Что мы увидели на Фукусиме? Страна с высочайшим качеством управления, страна с высочайшим качеством технологий, страна с высочайшей дисциплинированностью населения. И в этой стране, тем не менее, мы видим:
Первое – утаивание информации. Часть информации мы не получаем, потому что её утаивают, или мы получаем её поэтому с огромным опозданием.
Второе – отсутствие информации. Часть информации специалисты просто не имеют, они не знают, что и где конкретно происходит.
Третье. Мы видим абсолютную растерянность управляющих структур. Представители Агентства по атомной энергетике обращаются к властям с призывом придумать способ откачки загрязнённой воды. Что такое власть? Это министерства – сельского хозяйства, обороны. Это члены Парламента, судьи Верховного суда. То есть [атомщики] обращаются к заведомо не профессионалам с просьбой придумать как им, профессионалам, выполнить свою работу.
Есть осложняющее обстоятельство, что этим занимается частная компания. А государственно-частное партнёрство, это такая «вещь в себе», даже в Японии. Там много внутренних противоречий.
Главное, мы видим на этом примере, что атомная энергетика оказалась менее надёжна, менее защищена, чем думали даже японцы с их национальным психозом по поводу Хиросимы и Нагасаки.
Выводы.
Усиливать защиту атомных электростанций
Первое. Нужно качественно усиливать защиту атомных электростанций. Есть проблемы взаимодействия с лоббистами. Даже МАГАТЭ выглядит как абсолютно лоббистская организация, в стиле Международного олимпийского комитета, примерно тем же уровнем добросовестности и внутренней честности. Но МОК занимается относительно безопасными вещами, а МАГАТЕ – самыми опасными вещами. Как это сделать рационально, сложный управленческий вопрос.
А это вообще будет рентабельно?
Второе. После этого нужно будет посчитать экономику. А вообще, это будет ли рентабельно? Если мы нынешние расходы на атомную энергетику увеличим за счёт повышения степени безопасности. Это не только хранилища ядерных отходов и отработавшего ядерного топлива, дополнительные системы охлаждения и прочее. Это, например, включает систему подготовки специалистов. Откуда у нас возьмутся профессионалы-атомщики через 10 лет? У нас что, на атомных электростанциях, которые уже построены и ещё строятся, будут работать рафшаны с джумшутами? Тогда Россию не нужно будет бомбить, она сама будет взрываться! В силу исключительной компетентности и творческого характера управления. Творческий характер управления мы уже видели – на Чернобыльской АЭС.
Посчитать эту комплексную безопасность и посмотреть: а это вообще будет рентабельно? С учётом повышенной безопасности, будет оправдано, или нет?
Институт личной ответственности
Третье. Надо ввести институт личной ответственности. В средние века, когда не было ещё сопромата и каждый мост строился, вобщем-то по наитию, да и в начале индустриальной эры, когда первый груженый состав проходил по новому мосту, под этим мостом стоял инженер, который этот мост строил. Он отвечал за мост своей жизнью. Вот есть акт приёмки атомной электростанции. Есть группа людей, которые подписываются, что они считают, что эта атомная электростанция безопасна и её можно эксплуатировать.
Нужно ввести правило, если на этой АЭС потом что-то случится, не надо судить и сажать в тюрьму этих людей. Пусть они отправятся в зону этой аварии в качестве ликвидаторов. И будут там, пока эта авария не завершится. Я понимаю, что это очень негуманно по отношению к этим людям. Но это более гуманно, чем обрекать на боль и страдания других людей, которые пострадают от их безответственности.
Комментарий
В России присутствует и лоббистская структура атомщиков и то самое «отягчающее обстоятельство – Государственная Корпорация по атомной энергии «Росатом»,
Есть проблемы с добросовестностью и внутренней честностью атомщиков. Особенно штатных и внештатных атомных пропагандистов.
22 ноября 2010 года был принят Федеральный закон N 305-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». В соответствии с добавленным в закон пункте 26 статьи 7, Росатом теперь может сам выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов использования атомной энергии, в том числе и АЭС.
Привожу текст новой редакции статьи:
«Корпорация для достижения целей, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет следующие полномочия и функции в области государственного управления использованием атомной энергии:
…
26) осуществляет выдачу учреждениям Корпорации, акционерным обществам Корпорации и их дочерним, зависимым обществам, а также подведомственным предприятиям разрешений на строительство объектов использования атомной энергии, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, и выдачу таким юридическим лицам разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов».
Таким образом, личную ответственность за возможные будущие аварии на старых и строящихся АЭС России несут не только атомщики и их предводитель, Сергей Кириегко, а также безоговорочно выдающие им лицензии чиновники Ростехнадзора, но и депутаты Федерального Собрания, давшие Росатому невиданные полномочия, а также, в первую очередь, Владимир Путин и Дмитрий Медведев, постоянно оказывающие расточительной и опасной атомной отрасли и политическйю и экономическую поддержку.
Да, «под мост» все эти граждане не поместятся, но, случись не дай Бог что, работы ликвидаторов на них точно хватит.