«Наилучшее достижение для человека мыслящего: постичь постижимое и тихо склониться перед непостижимым».
И. Гёте
Из меня неважный публицист, но попробую сформулировать свою позицию по извечному вопросу о смысле человеческого существования по-возможности прямо и просто, хоть это изначально и абсолютно бесперспективная задача.
«Недостающее звено между животными и настоящим человеком — это, по всей видимости, мы и есть».
Конрад Лоренц
В качестве вступления скажу честно, я никогда не был сторонником религиозного и тем более теистического подхода. Искание истины где-либо вне этого тела, в другом мире или у других сущностей, - мне кажется ошибкой. Ни в коем случае, не умаляю значение религий в жизни человеческой цивилизации, особенно для самоидентификации человека в этом мире, создания базовых приоритетов, идеологий и государств. По моему скромному мнению, мировые религии несут смыслы и задачи которые на протяжение всей истории подвержены бесконечному преломлению, исходя из множества факторов. Где главными факторами выступает, скрытая от глаз обывателя, замаскировавшаяся в одежды «цивилизации», биологическая природа человека. К сожалению вся имеющая место быть культура: от традиционной с ее религиозной суровостью до современного истеричного постмодерна социальных сетей, - все также продиктованы уходящими в глубь веков заблуждениями, являющимися неотъемлемой частью нашего биологического субстрата. Отмечу, что современный европейский тоталитарный толерант-либерализм мне глубоко противен, как и наверно любая квазикультура эпохи упадка и вседозволенности.
Что же прячет человечество от самих себя?
Наше существование и выживание обеспечивается с помощью трех поведенческих доминант:
1. Выживание нас, как отдельного индивидуума. Желание есть, обеспечить себя благами и достатком и т.д;
2. Выживание нашего вида в целом. Сексуальное чувство, половое влечение, желание продолжения рода, забота о потомстве;
3. Социальные и иерархические отношения с целью получения различных «благ», пищи, женщин или мужчин для продолжения рода. Мы - социальные животные и обречены занимать определенное место в социальной иерархии.
«Границы моего языка определяют границы моего мира».
Людвиг Витгенштейн
«Дерзко думать, что согласование слов (а это и есть философия) имеет большое сходство с миром».
Хорхе Луис Борхес
Вся наша культура диктуется христианской семантикой греко-латинского толка, иудейского происхождения. Подавляющее количество понятий и смыслов произрастают из культуры аравийских кочевников, символов Византийской империи эпохи увядания и немецкой философией. Человеческий ум оперирует понятиями, не задумываясь о том, чем они являются на самом деле. Для таких слов, как вера, любовь или зло - множество трактовок являются очевидным, и у каждого из нас перед глазами пролетает его собственная жизнь. Любому очевидно, что это абстракции, даже, если в его словарном запасе нет этого понятия. Если вы знаете, что такое Бог, то попробуйте описать это своими словами не пытаясь опереться на авторитеты, на основе жизненного опыта, так сказать…
Самое страшное, что простые определения: машина, стул или допустим чайник практически ни чем не отличаются. Допустим «автомобиль», все конечно скажут, что в этом нет никакой концептуальной природы. Все ясно, как на ладони. Однако, что будет, если вытащить из него двигатель, снять двери и тормозные колодки. Будет ли это все тот же автомобиль, или нет? Уместно ли будет это же определение, или нужно искать другое?
Язык создан для решения практических задач нашими далекими предками, в первую очередь, для социального общения. Всегда, если вдуматься, мы рассказываем о происходящем, или даём какие-то указания…
«Ум имеет дело только со своими собственными проекциями. Он не имеет никакого отношения к тому, что вне его».
Джидду Кришнамурти
Итак может быть сам человеческий ум, сотворен идеально и не имеет огрех? К сожалению и древние мудрецы, и современная наука имеет совершенно другую точку зрения. Культурные установки подхваченные из социального пространства и нервная система обеспечивают наше базовое выживание, и базовое выживание наших близких любой ценой. Поэтому подавляющее количество нервных клеток нашего мозга обеспечивает нам как раз страдание и напряжение. Напрячься, сконцентрироваться и достичь цели любой ценой: в природе качество жизни особи принесено в жертву биологическом выживанию.
Наш ум формирует картинку окружающего мира не в соответствии с тем, какой этот окружающий мир на самом деле, а в соответствии задачами выживания и системой восприятия, что у нас есть. Восприятие внешних объектов, проходящее через сенсорную систему, имеет как минимум 3 ошибки.
1. Это ошибка непосредственно самих сенсоров. Если вдуматься, то каждое животное воспринимает мир абсолютно по-разному: кошка видит только два цвета, но прекрасно видит в ночи.
2. Следующая ошибка - это декодеровка информации от внешних рецепторов, которые загружаются в наш ум, и мы получаем предварительную картинку: ощущение окружающего мира. Для кого-то определяющим является чувство цвета, а условный Иван Иваныч страдает дальтонизмом и любит классическую музыку.
3. Ощущение окружающего мира, каким-то образом интерпретируется, исходя из тех взглядов и представлений, которыми мы в данный момент обладаем. В моем случае это русская культура со всеми плюсами и минусами, Львом Толстым и Виктором Пелевиным.
По большому счету наш ум оперирует сложно построенной иллюзией, которая строится не в соответствии с тем, каким является окружающий мир, а в соответствии с тем, как эта информация воспринимается и интерпретируется, где базовые мотивации во многом скрыты, исходя из того мировоззрения, которое мы имеем в настоящий момент.
Кроме того, будучи неотъемлемой частью природы, мы в то же время являемся частью этого окружающего мира, несмотря на то, что наш ум «как-то» это воспринимает. И в то же время в какой-то мере мы, можно сказать, вибрируем в такт, в такт с миром. Это наш ключ, ключ к выходу из круговорота страдания и череды неизбежностей.
«Понятия и суждения имеют смысл лишь постольку, поскольку им можно однозначно сопоставить наблюдаемые факты».
Альберт Эйнштейн
«Практика – критерий истины».
Карл Маркс
Выбор учения, которому я до сих пор следую, во многом происходил, исходя из описанных выше критериев:
понимание ограниченности человеческой природы и невозможности выразить высшую истину при помощи обыденной речи (языка вообще). Принципиально важным является, то, что непосредственное переживание истины должно принципиально менять качество жизни субъекта переживания. Для меня было откровением, что на область религиозного и духовного можно транслировать те же принципы, что и на мир научного. Во многом теоретическая база Буддизма тождественна философии Фрэнсиса Бэкона: вывод скерхъестественного за рамки предмета изучения, практический результат становится критерием истины, понимание наличия базовых предрассудков и принципиальную важность их преодоления.
Для иллюстрации принципиальной сути учения, скажу, что если в нашей культуре понятие веры иллюстрируется выражением Апостола Павла: «Вера - осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», то в буддизме это доверие к доктрине (śraddhā/saddhā санскрит/пали).
В основе учения Буддизма лежит четыре благородных истины или наверно правильнее перевести четыре благородных факта (сatvāry āryasatyāni/cattāri ariyasaccāni санскрит/пали).
Во-первых, в этом мире существуют страдания, неудовлетворённость, - пребывание в этом мире, неизбежно сопровождается негативными аспектами. Это факт.
Во-вторых, у страданий есть причина – страстное желание. Страстное желание – это механизм, в котором мы фокусируемся на чём-то приятном, отвергаем неприятное и игнорируем всё остальное. Зачастую этот процесс называют «неведение», но на самом деле это совокупность всех трёх аспектов реагирования. Мир в котором мы живем называется Сансара – это существование в режиме автоматического ответного реагирования, по сути пассивном состояние, продиктованное внешними факторами (saṃsāra - санскрит/пали «блуждание, странствование»).
В-третьих, если есть страдание и оно причинно обусловлено, значит есть и его прекращение (nirvāṇa/nibbāna – санскрит/пали «затухание, угасание»). Это значит, что процесс страдания можно прекратить, если научиться работать с нашими базовыми реакциями. Нирвана – необратимо творческий режим свободы от пассивного реагирования.
В-четвёртых, есть путь, приводящий к избавлению от страдания и преодолению механического животного реагирования.
Итак надеюсь мне удалось, хоть немного, осветить самые важные аспекты человеческой природы и показать принципиальную возможность выхода из замкнутого круга человеческого бытия. Где мы подобно пьяному из анекдота ищем часы не там, где уронили, а там где светло. Посредством правильных взглядов (умения анализировать и интерпретировать то, что есть на самом деле, а не следовать навязанным стереотипам и бытовой обусловленности), правильного образа жизни (следования добродетели, умеренности и дисциплины) и практики медитации ( умения работать с собственным умом, преодоления напряжения-неведения и достижение собранности) можно достичь мудрости и более высоких состояний сознания, где все эти проклятые вопросы уходят и достигается истинное счастья. Состояние истинной свободы позволяет преодолеть жажду строительства очередной утопии, не несущей ничего кроме борьбы со сторонниками «неверных» взглядов.
Мы все пришли в этот мир по одному, но не в одиночестве. Жизнь в этом мире всегда компромисс, где приходится ставить приоритеты и чем-то жертвовать. Надеюсь это короткое введение в психофизиологический процесс под названием человек поможет посмотреть на привычные вещи под новым углом, отбросить страх и сделать шаг на пути внутренней эволюции.