время нам нельзя забывать стихотворение Киплинга, написанное им в 1918 году «Россия - пацифистам».
Та нация могла бы нас, вчерашних,
Превзойти!
Но то, что триста лет цвело – смели за
Триста дней.
Она мертва – и мы идем копать могилу
Ей.
Горный удав, змей Каа – китайская цивилизация
Как внимательному читателю показан горный удав Каа. Он предстает как безногий, часто меняющий кожу (способность адаптироваться к любым вызовам и переменам), со дня своего рождения он переменил ее более 200 раз, как очень старый (намек на древность китайской цивилизации, насчитывающей несколько тысячелетий), всегда голодный (большая численность населения) и очень хитрый. К тому же глаза у него «презлые».
Один из главных принципов китайской политики – это путь бесконечной хитрости, который подробно описан в трактате Сунь Цзы «Искусство войны». У меня не вызывает никаких сомнений, что Киплинг был знаком с этим трудом, поскольку Каа представлен как стратег, а Маугли как реализатор хитроумного стратагемного плана действий. Каа – это образ мощи , лишенной милосердия, а также воплощения неспешного могущества. Внимательный читатель может найти в данном образе аналогию с военной теорией и наукой будущего, возможно даже ключ к выявлению основных направлений строительства и применения вооруженных сил в военных конфликтах нового типа.
Маугли с Каа познакомили Багира и Балу и он согласился помочь вызволить у бандарлогов человеческого детеныша, который по глупости стал их заложником. При этом у Каа есть свой кодекс чести. Например, волкам из сионийской стаи он не помогает и считает этот свободный народ никем иным, как свободными ворами.
О возможностях Каа говорит то, что он мог раздавить сотню таких, как Маугли, если бы дал себе волю, но он играл осторожно, никогда не пользуясь и десятой долей своей мощи. Современный Китай к настоящему моменту имеет самую большую армию в мире и является неоспоримым лидером в доле мирового экспорта.
Сможет ли китайская цивилизация одержать победу в глобальной борьбе за идентичность человека? Думаю, что нет, даже несмотря на то, что знание и мудрость Каа не один раз спасали Маугли. На чем основана моя уверенность? Она основана на том, что инстинкт раздавить сотню таких, как Маугли, рано или поздно даст о себе знать. Первые ласточки – это система социального рейтинга (социального доверия), которая активно реализуется в Китайской Народной Республике современного образца.