В.Путин: Главный вопрос – это грамотный, современный подход к организации, постановке самого дела и, конечно же, в кадрах.
И с ним, как всегда, проблемы. Ректору одного из главных вузов страны всё сложнее прогнозировать будущее:
В.Садовничий: Я начну с глобального. Система информационного уклада или информационной революции имеет самое непосредственное отношение к нашей основной деятельности. Сегодня нельзя говорить о развитии образования, не учитывая этого фактора. Мы живём в уникальный период истории человечества. У математиков есть термин для его описания – это сингулярность. Речь идёт о всё более ускоряющихся и всё менее предсказуемыхизменениях технологической и социальной реальности. Окружающая нас среда становится всё более цифровой.
Википедия:
Технологи́ческая сингуля́рность — гипотетический момент, по прошествии которого, по мнению сторонников данной концепции, технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию, предположительно следующий после создания искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграции человека с вычислительными машинами, либо значительного скачкообразного увеличения возможностей человеческого мозга за счёт биотехнологий.
Основные предсказания Рэймонда Курцвейла:
- К 2029 году компьютер сможет пройти тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума в человеческом понимании слова. Это будет достигнуто путём компьютерной симуляции мозга человека.
- В 2030-е годы наномашины будут вставляться прямо в мозг и осуществлять произвольный ввод и вывод сигналов из клеток мозга. Это приведёт к виртуальной реальности «полного погружения», которая не потребует какого-либо дополнительного оборудования.
- В 2040-е годы человеческое тело сможет принимать любую форму, образуемую большим числом нанороботов. Внутренние органы будут заменены кибернетическими устройствами гораздо лучшего качества.
- Курцвейл предсказывает наступление технологической сингулярности в 2045 году. В это время вся Земля начнёт превращаться в один гигантский компьютер, и постепенно этот процесс может распространиться на всю Вселенную. Природа сингулярности такова, что более конкретные прогнозы на период после 2045 года сделать затруднительно.
Эта гипотеза ранее уже обсуждалась в нашем сообществе:
Я повторю своё понимание: искусственный интеллект является заложником той этики, в которой был создан. Невозможно описать сценарий становления Человека логикой «если-тогда» («if-then»). Нет такой функции в бинарной логике, которая бы приводила к обретению компьютерной программой свободы воли.
Так называемый искусственный интеллект будет лишь более-менее или менее адекватным алгоритмическим описанием того понимания мира, который сложился в головах людей, создающих этот интеллект. Теоретически решения могут вырабатываться так называемым искусственным интеллектом гораздо быстрее, чем неким советом людей. Но качество этих решений (в смысле применимости для достижения поставленных человечеством целей) искусственного интеллекта будет таким же, как качество решений людей. То есть, изобретение искусственного интеллекта не сможет разрешить кризисные явления человечества.
Как видят мир сторонники идеи сингулярности технологий:
В их понимании экспоненциальное развитие техносферы уносит нас всех в неизвестность, прогнозировать или планировать что-либо на период, близкий сингулярности, очень сложно или даже невозможно.
Как видят мир сторонники теории смены технологических укладов:
Технологи́ческий укла́д — совокупность сопряжённых производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет неравномерный ход научно-технического прогресса.
Номер
укладаСодержание Начало Знаковое начальное событие I Начало Первой промышленной революции 1772 год Создание Ричардом Аркрайтом прядильной машины «Water frame» и строительство им текстильной фабрики в Кромфорде. II Эпоха пара 1825 год Паровоз Locomotion № 1, строительство железной дороги Стоктон — Дарлингтон. III Эпоха стали (Вторая промышленная революция) 1875 год Изобретение бессемеровского процесса, создание на базе конвертера Бессемера завода Edgar Thomson Steel Works в Питтсбурге. IV Эпоха нефти 1908 год Внедрение на предприятиях Форда ленточного конвейера, начало выпуска автомобиля Ford Model T. V Эпоха компьютеров и телекоммуникаций (Научно-техническая революция) 1971 год Первое употребление названия «Кремниевая долина», появление первого микропроцессора Intel 4004. VI Нанотехнологии 2004 год Графен — монослой атомов углерода, полученный в октябре 2004 года в Манчестерском университете. VII Эпоха метакогнитивных технологий, новой антропологии (?) 2060 год(?) ?
В их понимании развитие похоже на спираль. Мы сейчас наблюдаем фазу роста шестого технологического уклада, который остановится фазой зрелости и, возможно, появится седьмой технологический уклад. В любом случае, возрастающей таинственной неизвестности нет, понятно что делать и в эмбриональную фазу, и в фазу роста, и в фазу зрелости. Можно и, главное, нужно прогнозировать и строить планы.
На приведённой выше картинке ректор МГУ В.А.Садовничий и многие другие сторонники идеи сингулярности технологий находятся на шестой синей прямой и уверены, что она уйдёт в бесконечность (серого поворота направо не будет). Это можно проиллюстрировать так:
Как видят мир сторонники Концепции общественной безопасности:
В понимании авторов КОБ есть две логики поведения и короткий период их смены, совпавший с мировыми войнами XX века. Каждому периоду характерно определённое отношение к освоению и распространению знаний и определённая психология и нравственность людей. Собственно смена технологических укладов второстепенна по отношению смены психологии поведения людей. В любом случае, никакой непрогнозируемой неизвестности нет, более того, самый опасный период уже прошёл и далее предстоит планомерная и предсказуемая работа по преображению общества.
Подробное описание каждой из трёх теорий достойно многих томов литературы. Я постарался кратко изложить их суть, чтобы можно было ответить самому себе на вопрос: какая теория более адекватна жизни? Как отразятся на результатах управления МГУ нарастающие сложности для его ректора в прогнозировании будущего?
Продолжим.
В.Садовничий: Действительно, на наших глазах кардинально меняется сама философия и даже идеология образования, чему учить, для чего учить. Ведь мы порой не знаем, какие профессиональные знания или какие навыки понадобятся нашим будущим студентам, поколению Z, которое с детства прекрасно адаптировано к современной технологической среде. Очевидно, мы должны дать те базовые фундаментальные знания, с помощью которых можно будет заниматься и той профессиональной деятельностью, о которой мы сегодня даже не знаем. И это совсем новые задачи в области образования и профориентации.
Наш вывод. Главное – научить учиться, научить мыслить. Главное – это фундаментальные знания. Как это сделать? Вопрос. Какова роль сегодня учителя, преподавателя?
Известны слова философа и педагога, который прожил 100 лет, Джона Дьюи. Он сказал: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили вчера».
Продолжим вопросы. Каким должен быть учебник? Ясно, что надо использовать в образовательных целях новые цифровые возможности: гипертекст, инфографику, интерактивный формат и так далее. Но как отказаться от наследия Гутенберга? Или Шекспиру и Пушкину всё-таки лучше живётся в книге, чем на экране монитора?
В.Путин: … у нас создаются очень современные, уникальные абсолютно, не имеющие аналогов в мире системы вооружения. Одна из таких систем была создана очень молодой командой. Когда я с ними встретился, мы и Госпремию им дали, пришли совсем молодые люди. Я их спрашиваю: «Вы откуда взялись-то?» Они говорят: «А вот как гранты только начали платить, мы всей группой из вуза пришли, создали коллектив». И в течение семи лет они создали эту мощнейшую, самую современную в мире боевую ударную систему.
В.Путин: Но я чем больше работаю, тем больше всяких у меня терминов появляется интересных. Сингулярность – это хорошее слово. Где-нибудь скажу – буду выглядеть приличным человеком. Во всяком случае, я так понял, что это увеличение факторов неопределенности, да? Правильно. И Конфуция здесь правильно вспомнили: если цель кажется недостижимой, не меняйте цель, меняйте подходы к ее достижению. Примерно так, да? Вот я вспомнил в этой связи другую, китайскую. Это не поговорка, это Конфуций. Китайский народ мудрый, древний, вот одна из поговорок звучит так: «Чтобы видеть дальше, нужно подняться выше».
Вот в этой связи что бы хотел сказать? Да, факторов неопределенности становится все больше и больше, но это не должно нас пугать. Потому что если мы хотим видеть конечную цель, нужно просто подняться самим на такой уровень, с которого эта цель будет видна.
Применительно к образованию и высшей школе. Это только сегменты, то, что я скажу, но тем не менее. Что и как должно преподаваться? Вот вам виднее на самом деле, вы же специалисты. Я должен опираться на ваше мнение. Но я хочу оттолкнуться от того, что здесь было сказано вслух, так вопрос был сформулирован: а что же преподавать? Вот смотрите, если будущее за 3D-технологиями, если будущие компоненты в реальном секторе производства будут создаваться не путем отсечения чего-то, а путем напыления, причем современными средствами и с применением современных технологий, то мы должны подумать, как нам подготовить такого специалиста, который может это делать. И у нас уже есть такой опыт, но он у нас очень фрагментированный, и он почти не заметен. Надо подумать, будущее за этим в мире. Конечно, нельзя учить ни старыми методами, ни старыми стандартами, не ставить цели, которые были актуальны вчера. Если будущее за геномными технологиями, за цифрой и за искусственным интеллектом, за робототехникой, если будущее на стыке научных знаний, если будущее за природоподобными технологиями, о которых здесь говорили, то нужно подумать, как нужно и к чему нужно готовить такого специалиста, который все это знает, все это может и реально будет применять на практике. Просто мы должны понять, что другие специалисты не только вчера – уже сегодня не нужны.
Я говорил в своем Послании, не к ночи будет помянуто, но говорил о необходимости прорыва. Если мы не сделаем этот прорыв, в этом вся суть, мы тогда безнадежно отстанем, реально отстанем, понимаете? А это будут очень тяжелые последствия. Какое-то время мы еще просидим на том, о чем я говорил во второй части своего Послания, будем чувствовать себя достаточно уверенно в течение двух-трех десятилетий. Но мы-то – во всяком случае, такие люди, как вы – должны думать за горизонт, и людей нужно готовить именно для этого, о том, что я сейчас сказал.
Напомнило исторические высказывания Сталина:
В прошлом у нас не было и не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас, у народа, – у нас есть отечество и мы будем отстаивать его независимость. Хотите ли, чтобы наше социалистическое отечество было побито и чтобы оно утеряло свою независимость? Но если этого не хотите, вы должны в кратчайший срок ликвидировать его отсталость и развить настоящие большевистские темпы в деле строительства его социалистического хозяйства. Других путей нет. Вот почему Ленин говорил накануне Октября: “Либо смерть, либо догнать и перегнать передовые капиталистические страны”.
Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут.
Но изжив период голода в области техники, мы вступили в новый период, в период, я бы сказал, голода в области людей, в области кадров, в области работников, умеющих оседлать технику и двинуть ее вперед. Дело в том, что у нас есть фабрики, заводы, колхозы, совхозы, армия, есть техника для всего этого дела, но не хватает людей, имеющих достаточный опыт, необходимый для того, чтобы выжать из техники максимум того, что можно из нее выжать. Раньше мы говорили, что “техника решает все”. Этот лозунг помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшую техническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людей первоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеко недостаточно. Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по всем правилам искусства. Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на наших первоклассных заводах и фабриках, в наших колхозах и совхозах, в нашей Красной Армии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику, страна наша получила бы эффекта втрое и вчетверо больше, чем она теперь имеет. Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой. Вот почему старый лозунг “техника решает все”, являющийся отражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что “кадры решают все”. В этом теперь главное.
Вместо техники теперь нам нужны кадры в перспективных областях науки. В остальном также актуально: «кадры решают всё», «если мы не сделаем этот прорыв» то «нас сомнут».