Кого предал Иуда?
Вопрос о предательстве Иуды не так прост, стоит только задуматься над этой историей, как возникает множество вопросов, ответы на которые Евангелие нам не даёт. Если принять всерьёз догматы церкви, поверив, что Бог явился на Землю в образе человека для того, чтобы смертью своей и последующим воскресением искупить грехи человечества, то сразу же встаёт первый вопрос: почему такое святое дело, как спасение человечества, должно воплотиться через грех предательства? Ведь если бы не было предательства Иуды, то невозможен был бы и подвиг Христа. То есть, если Бог решил принести себя в жертву во имя спасения человечества, то акт предательства был запланирован заранее, судьба Иуды была предрешена, и выбора у него просто не было. Но если Бог предоставил человеку свободу выбора, то почему он лишил этой свободы Иуду Искариота?
Получается, что кроме жертвы, которую принёс Христос, он, а он, согласно догматам церкви, и есть Бог, принёс в жертву ещё и Иуду, и жертва эта поражает своей жестокостью, ведь имя Христа, умершего за людей, прославлено, а имя Иуды проклято в веках. Почему Христос, который учил людей открыто, не таясь, сам не вышел к священникам, желавшим его смерти, для чего понадобилось предательство?
Следующий вопрос: каковы мотивы предательства Иуды? Если он предал из-за денег, то почему, получив обещанное вознаграждение, вдруг раскаялся и повесился? Оставаясь в рамках церковных догматов, мы не сможем ответить ни на один из вопросов, потому будем исходить из того, что Иисус Христос был человеком, предложившим людям учение о справедливом укладе жизни на Земле. В конце концов, ведь Богом его признали на Никейском соборе большинством голосов, а истина путем голосования не устанавливается, потому будем считать его человеком и попытаемся разобраться с тем, кем он был, откуда родом, и какие задачи перед ним стояли.
Родословная Христа представлена в двух Евангелиях, от Матфея и от Луки, до царя Давида обе родословные совпадают, далее расходятся. У Матфея Иисус происходит от Соломона, старшего сына Давида, а у Луки от младшего сына, Нафана. Сам факт приведения родословных в Евангелиях отрицает то, что утверждают догматы церкви о божественной сущности Христа, ведь, если он был зачат от духа святого, то в чём смысл его родословной, да ещё по линии отца? Ведь если отцом Иисуса был сам Господь Бог, то тогда родословная по линии матери ещё имела бы смысл, но родословные приведены по линии отца, Иосифа. Иосиф фигурирует в качестве отца Иисуса и у Матфея, и у Луки, но у Матфея отец Иисуса сын Иакова, а у Луки – Илии. Различаются также и даты рождения, у Матфея Иисус родился в последний год правления царя Ирода, а у Луки – в год переписи, то есть двенадцать лет спустя.
Это различие в родословных не могло остаться незамеченным исследователями христианства, об этом писали и Рудольф Штайнер, и Эмиль Бок, и многие другие. Они делали вывод, что речь идёт о двух разных Иисусах, и чтобы как-то устранить это противоречие, Штайнер и Бок выдвинули предположение, что один из них умер в детстве. Вадим Мишаков выдвигает иную версию: умер отец младшего Иисуса и мать старшего, Иосиф, отец старшего, взял в жены овдовевшую мать младшего Иисуса, и оба они стали жить в одной семье. Кроме того, есть предположение, что обе Марии были сестрами, значит оба Иисуса являлись двоюродными братьями. Старший известен, как Варавва, а младшего мы знаем, как Христа, будем и далее придерживаться этих имен, хотя ни Варавва, ни Христос не являются именами собственными, Христос означает Мессия, Спаситель, а Варавва, или точнее Бер Авва – сын Божий. Авва – буквально отец, Авва-отче, Бог-отец. Но само наименование Сын Божий не понималось буквально, этим титулом награждали представителей царского рода, наследников престола. Для того, чтобы понять, кем были Варавва и Христос, нужно вникнуть в те процессы, которые имели место в истории еврейского народа. Потому читать Евангелие нужно вместе с книгами Иосифа Флавия, который описывает события, произошедшие после смерти царя Ирода, в последний год правления которого, если верить Евангелию от Матфея, и родился старший Иисус, Варавва. Младший Иисус, согласно Евангелию от Луки, родился в год, когда была объявлена перепись населения императором Августом. Эти события также отражены у Иосифа Флавия.
В 332 году до н.э. Еврейское царство было завоёвано Александром Македонским, и с этих пор находилось под властью греческих династий Селевкидов, продолжателей дела Александра Македонского. С этих пор и до времён, описываемых в Евангелиях, не утихает национально-освободительное движение. В 167 году до н.э. Иуда Маккавей из рода хасмонеев поднимает восстание и освобождает еврейские земли от власти Селевкидов, но в 63 году до н.э. Иудейские земли завоёвывают римляне под командованием Помпея, династии хасмонев приходит конец, иудейским царём назначается Ирод, выходец из Идумеи, араб-полукровка, не имеющий, согласно еврейским законам, права на престол. Ещё со времён восстания под предводительством Иуды Маккавея, освободившего еврейский народ от греческого владычества, возникает вера в Мессию, законного наследника трона, потомка царя Давида, которого сам господь Бог пошлёт народу для того, чтобы тот объединил вокруг себя людей, поднял их на борьбу, сбросил бы римское иго и восстановил бы былую славу Иудеи.
Против Ирода, который понял, что римская власть пришла всерьёз и надолго, и воевать против Рима бессмысленно, постоянно вспыхивают восстания, которые жестоко подавляются. Иосиф Флавий называет предводителей восстаний разбойниками и бандитами. Вот, что пишет по этому поводу Ирина Хотина, автор книги «Загадки Евангелий», «Читая Иосифа Флавия, нужно иметь в виду тот немаловажный факт, что аудиторией автора являлись римляне, перед которыми он не мог прославлять врагов Рима. Поэтому своих соотечественников, открыто вставших на путь сопротивления и освобождения родины, он называет разбойниками, а их отряды - шайками, бандами или сборищем толпы, мотивируя причину такого поведения стремлением к власти или личному обогащению.
Но при этом, сколько в его словах звучит горечи, обиды, разочарования, что храбрость и огромная популярность в народе предводителей были растрачены впустую, так и не став объединительным началом в борьбе с Римом. К сожалению, восставших в разных концах страны людей объединяло только одно чувство – лютая ненависть к почившему Ироду, стремившегося искоренить в еврейском народе саму его суть – еврейство. Ненависть гнала этих людей в царские дворцы, разрушать и жечь их. Ибо эти грандиозные строения были символом зла.» Такое отношение к лидерам национально-освободительного движения можно наблюдать не только у Иосифа Флавия, а и у авторов Евангелий. « Варавва был разбойником и атаманом шайки, поднявший мятеж в Иерусалиме...» – сказано у Луки, вслед за ним и прочие евангелисты называют Варавву разбойником. Но разбойник, поднявший мятеж, – это скорее лидер национально-освободительного движения, чем бандит, действующий только из жажды наживы. Так о чем же говорит Лука? А говорит он о том, что к моменту, когда Варавва был схвачен, мятеж в Иерусалиме уже вспыхнул, то есть, речь шла не о том, что Варавву подозревали в подготовке мятежа, а о том, что мятеж уже начался, и набрать полную силу он должен был именно во время праздника опресноков, то есть на Пасху, когда в храм Иерусалима соберётся народ со всех еврейских земель. Почему именно во время праздника должно разгореться восстание? Опять же обратимся к Иосифу Флавию, он описывает, что после смерти царя Ирода, когда трон должен был принять его старший сын Архелай, во время праздника, в Иерусалиме, как обычно, собралось максимальное количество народа, тут и вспыхнуло восстание, организованное Иудой Галилеяниным. Кем же был Иуда Галилеянин? По словам Иосифа Флавия это был человек ученый, основатель четвертой философской школы, школы зелотов. Движение зелотов начало формироваться ещё в эпоху Маккавеев, главной задачей они считали избавление от эллинистического, а после и римского владычества. Зелоты верили в приход мессии, потомка царя Давида, благословлённого самим Богом на освобождение народа от римских поработителей. Иуда Галилеянин был родом из города Гамлы, известного тем, что жители его до последнего сражались с римлянами и, когда римские войска взяли город, предпочли гибель сдаче в плен, все защитники города вместе с жёнами и детьми бросились в пропасть.
Отцом Иуды Галилеянина был известный лидер национально-освободительного движения Иезекия, убитый Иродом в начале своего правления. Ирина Хотина в работе «Загадки Евангелий» выдвинула предположение, что именно Иуда Галилеянин является отцом Иисуса. Аналогичное предположение выдвигает и известный французский писатель Робер Амбелен в книге «Иисус или смертельная тайна тамплиеров». Судя по евангельским текстам, старший Иисус родился в последний год правления царя Ирода, то есть в 4-м году до н.э., Матфей пишет, что семья, в которой родился Иисус, проживала в городе Вифлееме, а когда Ирод устраивает избиение младенцев, то святое семейство спасается бегством в Египет. Майкл Грант в книге «Ирод Великий. Двуликий правитель Иудеи», говорит, что эпизод с избиением младенцев, скорее всего, вымысел, с этим соглашаются и другие исследователи. После смерти Ирода Великого его старший сын Архелай отбывает в Рим оспаривать право на трон отца, в это время Иуда Галилеянин поднимает восстание. Мятежи вспыхивают и в Галилее, и в Иудее, и в Идумее. Иуде не удалось объединить усилия восставших, поскольку все вожди восстания, даже раб Симон и простой пастух Афронг, объявляли себя царями и не хотели признавать остальных вождей, это и было одной из причин провала национально-освободительного движения. Восстание было жестоко подавлено римскими войсками.
Войска римского полководца Вара, повсюду ищут оставшихся в живых руководителей восстания, и Иуда Галилеянин с женой Марией на последнем сроке беременности спасается бегством в Египет, по дороге, в городе Вифлееме во время краткосрочной остановки рождается младенец Иисус, старший из двоих Иисусов, известный под прозвищем Варавва. После этого святое семейство отбывает в Египет, скрываясь не от мифического преследования младенцев царем Иродом, который уже лежит в могиле, а от вполне реальных римских войск, и ищут они отнюдь не младенца, а его отца, Иуду Галилеянина. После того, как римский кесарь отстраняет Архелая от власти, семья возвращается в Галилею, в свой родной город Гамлу. Назарета, о котором писали евангелисты, в те времена просто не существовало.
Отстранив Архелая от власти, римский кесарь Август присоединил Иудею к Сирии, назначив Квириния легатом Сирии,а Копония прокуратором Иудеи. Квириний объявил перепись населения Иудеи с целью описи имущества для обложения налогом, а также для продажи домов Архелая. Иуда Галилеянин вновь поднял восстание, протестуя против переписи. Восстание было жестоко подавлено, сам Иуда, а также его сыновья Яков и Симон были распяты (по мнению других автором сам Иуда Галилеянин погиб в бою, а сыновья его Яков и Симон были распяты гораздо позднее). Мария, которая вновь должна была вот-вот родить, со своим сыном Иисусом Вараввой и новым мужем Иосифом, последователем Иуды Галилеянина скрывается в Вифлиеме, родном городе царя Давида, где идеи восстания против римских поработителей пользовались наибольшей поддержкой. И снова в Вифлееме рождается младенец, которого нарекают Иисусом. Согласно этой версии, Варавва и Христос были не двоюродными, а родными братьями. Оба были посвящены в назореи для служения Богу и выполнения своего мессианского предназначения – освобождения еврейского народа от поработителей. В Евангелиях Иисуса называют то назореем, то назоретянином, уроженцем города Назарета. Многие исследователи сходятся в том, что города с названием Назарет в те времена просто не существовало, он не упоминается ни в одном историческом документе. Ирина Хотина выдвинула предположение, что город таким названием возник в фантазиях евангелистов в связи с талмудическим рассказом о неком проповеднике Иешуа га Ноцри, отошедшим от веры отцов и распятом на столбе. Авторы Благой вести увидели сходство талмудического Иешуа с евангельским Иисусом, однако, как доказывают исследователи, между ними нет ничего общего, разница во времени между этими событиями составляет около ста лет. Ноцри в талмудическом рассказе означает отросток, отщепенец, но ещё прозвище Ноцри может относиться и к жителю города Ноцерет, или в привычном нам произношении Назарет, вот так и появился этот город в евангельских текстах. Так что к городу Назарету Иисус никакого отношения не имел, как Христос, так и Варавва были назореями, то есть принадлежали к секте или религиозному движению, назореи вели аскетический образ жизни, не пили вина и не употребляли в пищу ничего, что было приготовлено с использованием винограда, не стригли волос, а ещё не имели права приближаться к мертвому телу или входить в дом, где находился покойник. Так что эпизоды, в которых Христос пил вино и воскрешал мертвых, скорее всего, выдумка авторов Благой вести, призванная доказать божественную сущность Христа.
Мессия, посланный Богом представитель царской династии, должен был вооруженным путем освободить народ от поработителей, но Христос, брат Вараввы, пошёл другим путём, он понял, что лидер движения, которое вооружённым путем свергнет римскую тиранию, неизбежно потом и сам станет новым тираном. Христос предложил людям учение о справедливом устройстве общества, о построении Царства Божьего на Земле, «Да придет Царствие твое, да будет воля твоя на Земле, как и на Небе».
Задачей Мессии, которого на протяжении многих веков ждал еврейский народ, было освобождение народа от иностранного владычества и возврат к религии предков, основанной на Торе, воплощающей главный смысл иудаизма. Ни о каком спасении всего человечества речи не было, «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», сказано у Матфея. Проповедник, несущий людям учение о справедливом образе жизни, никак не мог считаться мессией, от которого люди ждали не слов, а действий. Понятие справедливости у евреев было тесно связано с соблюдением законов, изложенных в Торе, и никакого другого учения им не требовалось, они ждали того, кто поднимет народ на справедливую борьбу против римского гнёта. Потому Мессией мог быть только Варавва, царь Иудейский из рода Давида, который был послан Богом для освобождения народа вооружённым путем.
Но вернёмся к вопросу о предательстве Иуды Искариота. В конце двадцатого века в руки учёных попала древняя рукопись, получившая название «Евангелия Иуды», в ней говорилось, что Иуда не предавал своего учителя, а действовал по просьбе самого Христа. В своей повести «Апостол Иуда», а потом в романе «Портрет дамы», где мысли, заложенные в повести, получили дальнейшее развитие, я выдвинул предположение, что предательства не было. Христос был категорически против восстания и пытался убедить своего брата не поднимать народ на мятеж, однако убедить Варавву было невозможно, тогда он решил обратиться к идейным вдохновителям и спонсорам восстания, к первосвященнику Каиафе и его тестю, бывшему первосвященнику Анне, который, несмотря на то, что в то время уже был в отставке, сохранял огромное влияние на умы и настроения людей. Но священнослужители не пожелали принять какого-то бродячего проповедника, тогда Иисус попросил Иуду, общавшегося с Каиафой, устроить им встречу, на что Каиафа ответил примерно так: «С этим бродягой буду говорить только если его доставят ко мне на суд Синедриона в цепях». Понимая, что это единственный шанс быть выслушанным теми, кто стоит за подготовкой вооружённого мятежа, Христос на этот вариант согласился. Он осознавал, что отдавая себя, при посредничестве Иуды, в руки Синедриона, подвергается огромному риску, но на верную смерть он не шёл.
Такая версия объясняет многое, но всё равно некоторые вопросы остаются без ответа:
- Для чего понадобился тайный знак, «поцелуй Иуды»? Ведь Христос учил людей открыто, не таясь, и личность его была известна.
- Почему встреча Христа с учениками, «вечеря» была тайной? Что на ней должно было произойти такого, что нужно было бы держать в тайне от людей? Ведь в его учении не было ничего, что было бы неприемлемо какой-то группой людей.
- Для чего после ужина на конспиративной квартире Христос с учениками отправился в Гефсиманский сад?
Ответы на все эти вопросы есть, и они кажутся естественными, если мы несколько изменим формулировку основного вопроса относительно Иуды, вместо вопроса о мотивах предательства Иуды, поставим вопрос несколько иначе: «Кого предал Иуда Искариот?». Ведь мы знаем, что было два брата, по одной версии двоюродных, по другой родных, от одного отца и одной матери, Иисус Варавва и Иисус Христос. Первый видел свою роль в том, чтобы объединить народ, и вооруженным путем свергнуть римское иго, второй предлагал людям учение о справедливом устройстве общества на основе человеческих взаимоотношений. Если Христос нёс своё учение людям открыто, не таясь, никому не угрожая и не призывая к насилию, то Варавва мог осуществлять подготовку восстания только тайно, общаясь с небольшим кругом особо доверенных лиц. Между братьями, естественно, возникали споры, помните выражение «Не мир пришёл я принести, а меч»? И в повести, и в романе, и в статье «Роль Моисея и задача Христа» я уже писал, что слова эти принадлежат не Христу, а Варавве. Но почему столь странно начинается эта фраза, почему начинается она с отрицания? Отрицание может иметь место в том случае, если идет спор, и фраза могла звучать так: «Вот, тут брат мой говорил о мире, а я пришёл принести не мир, а меч». Далее Варавва говорит о возникновении гражданской войны между теми, кто поддержит восстание, и теми, кто будет против. И гражданская война в ходе восстания таки произошла, что и стало одной из причин его поражения.
Никакой тайной вечери Христа не было, тайно, на конспиративной квартире собрались сторонники Вараввы, а Христос с учениками с самого начала находился в Гефсиманском саду. Встреча Вараввы с единомышленниками действительно была тайной, ведь даже адрес явно не назывался. «Увидите человека с кувшином воды, идите за ним, в доме, в который он войдет, мы и соберёмся». Вероятно был и пароль. Тайная вечеря была последним заседанием революционного комитета перед восстанием, обсуждалась постановка задач, расстановка сил, рассматривались прочие вопросы организации восстания, которые не предназначались для сторонних ушей.
Несмотря на то, что Христос был категорическим противником восстания, предать своего брата он не мог, что ему оставалось делать? Молиться, молиться о том, чтобы Бог вразумил людей, отвратил их помыслы от насилия. По-видимому именно об этом молился он в Гефсиманском саду. А текст молитвы, приведенный в Евангелии «Да минует меня чаша сия», просто выдуман, ведь слов молитвы никто не слышал, ученики, которых Христос попросил побыть с ним во время молитвы, попросту уснули, и слышать, о чем молится их учитель, никак не могли.
Иуда Искариот с самого начала был в кругу заговорщиков, иначе он не мог бы знать место и время тайного заседания на конспиративной квартире, но речи Христа о том, что восстание принесёт народу лишь неисчислимые беды, убедили его. Хотя на тайные встречи посторонних и не допускали, но своему брату Варавва препятствий не чинил, он знал, что Христос ни при каких обстоятельствах не выдаст его и не предаст огласке то, что услышал от заговорщиков. Можно рассуждать и так, мол, если знал о заговоре и промолчал, то невольно явился соучастником, но Христос использовал эти встречи для того, чтобы убедить брата и его единомышленников отказаться от своего губительного замысла. Иисус Христос был пророком, он мог получать информацию из ноосферы, или от самого Бога, и не просто предполагал, а знал, чем обернётся восстание для еврейского народа – государство будет разрушено, а народ будет изгнан со своей земли.
Иуда не видел иного способа предотвратить мятеж, как сообщить о намерениях заговорщиков римским властям. Он выдал римлянам место и время проведения «тайной вечери», но Варавву, в отличии от Христа, в лицо никто, кроме ближайшего окружения, не знал, вот и потребовался тайный знак, пресловутый «поцелуй Иуды», ведь если бы он явно указал на Варавву, то живым оттуда уже бы не вышел, в ближайшем окружении Вараввы были ребята серьёзные – сикарии – профессиональные революционеры-убийцы – радикальное крыло партии зелотов, поставившей своей целью освобождение народа от римского ига.
Через свою агентуру, которая, вероятно, была и в окружении Понтия Пилата, Варавва получил информацию о том, что среди близких ему людей есть предатель, но имени его никто не знал. Варавва заявил на тайной вечере: «Я знаю, что один из вас предаст меня». В Евангелии сказано, что ученики спрашивали: «Не я ли, Господи?», но, думаю, дело было несколько иначе, вопрос звучал примерно так: «Да, ты только скажи, кто, мы его на куски порвем!». Но имени предателя Варавва не знал, потому и ответил уклончиво, «Тот, кто ест со мной из одной чаши, тот и предаст», что означало – предатель принадлежит к самому близкому окружению.
Иуда Искариот заведовал деньгами, но о финансовых операциях Иисуса Христа нам ничего неизвестно, кто собирал деньги, и для чего? Об этом ни одно Евангелие нам не сообщает. А вот если Иуда заведовал деньгами Вараввы, то эта касса или «общак» обретает вполне определённый смысл, деньги нужны были для приобретения оружия, что говорил Иисус? Иисус Варавва, следует понимать. «Кто не имеет денег, продай одежду, но купи меч». Христу приобретать оружие было ни к чему, он говорил совершенно иное: «Кто поднимет меч, от меча и погибнет», и это не имеет никакого отношения к эпизоду, где, якобы, Петр отсек ухо рабу во время ареста Христа, скорее всего, эпизод этот является плодом фантазии автора Благой вести. Христос произнёс эту фразу во время дискуссии с братом Вараввой, пытаясь убедить его не поднимать восстания.
Весть о том, что Варавва арестован, в ту же ночь дошла до Каиафы, он понял, что восстание, намеченное на Пасху, провалилось, нужно что-то срочно предпринимать, и он отдал распоряжение схватить Иисуса Христа, с тем, чтобы обвинив его в подготовке восстания, обменять на Варавву. Христа схватили тут же, в Гефсиманском саду, и для этого не потребовалось ни предательства, место своего пребывания он ни от кого не скрывал, ни тайного знака, на него указывающего, его все знали в лицо, он читал свои проповеди открыто, при большом скоплении народа, помните, что он сказал, когда пришли его брать? «Что же вы вышли на меня с копьями да кольями, как на разбойника? Я ведь ни от кого не скрывался».
Быстренько нашли двух лжесвидетелей, которые показали, что именно Христос готовил мятеж и подговаривал народ восстать против ненавистного римского владычества, и отправили Христа к Понтию Пилату, но Понтий Пилат прекрасно знал, кто готовил восстание, знал он и то, что Христос ничем римскому владычеству не угрожал. В библиотеке Ватикана хранится письмо Понтия Пилата кесарю Тиберию, в котором он пишет своему императору, что лично встречался с Иисусом Христом, и убедился, что тот не представляет никакой угрозы римскому владычеству. Вероятно, слухи о том, что некий проповедник по имени Иисус готовит восстание, дошли до Тиберия, и он дал распоряжение прокуратору Иудеи разобраться в обстановке и доложить. Думаю, что, прежде, чем побеседовать с Христом, Понтий Пилат сделал то, что сделал бы любой руководитель на его месте. Поскольку Христос проповедовал открыто, но никакого труда не составило бы подослать к нему своего человека, чтобы тот слушал о чем говорит Христос, и письменно докладывал прокуратору. А если это так, то вполне возможно, что где-то сохранилась рукопись (доклады Понтию Пилату), в которой изложено полное учение Христа, записанное очевидцем. Причем записи эти должны быть наиболее точными, поскольку подчинённый докладывал своему непосредственному начальнику и какие-либо приписки «от себя» в этих докладах были неуместны. На поисках этих документах и построен сюжет романа «Портрет дамы».
О том, что именно Варавва готовит восстание, Понтий Пилат знал не только из доноса Иуды, спецслужба установила имя главного заговорщика, но кто он, и где скрывается, никто не знал. И вот Варавва схвачен. Прокуратор и не думал обращаться к народу с просьбой решить, кого он должен казнить, а кого отпустить, по словам Иосифа Флавия, Понтий Пилат был жёсток, решителен, и с презрением относился к народу и его религиозным обычаям. Не было смысла прокуратору играть в демократию, решение было однозначно – Варавву распять, а Христа отпустить, но оказалось всё не так просто. Говоря терминами современной украинской политики, Понтию Пилату попросту устроили «майдан», и главным требованием «майдана» было – «Отпусти нам Варавву!». Праздник близился, народ на «майдане» всё прибывал, появились вооружённые люди, и прокуратору намекнули, что если он не выполнит требования «майдана», то восстание начнется прямо сейчас. Таким образом, Понтий Пилат оказался в положении Януковича, но если у Януковича были силы и средства для того, чтобы разогнать «майдан» и навести конституционный порядок, но не хватило решимости, то у Понтия Пилата было всё наоборот – решимости хватало, не остановило бы его и кровопролитие, у Иосифа Флавия есть свидетельства, когда прокуратор разгонял толпу самыми жестокими способами, безоружных рубили мечами и топтали конями, но сил и средств у Понтия Пилата в данном случае не было. Основные войска находились в Сирии у легата Виттелия, а в распоряжении прокуратора были лишь вспомогательные войска, да и те находились в Кесарии на берегу Средиземного моря, а в Иерусалим он прибыл лишь с немногочисленным отрядом личной охраны.
Он пытался перевести свои войска в Иерусалим, но, когда он внёс в город знамёна с языческими изображениями, евреи возмутились и написали жалобу кесарю, и знамёна и войска пришлось возвратить обратно в места постоянной дислокации, в Кесарию.
Если восстание начнётся немедленно, то прокуратору будет нечем противостоять растущей с каждым часом вооружённой толпе. Но и отпустить Варавву он не мог, тогда восстание неминуемо начнётся через день, а подкрепление из Сирии прибудет не скоро. Правда, кое-какие меры Понтий Пилат принял, в Евангелии сказано, что он отправил Иисуса Христа в Галилею к тетрарху Ироду Антипе, чтобы он сам решил участь Христа, поскольку тот был уроженцем города Гамлы, что находится на территории, подвластной тетрарху Антипе. Но далее евангелисты дают интересную информацию, которая требует пояснений, они пишут, что между прокуратором и тетрархом Галилеи сложились натянутые и даже враждебные взаимоотношения, но после того, как Ирод Антипа вернул Христа Понтию Пилату, отношения между ними наладились. Возникает вопрос:в чем причина таких взаимоотношение? И второй вопрос, более интересный: почему эти отношения вдруг наладились? Никто из толкователей Евангелий ответа на эти вопросы не даёт. Постараемся сами найти ответ на основании того, что нам известно о Ироде Антипе.
В распоряжении Ирода Антипы имелись войска, римский император разрешал правителям пограничных колоний иметь свои вооружённые силы для защиты границ империи от набегов кочевников, это было выгоднее, чем держать на границах римские легионы. У Галилеи были сложные отношения с Набатейским царством, Ирод Великий пытался наладить отношения с Набатейским царём Аретой, женив своего сына, Ирода Антипу, на его дочери. Но Антипа сделал всё возможное для того, чтобы отношения эти испортить, он развелся с набатейской принцессой и взял в жёны Иродиаду, вдову своего двоюродного брата, умершего внезапно при неизвестных обстоятельствах. Арета воспринял такой поступок Антипы, как оскорбление, и двинул войска на Галилею, потребовалось вмешательство римлян для урегулирования конфликта. Вполне естественно, что Понтий Пилат, как верный слуга своего кесаря, не мог одобрить такой поступок Ирода Антипы, потому его неприязнь к тетрарху Галилеи на грани вражды вполне понятна, а вот почему взаимоотношения наладились после того, как Антипа вернул Христа прокуратору? Что могло произойти такого, что в корне изменило отношение Понтия Пилата к Ироду Антипе? Если смотреть на всё реально, то причина могла быть только одна, Понтий Пилат отослал Христа не потому, что не мог сам решить его судьбу, это был только повод. Доверенные лица прокуратора, сопровождающие Христа, получили распоряжение добиться от тетрарха, чтобы тот на время праздников прислал в Иерусалим свои войска для того, чтобы было что противопоставить мятежникам, если восстание не удастся предотвратить, и Ирод Антипа заверил прокуратора, что войска он пришлёт. Этим он оказал Понтию Пилату неоценимую услугу, он фактически спас прокуратора от расправы разъярённой толпы, ведь если бы восстание началось, то ненависть местного населения к прокуратору, накопившаяся за годы его правления, немногочисленный отряд личной охраны никак сдержать бы не смог.
Но даже несмотря на заверения тетрарха в предоставлении вооруженной помощи, отпускать Варавву было никак нельзя. Если вождь мятежников окажется на свободе, восстание неизбежно начнется, даже, с учётом того, что соотношение сил может сложится не в пользу восставших. Варавва прекрасно понимал, что теперь спецслужбы Понтия Пилата знают его в лицо, и в живых не оставят, избежавшего распятия вождя ждёт удар кинжала из-за угла, потому восстание неизбежно. Варавву следует распять, но при этом каким-то образом погасить напряжение воинственно настроенного «майдана». Если нельзя действовать с позиции силы, то можно пойти на хитрость. Понтий Пилат объявил «майдану», что отпускает Варавву, а на казнь отдаёт Христа. Он приказывает избить обоих, чтобы опознать их сразу толпа не могла. Они были братьями, то ли родными, то ли двоюродными, потому, возможно, похожи, оба приняли обет назирута, то есть были назореями, потому не стригли волосы, разница в возрасте могла составлять от двух до десяти лет, но определить возраст человека истерзанного побоями, не так-то просто с первого взгляда. Кроме того, перед тем, как отправить Варавву на казнь, Понтий Пилат одел его в те одежды, в которых Ирод Антипа вернул Христа прокуратору. Согласно Евангелие, Антипа одел Иисуса Христа в белые одежды перед тем, как отправить обратно, евангелисты комментируют этот поступок тетрарха, как насмешку над Христом, но позволю себе с этим не согласиться. По свидетельствам историков, Ирод Антипа был человеком суеверным, и со страхом, трепетом и почтением относился к проповедникам и пророкам, он и Иоанна Предтечу никогда бы не казнил, если бы не интриги его жены Иродиады и её дочери Саломеи. Белые одежды были знаком уважения, ведь Иисус Христос был назореем, а назореи носили белые одежды, как символ чистоты. Те одежды, в которые одел Христа Ирод Антипа, видимо, были из дорогой ткани, не зря ведь римские солдаты делили их, когда подняли распятие с осуждённым. Для чего Понтий Пилат приказал одеть осуждённого перед отправкой на Голофу, ведь непосредственно перед казнью их раздевали? Иначе не могли бы солдаты делить эти одежды. Ответ может быть только один – Понтий Пилат хотел выдать одного человека за другого. Может быть, всё-таки на казнь отвели Христа, его и не раздевали, а избивали одетого? Но тогда одежда под ударами кнутов превратилась бы в рваные окровавленные лохмотья, и делить их римским солдатам не было бы никакого смыла. Итак, Варавву отправили на казнь, а Христа унесли на плащанице в дом Фомы, поскольку он был избит так, что сам идти уже не мог.
Но Понтий Пилат прекрасно понимал, что обман рано или поздно вскроется, подмену обнаружат, и если Варавва ещё будет жив, а умирали на распятии долго, в течении нескольких дней, то его снимут живого, и вождь мятежников займёт свое место в строю. Потому он приказал сотнику Лонгину, руководившему процессом казни, пронзить Варавву копьём, как только распятие поднимут. Не мог сотник ударить копьём распятого по своей инициативе, ведь мучения казнённых должны были посеять страх в тех, кто присутствовал при этом, чтобы и мысли не возникло повторить то, что сделал осуждённый на казнь, потому, для того, чтобы прервать мучения распятого одним ударом, должна быть серьёзная причина. Без соответствующего указания сотник на это бы никогда не решился.
Ученики Христа, все, кроме Фомы, которого прозвали неверующим, были убеждены в том, что распяли именно их учителя, видя, что распятый уже мёртв, они сняли тело со столба и похоронили в склепе со всеми почестями. В Евангелии сказано, что Понтий Пилат разрешил снять тело, но, думаю, никакого разрешения прокуратор не давал. Почему же охрана не воспрепятствовала? Да потому, что охраны уже не было, Варавва мёртв, а двое других интереса не представляют, потому солдаты просто ушли.
Весть о том, что тело Вараввы сняли и похоронили с почестями в склепе, привела Понтия Пилата в ярость, ведь и мёртвый вождь может стать знаменем для борьбы, он распорядился, тело из склепа убрать, ткань, пропитанную благовониями снять, и зарыть мятежника в таком месте, где его никто никогда не найдет.
А ученики Христа, придя утром к могиле, и обнаружив её пустой, решили, что их учитель, Иисус Христос, воскрес из мёртвых. Потом ошибка их была разъяснена Фомой, в доме которого лечил раны Христос, после излечения, он, как считает исламский историк Азиз Кашмири, вместе с Фомой и своей матерью Марией покинул пределы Иудеи и отправился в Индию, где продолжал свое учение, прожил до глубокой старости и умер в возрасте 120 лет, могила его находится недалеко от города Кашмир. Легенды гласят, что именно в Кашмире в доисторические времена обосновались «двенадцать колен Израилевых.
Что стало с Иудой? Возможно, как в романе Булгакова, жизнь его оборвал удар кинжала, а может быть он и повесился, ведь Иуда, как и ученики Иисуса Христа, был уверен в том, что Христа распяли, и он, Иуда Искариот, чувствовал свою вину, ведь он предавал Варавву, чтобы не допустить восстания, которое будет иметь трагические последствия для народа, а вышло так, что казнён был невиновный человек.
Теперь всё сходится, всё логично, есть ответы на все вопросы, поведение всех действующих лиц мотивировано и обосновано, хотя и противоречит тому, что написано в Евангельских текстах. Многие исследователи, начиная с первых толкователей Благой Вести, вплотную подошли в ответам на эти вопросы, но ответы можно получить только правильно сформулировав вопрос: Кого предал Иуда? Ведь о том, что было два Иисуса, писал ещё Рудольф Штайнер, задавались этими вопросами и Цельс, и Ориген, осталось только связать все нити воедино и поставить точку.
Что же из этого следует? А то, что исторически сложившаяся христианская религия основана на весьма зыбком фундаменте, в основе её лежит самая великая мистификация нашей эпохи, подменено не только учение Христа, подменён и сам Христос. Тот, кого на Никейском соборе признали Богом, чьи лики изображены на иконах и картинах великих живописцев, чей образ вдохновлял художников, поэтов и писателей нашей эпохи, вовсе не пророк, нёсший людям учение о справедливом образе жизни, а предводитель восстания, убеждённый в том, что только вооружённым путём можно построить справедливое общество. Может быть именно этим и объясняется то, что вся христианская эпоха отмечена жесточайшими войнами, сперва между сторонниками и противниками Христа, далее между многочисленными течениями в христианстве, полита кровью, озарена кострами инквизиции? И надо всеми молитвами христианских священнослужителей о мире витает фраза «Не мир пришёл я принести, а меч.»
7 января 2017 года
Геннадий Дмитриев.